Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

По Юнгу, для сознательного и бессознательного характерны единство, а не борьба



В отличие от Фрейда Юнг считает невозможным вести психоанализ по одной предзаданной схеме. Чтобы анализ был успешен, и пациент, и терапевт должны при-надлежать к одному психологическому типу. Таких основных типов Юнг называет два: интроверты и экстраверты. Интроверт – личность, погруженная в глубины своего внутреннего мира, действующая, в первую очередь, по своей внутренней логике, воз-действие извне она расценивает как давление и вторжение. Экстраверт, напротив, тот, кто активно выражает себя коммуникации, он энергичен и ориентирован на других.

Юнг придает огромное значение самопониманию пациента: в конце концов, мой сон – это мой сон, только я могу придать ему верный смысл.

Юнг утверждает, что под слоем личного бессознательного, содержащего вытес-ненные влечения, находится сфера коллективного бессознательного, обладающего cверхличной всеобщей природой. Это значит, что оно не имеет границ и присуще всем людям. Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы. Архе-типы находятся вне пространства и времени, они принадлежат к некой иной реаль-ности и выступают организаторами психики. Это – «дремлющие мыслеформы». Они всегда реализуются через образы конкретной культуры, во внутреннем опыте кон-кретных людей, поэтому невозможно сделать их механический список. Архетипы при-ходят к человеку через сны, образы, художественные произведения, они выражают себя через психические реакции и отклонения в поведении. Юнг описывает несколько выявленных им основных архетипов.

Анима и Анимус представляют собой соответственно архетип женственности и мужественности. Женщина обладает не только собственным женским началом, но и Анимусом, а мужчина – Анимой. Анима – природный женский архетип, что-то вроде эльфического духа, это выражение жизни, в котором есть и благо, и зло жизни, которая дана и богине, и ведьме. Доминирование в мужчине Анимы, представляющей собой эмоциональное начало, выражается в его женоподобном поведении, неспособности принимать самостоятельные решения.

Анимус – это мужской архетип во внутреннем мире женщины. Он персо-нифицируется в Логосе, это способность к рациональному мышлению, рефлексии. Идентификация с Анимусом вызывает в женщине мужеподобное поведение, делает ее активной, агрессивной и самоуверенной, стремящейся к власти.

Юнг выделяет такие архетипы, как Персона и Тень, Персона – это совокупность наших социальных ролей, те маски, которые мы носим, не будучи тождественны им. Тень – это «низший человек в нас»: наши страхи, инфантильные желания, сексуальные комплексы, агрессивные влечения. Обычно Тень проецируется на других, потому что человек не хочет признавать за собой неодобряемых им самим и культурой качеств. Просто подавить ее никак не удается, ее надо научиться принимать и сосуществовать с ней.

Важнейшим архетипом по Юнгу является Самость. Это психологический образ Бога, центр тотальной, беспредельной личности, это целостность человека как индивидуальности. К Самости ведет процесс индивидуации – интеграция коллек-тивного бессознательного в отдельной личности. В ходе индивидуации человек изле-чивается от невроза, разрешает свои внутренние противоречия и проблемы.

Основным представителем неофрейдизма был Э.Фромм. Он первым указал на не-способность ортодоксального фрейдизма решить проблему взаимодействия личности и общества. Фромм сконцентрировал внимание на превращении психоанализа в соци-альную Ф.ию. С этой целью он обратился к предыдущей Ф.ской мысли – к взглядам Фейербаха и Маркса, что дало ему возможность критически переосмыслить фрей-довскую точку зрения на природу бессознательных стремлений и на роль социальных факторов в становлении личности. Но, учитывая, что социальная теория Маркса не достаточно учитывает роль психологического фактора, Фромм поставил целью дополнить марксизм психоанализом.

В течение всей своей научной деятельности Фромм остается верным основным теоретическим положениям психоанализа. Он был твердо убежден, что критерием социального развития должно быть самоощущение человека – психологическая удов-летворенность или неудовлетворенность общей жизненной ситуацией. Фромм стре-мился выяснить, какую роль играют психологические факторы в социальном, пытался раскрыть психологический механизм общественного развития. Поэтому в центр своей социально-Ф.ской теории он поставил психологическую модель человека, анализ развертывания потенциальных человеческих качеств в процессе приспособления человека к конкретной социально-экономической действительности.

Фромм формулирует необходимость создания гуманистического психоана-лиза, останавливается на вопросе характеристики современного человека. Человек ставит перед собой цель владеть, обладать чем-то, но не быть. Человек европейской цивилизации гонится за личными ценностями. Человек современный не знает как распорядится свободой. Неразрывность проблемы свободы и ответственность. Рассмотрение человека как дихотомического существа: два начала - биологическое (природное) и культурное в человеке. Эти два начала необходимо примерить. Усиление социального начала ведет к отчуждению человека.

46. Характерные черты украинской философии. Киеворусское «любомудрие»

Украинская философия отображает главные черты украинской ментальности. М. – спец. Стиль мировосприятия, кот. Возн. У людей в рез-те длит. Совм. Существования в единых условиях. Украинцы являются автохтонным этносом – стойкая привязанность к своей территории – понятие «Антеизма»: духовная подпитка от родного края.

Приоритет индивидуального над коллективным – «моя хата с краю».

Приоритет эмоционального начала над рациональным – Ф. сердца – кардиоцентризм. Сердце (чел-к) – микрокосм, сердце связующее звено между микрокосмом и макрокосмом. Т.з.: российская Ф. более рационалистична.

Истоки: - языческая картина мира: мир как дерево (дуб), наличие потустороннего мира – отражения ветвей дуба в воде; достаточно большой набор богов. – христианство.

Философия Киевской Руси: Киево-Русское любомудрие. Любомудрие в Киевской Руси - это знание вещей божественных и людских, благодаря которым человек может приблизиться к богу. К наиболее выдающимся любомудрам относят: Илларион Киевский (слово о законе и благодати), Климент Смолятич, Кирилл Туровский (религиозная философия). Зародилось учение о связи божественного и человеческого и о 2 видах истины: притчевой и благодатной.

Основной вопрос - проблематика спасения человеческой души. В “Слове” Илларион пытался решить определенные историко-философские проблемы. Он указывает на односторонность закона, который отождествляет с ветхим заветом. Эпоха закона закончилась с воскреснием Христа, началась эпоха благодати. Благодать подобна солнцу, она светит всем людям и всем народам.

Русь своим крещением обязана божьей благодати. Славяне, которые являются молодым народом, имеют большое историческое будущее. Философия в Украине: 14 в. – Агиография – изучения жития святых; 15-16 вв. – полемизм Ивана Вишенского, Острожский культурный центр; Философия барокко (16в.) - это философия контрреформации (тяготила к католицизму). Философия преподававшаяся в Киево-Могилянской академии относилась к поздней схоластике. В 19-20 веах формируется национальная идея – Шевченко.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 938 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...