Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религиозная философия ХХ ст. Эволюция неотомизма. Философия Тейяра де Шардена



Религиозная Ф.ия уже по определению сопрягает все проблемы с учением о Боге как современном бытии. Боге как всей реальности, чья свободная воля прослеживается в истории и в культуре. Проблемы развития гуманизма связаны с историей развития христианской религии. Центральная проблема современной религиозной Ф.ии — проблема человека. Как относится человек к Богу? Какова миссия человека в истории, в чем смысл бытия человека? В чем смысл скорби, зла, смерти — явлений, которые, несмотря на прогресс, так распространены? Рассуждая о смысле жиз­ни современного человека и путях развития общества и обще­ственном прогрессе, католические Ф.ы задают вопросы: «К чему победы, купленные такой дорогой ценой? Что может дать человек обществу и требовать от него?». Человеку надо показать вечные ценности и ценности вновь появившиеся, помочь их правильно понять и синтезировать. Такой подход к задачам Ф.ии сделал религиозно-Ф.ские доктрины популярными в XX веке.

Основной предмет исследования в персонализме — творческая субъекти-вность человека. Человек всегда личность — Персона. Его суть — в его душе. Душа самостоятельна и самонаправляется. Люди живут разобщенно и впадают в крайность эгоизма. Другая крайность — коллективизм, где личность нивелируется, Ра-створяется в массе. Персоналитический подход позволяет уйти от названных крайностей, выявить истинную сущность человека и возродить его индивидуальность. Основные проблемы персонализма — это вопросы свободы и нравственного воспи-тания человека. Основные вопросы неопротестантских Ф.ов — это вопросы о познаваемости Бога и своеобразия христианской веры. Важная задача неопроте-стантизма -создать теологию культуры, которая с позиции религии объясняла бы все явления жизни.

Наиболее влиятельная религиозно-Ф.ская школа - неотомизм. Его теоретический фундамент составляет учение Фомы Аквинского.

Главные принципы Ф.ии Фомы сохранились без изменения. Это идея гармо-нического единства веры и знания религии и науки, признание ценностей двух истин: истины разума и истины веры, и мысль о превалировании теологии над Ф.ией. Основная проблема томизма — доказательство бытия Бога и понимания места Бога в Мире, была дополнена проблемой бытия человека. Неотомисты создали новый образ человека, который творит свой культурно-исторический мир, побуждаемый к этому божественным Творцом универсума. Человек — основной элемент бытия, через него проходит история, ведущая к высшему состоянию развития общества, «граду Божьему». Общество может прийти к состоянию не похожему на все известные. Это будет общество, основанное на высших религиозно-нравственных ценностях.

Тейяр де Шарден Пьер (1881–1955) – известный ученый антрополог и католический Ф.. Основные работы: «Божественная среда», «Феномен человека», Рад теологи­ческих трудов: «Как я верую», «Введение в христианскую жизнь» и др., характери­зуют его как богослова.

Тейяр де Шарден пытается осмыслить развитие мира и человека в свете данных современной ему науки. Он считает возможным синтез науки и религии в решении проблем строения и сущности Вселенной, сущности и смысла жизни человека. Главная задача Ф.ии, теологии, науки – увидеть и показать, «чем становится и чего требует человек», – считает Тейяр де Шарден.

Ответ на этот связан с другими кардинальными проблемами. Возможна ли гибель мира? Как возможна свобода человека? Какое место в мире занимает Бог и человек? Мыслитель считает, что мир имеет способность к собственному усложнению, «свертыванию». Степень усложнения соответствует количеству психического сознания, которое в космосе нарастает. В конечном счете возникает и совершен-ствуется сознание человека. Человек – итог эволюции космоса. Стадии развития вселенной таковы: «преджизнь» – «жизнь» – «мысль» – «сверхжизнь». Последнее означает такое состояние общества, когда мир людей сплотится на основе Христи-анского гуманизма. На последней стадии произойдет соединение разума и веры, науки и религии. Тейяр де Шарден считает основой мира энергию. Энергия бывает двух видов: «тангенциальная» и «радиальная». Первая связывает воедино однородные предметы (например, река – море – океан). Второй вид демонстрирует нарастание сложных явлений (например, восприятие – ощущение – интеллект – гений). Радиальная энергия – это то же самое, что и «божественная благодать».

Мир по воле Бога стремится к совершенству. Жизнь идет путем эволюции. Жизнь самозародилась на Земле один раз, но во многих местах Земли. Некоторые ветви этой жизни – «питекантроп», «синантроп» и пр. вошли в тупик, а ветвь «человека разумного» развилась. Однако это самозарождение произошло по воле Бога. Бог через любовь как бы «касается» всего, «пребывает», но не является в любом процессе мира. Христос – это завершение мира или «точка Омега» – то, к чему стремится мир. В мире есть и «точка Альфа» – элементарные частицы бытия. Движение мира направлено от Альфы к Омеге. Это движение имеет магистральное направление, а именно – «гоминизацию», – возникновение человека.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1897 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...