Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ф.ия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.О. Чижев-ский)



Русский космизм – проблема единства человека с космосом, космическая природа человека и космические масштабы человеческой деятельности. Интерес к космизму возник к 20 в. в Западной Европе, но получил распространение в России. Причина развития в России: представить человека не атомарным существом, а личностью связанной со всеобщим.

Две тенденции: I – космизм с примесью фантастики и теологии.

Федоров (1828-1903) – расширение активности человека и включая космос. Человек овладеет не только пространством, но и временем. Благодаря познанию, опыту и труду, человек способен обрести бессмертие и возвратить все ушедшие поколения.

Федоров Н.Ф. – священник, объявлен еритиком.

Религиозный мыслитель, создатель утопической неохристианской системы, подчиненной идеи патрофикации (воскрешение отцов), т.е. воссоздания всех живых поколений, понимаемого как их преображение и возвращение к Богу. Супраморализм – высшая направленность, связанная с домом воскрешения путем преодаления «слепой силы природы». Значение любого знания оценивалось по степени приближения к «пасхальным вопросам» или всеобщей патрофикации.

Панацеей от соц. бед. видел. утопическую общину: объединение сынов для воскре-шения отцов (психократия).

Христианскую концепцию личного спасения считал безнравственной.

II тенденция – прогресс естествознания и естествоиспытания.

ЦИОЛКОВСКИЙ К. Э. (1857-1935) его научно-технические проекты были приложением его космической философии. Космос – заполнен различными формами жизни – от примитивных до лучезарных, способных ассимилировать солнечную энергию. Современный человек не завершенное звено – эволюции. Разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится вся его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим космос.

Окр. мир состоит из ассоциации атомов, кторые понимаются им как особые частицы в–ва и неуничтожимые «примитивные духи». Человек, однако, может контролировать ход их развития и даже созидать принцыпиально новые биологические существа, перестраивать свою биохимическую природу.

«Космическая этика» базируется на его натурФ.ии: проповедь «круговой поруки» всех нравственных сущетсв, выработку этических основ контакта с инопланетянами и т.д.

Его теория – своеобразный космический монизм, сходный с теорией о переселении душ. Все формы и ступени материи одушевлены, в основе – атом. Обмен атомами в космосе побуждает все разумное к заботе о мировом целом. Состояние космоса свидетельствует о торжетсве творческих сил жизни и разума над уравнительными тенденциями, а сам космологический процесс – циклическом усовершенствовании бытия.

ЧИЖЕВСКИЙ (ученик Циолковского) (1897-1964): биофизик, основоположник аэроионофикации. Работа «О влиянии космических факторов на поведение организованных человеческих масс». Смысл его учения: на фактах доказывается существования природных и космических ритмов, зависимость биологической и общественной жизни на Земле от Космоса. Магнитные возмущения на Солнце влияют на здоровье руководителей государства, особенно если власть – тоталитарная. При чем Солнце на социальные катаклизмы (войны, бунты). Его идеи подтверждает неразрывную связь человечества с космосом

В н. 20 в. было открыто влияни космических факторов на развитие общетсва и жизнь людей. В книге «физические факторы исторического прогресса» были обобщены рез–ты исследований. Факты показали, что ритмы солнечной активности воздействуют на динамику эпидемий, урожаев, соц. явления.

Воззрение: наш дом– космос, и смотреть на него нужно не как смотрит зритель. Чяеловек не сторонний наблюдатель, а часть космоса.

54. Русский философский Ренессанс конца 19 – нач. 20 в. Эсхатологическая метафизика Н.А. Бердяева. Проблема свободы и твор-чества. – Персонализм Бердяева.

19 столетие но праву называют «золотым веком» русской Ф.ии - по богатству ярких имен, содержательных учении, школ и идеи. То был классический период в истории русской Ф.ской мысли, эпоха универсализма (многообразия) в ней. Следует также отметить, что в это время Ф.ская мысль развивалась в значительной мере внутри художественной литературы.

Начало классического периода было связано с творчеством П.Я.Чаадаева, а в художественной литературе с А.С.Пушкиным.

П.Я.Чаадаев поднял вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском национальном само­сознании. Вначале он высоко оценивал западную цивилизацию и ее достижения, с сожалением писал об отставании России от «общего движения». Позже Чаадаев стал критически относиться к Западу, выделяя в его социальном организме такие пороки, как эгоизм, враждебность частных интересов, жизнь по расчету и т.п.

Раздумья Чаадаева об исторической судьбе России дали толчок расколу в русской Ф.ии 19 столетия и возникновению в ней двух противоположных течений – западничества и славянофильства.

Славянофилы (И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков и др.) были выразителями идеи самобытности русского национального само-сознания. Для славянофильства как мировоззрения характерна критика западной цивилизации как якобы «безбожной», низменной и бездушной. В целом мировоз­зрение славянофилов было основано на трех принципах: православие, самодержавие и народность. По сути дела, славянофильство – это Ф.ия религиозно окрашенного кол-лективизма. Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолютным ценностям – авторитету религии и церкви, государству, своему народу.

Западники (А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.П.Огарев и др.)были выразителями идеи единого общемирового прогрессивного развития. Они активно выступали за европеи-зацию страны, т.е. ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути.

Самой крупной и многогранной личностью в русском западничестве был А.И.Герцен, «Вольтер 19 века». В ряде своих крупных работ («Письма об изучении природы», «Дилетантизм в науке» и др.) он обратился к Ф.ским проблемам естествознания, к рассмотрению исторического процесса и судьбе России. Будучи революционером, Герцен любил подчеркивать, что прошлое русского народа темно, настоящее ужасно, и поэтому остается лишь надежда на лучшее будущее. Основным смыслом своей жизни Герцен считал освобождение России от крепостничества, и в этих целях он разработал концепцию крестьянского социализма. Ему представлялось, что основой будущего справедливого общества призвана стать сельская община («мир») с ее здоровой трудовой мора­лью и духом коллективизма, простейшими элементами демократии.

Ф.ский материализм Н-Г.Чернышевского. Этот русский ученый и писатель внес заметный вклад в Ф.ское осмысление сущности и природы человека. В своей статье «Антропологический принцип в Ф.ии» Чернышевский подчеркивал, что человек пред-ставляет собой цельное существо, и будучи продуктом эволюции живой природы, он должен исследоваться прежде всего с позиций естествознания. Полагая, что основным качеством (свойством) человека является эгоизм, Чернышевский в связи с этим разра-ботал теорию «разумного эгоизма». Русский ученый подчеркивал, что с помощью разума человек может и должен приводить свои поступки в соответствие с интересами всего общества. Русский ученый был убежденным сторонником идеи крестьянской революции, считая ее самым радикальным способом решения острых социальных про-блем в России.

Весьма заметным явлением русской общественной мысли 60–70-х годов 19 ст. было народничество, в котором основным явилась идея крестьянской ре­волюции. В этом течении имели место три ветви, представленные крупными мысли-телями: анархистская, пропагандистская и заговорщическая М.А.Бакунин развивал и проповедовал идеи анархизма, в котором исходным является тезис о необходимости замены государства-угнетателя свободной и самоуправляемой ассоциацией трудя-щихся. П.Л.Лавров призывал готовить общество к революции с помощью активной пропаганды социалистических идей в народе, чем должна заниматься интеллигенция.

Напротив, П.Н.Ткачев был убежден в необходимости осуществить революцию немедленно с помощью бунта и террора. Из народничества выделились первые русские марксисты, некоторые либеральные течения. Наиболее радикальные и обоснованные подходы к решению социального вопроса в России были предложены русским марксизмом.

Проникновение марксизма с Запада и его укоренение на русской почве происхо-дило по инициативе прежде всего Г.В.Плеханова и его сподвижников. Русские маркси-сты видели в зарождающемся рабочем классе ту социальную силу, которая на деле способна осуществить социалистическую революцию. Они полагали, что противоре-чивое развитие капитализма неизбежно приведет к социальному взрыву и социалисти-ческой революции, построению в России социализма. Самой крупной и многогранной фигурой в русском марксизме был В.И.Ленин.

В это же время в России значительное развитие получил естественнонаучный материализм (Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов и др.). Он был ориентирован на Ф.­ское осмысление данных естествознания и продолжал традиции М.В.Ломоносова, А.И.Гер-цена и Н.Г.Чернышевского. В работах ученых-естествоиспытателей исследовалась тема материи и ее свойств, природа человека, деятельность его мозга и иные пробл-емы. Русские ученые-материалисты подчеркивали особую роль науки и образования в общественной жизни, верили в лучшее будущее России.

19 столетие дало миру такое явление, как русская космическая Ф.ия, предста-вленная прежде всего творчеством К.Э.Циолковского. Этот русский ученый высказы-вал мысль о возможности обитания в Космосе иных разумных существ, призывал к активному освоению космического пространства человеком.

Николай Бердяев – русский религиозный Ф., представитель персонализма. Сначала нах. под воздействием «буржуазного» и «легального» марксизма (согласие с некот. положениями экон. материализма, но неприятие марксизма в целом, особенно диалект материализма, учения о неизбежности краха капитализма и революции)и неокантизма, затем обратился к религиозной Ф.ии. После поражения рев 1905–07 Б. и Булгаков, Струве, Мережевский и др. «легальные» марксисты со злобой обрушились на рев. марксизм. Выпуск сборника «Вехи» с открытой благодарностью царизму за разгром рев.

Эмигрировал во Францию. После рев. 1917г способствовал развитию экзистен-ционализма (человеческое сущетсвование). Б. отказывается выводить свою Ф.ию из единого целого. Он развертывает ее как совокупность нескольких независимых идей-ных комплексов: идея свободы, определяющая всю онтологию Б., идея творчесва, идея личности, лежащая в основе социалистической Ф.ии и этики, идея «метаистории» смысла истории.

Общая основа этих идей – дуалистическая картина мира, реальности, в кот. противопост. два ряла начал: свобода, дух(Бог), субъект(я, личность) и необходи-мость, мир, объект.

Эти два ряда – две реальности, кот. взаимод м/ду собой. Эта картина, по Б., близка метафизике Канта, однако Б. считает, что только в субъекте, в личности закл. непостижимая внутр. глубина, коренящаяся в свободе. Для Б. безосновная, безначальная свобода – первоисток. Он отждетсвляет ее с античным тем, что «первее Бога и вне Бога».

В «здешнем» мире происходит «низпадание» свободы из–за необходимости – законов пространства и времени, причин и следствий, логики. Происходит искажение, закрытие духа, свободы, следовательно, страдание, рабство, зло. Спасение – творче-ство, которое преодалевает отчуждение. Творец включает мир в себя – это внутренняя свобода. Это «соборность» – свободная социальность, положенная личностью изнутри. Ей противостоит принудительная социальность – классы, нации, партии, церкви.

Говоря о своем пути к марксизму Б. подчеркивает этическое видение социалистич. идеи. Утв., что в своих взглядах исходит из немецкого идеализма(Кант). Сторонник критичного, не тоталитарного марксизма, альтернативного проросшему на русском грунте. В центре внимания – человек–индивид, а не масса, что привело его к экзистенциальной форме.

Критичность своей маркситской т.зр. Б. видит в необязательном принятии материалистической позиции (разделяет идеалистические взгляды). Было бы ошибкой ставить знак равенства между телом и материей. Тело человека – это прежде всего форма.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 412 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...