Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Герменевтика как Ф.ия понимания и методология гуманитарного познания



Герменевтика – искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований. Возникает в период элли­низма в связи с интерпретациями и исследованием классических текстов (напр., Гом-ера) и развивается в средние вв. и эпоху Возрождения в рамках толкования священного писания (экзегетика ). В 19 в. начинается развитие так называемой „свободной" герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста. Осново-положником этой герменевтики стал Шлейермахер(1768-1834), немецкий протее-стантский теолог и Ф.. У него герменевтика мыслится прежде всего как искусство понимания чужой индивидуальности, «другого», выражения воплощенной индиви-дуальности. В его Ф.ии преобладали романтические, антипросветительские тенденции. Религию, нравственность он выводил из внутреннего настроения субъекта. Ос­нову бесконечного бытия, с точки зрения Шлейермахера, образует мировое единство, или бог, в котором примиряются все противоречия и который может открыться непо­средственному знанию. Он поставил задачу „вживания" в текст, дабы понять его смысл „лучше, чем сам его автор".

У Дильтея(1833-1911) герменевтика превращается в специфический метод науки о духе, призванный обеспечить реконструкцию духа культур прошлых эпох и „понимание" общественных событий исходя из субъективных намерений деятелей. При этом „понимание" в обществознании противопос­тавляется „объяснению" в естествозна­нии, связываемому с абстрагированием и установлением общего закона. Дильтей развивал герменевтику как методологическую основу гуманитарного знания. С его точки зрения герменевтика есть искусство истолкования литературных памятников, понимания письменно зафиксированных проявлений жизни. Центральным для Дильтея было понятие о живом духе, развивающемся в исторических формах. Дильтей отверг познание закономерностей исторического процесса; Ф.ия не может быть познанием сверхчувственных сущностей, она может быть лишь „учением о на-уке". Мир наук Дильтей расчленяет на науки о природе и науки о духе; Ф.ия должна начинать с анализа сознания, так как только он якобы дает средство, отправляясь от непосредственных переживаний „я", достигать сути природной и духовной жизни. Связующее звено между Ф.ией и историческими науками образует, по Дильтею, „учение об истолковании", или „герменевтику", которую он понимал как средство воссоздания неповторимых и само замкнутых культурных миров прошлого. Сочинения – "Введение в науки о духе", „Возникновение герменевтики" и др.

В современном словоупотреблении герменевтика – термин греческого происхождения (разъясняю, истолковываю) употребляется в трех основных значениях: 1) теория и практика истолкования текстов; 2) течение в современной Ф.ии; 3) как методология «наук о духе», главной задачей которых является понимание – постижение смысла. Феномен понимания и правильного истолкования понятого не является только специальной методологической проблемой гунитарных («наук о духе»), а оно относится ко всей совокупности человеческого опыта в целом.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 289 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...