Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Влияние национальной культуры на управление



Одна из особенностей мирового процесса развития — множественность существующих национальных культур и чрезвычайное разнообразие ценностных шкал. Образ мышления, стандарты жизни, нормы поведения, характер искусства даже у народов, живущих в одних и тех же географических условиях, никогда не бывают совершенно одинаковыми. Существует большое число различных форм организации духовной жизни людей даже при относительной близости материальных условий их жизни. И, несмотря на то, что возникли разнообразные средства транспорта и связи, печать, радио, телевидение, это разнообразие и не думает исчезать. И в этом, на мой взгляд, состоит большое благо для человечества.

Как правило, к действию генетических факторов добавляются еще и общественные факторы. Таким образом, появляется социально-культурное многообразие, множественность цивилизаций. Все это дает обществу определенные гарантии того, что в кризисных ситуациях оно окажется способным найти необходимые решения, ибо культура в конечном счете содержит в себе многовековой человеческий опыт. Единство и взаимопроникновение, общение и обособление, взаимодействие и отталкивание, связи и противопоставления — все это характеризует противоречивое единство разных форм культурного бытия, присущих человечеству уже с первых шагов его развития.

Однако в настоящее время в России средства массовой информации то и дело убеждают россиян в неизбежности процесса всеобщей глобализации экономической, политической, социальной жизни на земле. Но со времен сотворения мира и зарождения человечества развитие жизни на разных материках и у разных народов шло по своим собственным путям. Именно этим объясняется необыкновенное богатство различных цивилизаций, несказанное разноцветье духовной культуры, выросшей из разных корней, неоднозначное отношение к грубо материальной стороне бытия. Взаимодействие этих цивилизаций дарило человечеству новые прекрасные образцы материальной и духовной жизни.

Обратимся к истории и вспомним, как называли наши предки страну, в которой нам посчастливилось родиться - Святая Русь! И действительно, это была самодостаточная цивилизация – мощная, свободная, добрая! Она не нуждалась в учителях! У нее можно было учиться! Это был самый удачный в мировой истории опыт построения государственности, красивой, незлой, нежадной, непреодаленной по силе никем! Сравните с западной цивилизацией: от начала до конца - история насилия, алчности, разврата, безбожия. Что станет с нами в ХХI веке? Ведь по мнению большинства культурологов и социологов в настоящее время в России активно реализуют себя глобалистические тенденции, направленные на процессы внутреннего разрушения культурного пространства, которое превратилось в испытательный полигон для гибридных форм культуры. Отсутствие ценностей в культуре «отцов» лишает «детей» почвы, на которой должны укорениться нравственные критерии. Поскольку человек, в отличие от животных «не фиксирован» чисто природным образом, то именно национальная культура «стабилизирует» и «упорядочивает» его влечения и интересы.

Неслучайно я обратилась к этой проблеме, ведь роль и место культуры в деятельности человека весьма четко можно понять на основе представлений о том, что деятельность людей носит, в конечном счете, воспроизводственный характер. Главным содержанием и назначением сферы культуры является процесс общественного воспроизводства и развития самого человека как субъекта разносторонней социальной деятельности и общественных отношений. Культура, взятая как необходимый элемент общественного воспроизводства и одновременно как важнейшая характеристика субъекта, развивается в единстве с воспроизводственным процессом в целом. Поэтому понятно, что с каждым типом общественного воспроизводства связан свой тип культуры, выражающий место и значение культуры в жизнедеятельности общества.

В настоящее время исследование особенностей деловых культур отдельных наций подтолкнуло ученых к новой постановке проблемы степени взаимодействия национальной и корпоративной культур. При этом наибольшее распространение и признание получил тот подход к решению этой задачи, который отстаивает, с одной стороны, взаимосвязь и взаимообусловленность указанных культур, с другой же, подчеркивает доминирующую роль национальной культуры. Национальные особенности ведения дел и управления обусловливают различия в типах корпоративных культур.

Национальная деловая культура оказывает сильное влияние на организационную культуру. За три последних десятилетия наработан существенный опыт в этом направлении. Обращает на себя внимание широкая дисперсия гипотез и выводов, приводимых различными авторами и группами авторов по проблемам, связанным со взаимодействием национальной и корпоративной культуры в современном мире.

Однако большинство исследователей утверждают, что при несовпадении подходов и ценностей корпоративной и национальной культур в конечном счете доминирует национальная культура. Доминирование национальной культуры отнюдь не исключает возможности адаптации. Данный вывод особенно важен применительно к странам с переходной экономикой, к которым, как известно, относится Россия. Такие страны находятся на своего рода перепутье деловых культур, где происходит смена системы ценностей и традиций. Это обусловливает известные трудности как в сохранении традиционных организационных моделей управления, так и в адаптации к новым.

Особенности национального развития, естественно, накладывают отпечаток на состав и содержание культуры управления организацией. Уже давно замечено, что структура и иерархия потребностей и мотивов поведения людей в разных странах неодинаковы. А это существенно влияет на такие элементы культуры, как идеалы, цели, критерии оценки нравственности и поведения.

Еще в 1943 А. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей согласно которой действия человека определяются его стремлением к удовлетворению той или иной потребности. Сами же потребности можно представить как уровни пирамиды: нижний уровень — физиологические потребности, выше — потребности в безопасности, еще выше — социальные, еще выше — потребности в уважении, в достижениях, самый верхний уровень — потребность в самореализации. Эта теория широко известна современным менеджерам и используется ими. Правда, сам автор признавал «нежесткий характер пирамиды потребностей» и наличие многих исключений. Сейчас эта теория критикуется с позиции необходимости признания объективности различий как национальных, так и индивидуальных. Многие специалисты считают иерархию потребностей по Маслоу отражением именно американского образа жизни, специфики американской культуры. Они установили, что руководители из развивающихся и юго-западных европейских стран более всего стремятся удовлетворить социальные потребности.

Как различны мотивы поведения в разных странах так же неодинаковы принципы этичного поведения в бизнесе, хотя можно отметить и общее, приемлемые всем: ожидание честности, порядочности, уважения к интересам партнера, компетентности.

Давайте обратимся к истории государства российского. В 1912 г. российскими предпринимателями было выработано семь принципов ведения дел в России: уважай власть (власть — необходимое условие для эффективного ведения дела, во всем должен быть порядок); будь честен и правдив (это фундамент предпринимательства, российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости); уважай право частной собственности (свободное предпринимательство — основа благополучия государства, российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны); люби и уважай человека (любовь и уважение к человеку труда порождает ответную любовь и уважение); будь верен своему слову (успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе); живи по средствам (всегда оценивай свои возможности); будь целеустремленным (предпринимателю такая цель нужна, как воздух, в стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного, никакая цель не может затмить моральные ценности). Как мы видим - эти принципы вполне могут быть использованы и в наше время российскими предпринимателями.

Кроме этого им необходимо помнить, что в любом обществе считаются этичными и моральными только те действия, которые ведут к улучшению жизни большинства населения страны.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2377 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...