Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Историческая справка. <...> Древняя Греция растворяла педагогику в науке о государстве. Платон излагает свою педагогическую систему в сочинении «Государство»... в котором, рисуя картину идеального государственного строя, очень подробно говорит о воспитании «стражей» государства и о воспитании будущих правителей государства, видя в воспитании важнейшую функцию государства. (С.34) Впоследствии Платон помещает новую редакцию своей педагогики в сочинении «Законы», а следующий великий греческий философ Аристотель — в «Политике». Выведение педагогики из политики не замерло и в новое время: мы встречаем его и в многочисленных трактатах XVII в. о воспитании принцев, и в сочинениях о воспитании третьего сословия у представителей французской революции, напр[имер] Кондорсе, Мирабо или еп[ископа] Талейрана, и в описании воспитания в социалистическом государстве у Фихте (1762—1814) в «Речах к немецкой нации».
В XIX в. Огюст Конт (1789 — 1857) создает социологию, науку об обществе. По его мнению, индивидуум, рассматриваемый изолированно от общества, есть абстракция; нельзя разграничить частные и общественные функции, и, например, этика есть наука о солидарности жизни всего человеческого рода и основывается на социальном инстинкте, а развитие индивидуума совершается всецело в пределах общества и определяется законами развития общества.
Исходя из этой мысли, ученик Конта Робен определил педагогику как искусство, вытекающее из социальной динамики, т.е. из науки о законах развития общества. Так постепенно создается т[ак] наз[ываемая1 социальная педагогика, особенно популярная во Франции, где ее представителями являются Фуллье... Бюиссон... Грожан... и др., а также и в Германии, где ее представители — Бергеманн... Наторп... Кершенштейнер... и др.
Педагогика и социология (Дюркгейм). Мысль о связи педагогики с социологией наиболее ясно высказана Дюркгеймом. По мнению Дюркгейма, ошибочно думать, что психология является основой педагогики. История ясно показывает нам, что педагогические теории, прежде всего, обусловлены социальными условиями и общественными течениями и что существует полное соответствие между воспитательными учреждениями и всей совокупностью социальных учреждений данного народа. Установление целей и норм воспитания является делом социологии, да и средства воспитания носят социальный характер, так как методы воспитания отражают чувства, мысли и нравы данного общества. В педагогике речь идет о приспособлении индивидуума к требованиям общества и воле государства. Поэтому вопрос о воспитании и школе — вопрос политический, а социология — та наука, откуда педагогика должна черпать свое содержание.
Педагогика и политика (Кершенштейнер). Но понятия общества и государства — понятия родственные, особенно если мы определим государство как высшую форму организации общества. В таком случае педагогика становится частью учения о государстве... На этой мысли особенно настаивает Кершенштейнер («Государственное воспитание юношества»; «Понятие трудовой школы»). (с.35) По Кершенштейнеру, вместе с научным обоснованием цели государства само собой выясняется и научное обоснование цели школы. Государство определяет цели и задачи школы, исходя из своей цели и своих задач, и потому определение цели воспитания зависит от того представления, которое мы составляем о самом государстве и его задачах. Следовательно, строя педагогическую систему, мы должны, прежде всего, выяснить понятие государства и задачи его, и воспитание мы должны строить как воспитание государством граждан этого государства с целью подготовить их к пониманию задач государства и к личной деятельности в этом государстве. Итак, педагогика — один из отделов государственной политики и входит как часть в учение о государстве.
Политика и этика (Рейн). Полемизируя с Кершенштейнером, Лай («Школа действия») спрашивает, какое государство имеет в виду Кершенштейнер, современное или идеальное. Вопрос Лая является роковым для социальной педагогики, так как ясно, что ребенок должен усваивать из общества лишь то, что одобряется с нравственной точки зрения, не говоря уже о том, насколько понятие человечества и ребенка вполне исчерпывается понятием члена государства и маленького гражданина. На этом возражении особенно настаивают современные гербартианцы. Так, напр[имер], В. Рейн («Kirche, Staat imd Schule») указывает, что основой воспитания должен являться высший нравственный идеал культурного человечества. При осуществлении этого идеала вырабатываемый нравственно-религиозный характер воспитанника нуждается, быть может, не так в приспособлении к современному обществу, как, скорее, в способности противодействовать среде, бороться с ней во имя высших нравственных принципов, несмотря на грозящие опасности. Этим моральным принципам должна быть подчинена вся общественная и государственная деятельность индивидуума. Таким образом, педагогика может основываться лишь на учении об идеальном в нравственном отношении государстве, каковое учение создается не социологией, но этикой. Итак, педагогика, как, напр[имер], и медицина или химия, которые также ведь обусловлены в своем развитии влиянием общественных условий и общественными нуждами, но, тем не менее, не являются по своей цели и методам частями обществоведения, занимает по отношению к социологии и учению о государстве позицию самостоятельной науки.
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 257 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!