Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Педагогия социальных интересов. Кант



Новые тенденции в общественном и философском сознании. Но­вое (социологическое) направление в педагогии. Со второй половины XVIII столетия начинается в Европе новое направление человечес­кого сознания, новая философия и, в связи с этим, новая педаго­гия. От интересов индивидуального благоустроения... человеческое сознание обращается к социальному благоустроению. Рождается в европейской общественной мысли как бы новое сознание, имею­щее предметом своим (объектом) не интересы личности и инди­видуально-особенного развития, а интересы рода, интересы че­ловеческого общества и развития его целого....Не теоретический, не познающий разум составляет главную ценность человеческой природы и жизни, а волевой, практический разум или просто воля с ее внутренним, нравственным законом. Определяемая нравствен­ным законом воля есть орган общего сознания и основа челове­ческой общности. Она направляет человеческие силы на созида­ние общего блага, и в ее внутренних стремлениях человек чув­ствует и сознает себя одним из элементов целого, связанным со всеми в общество, в род, в человечество.

Соответственно этим новым тенденциям... меняется и линия педагогии. Педагогическая мысль, особенно в лице Песталоцци, начинает обращать большее внимание на образование широких кругов народа, на народное образование и школу, между тем инди­видуалистически-просветительная педагогия имела в виду, по пре­имуществу, образование высших ступеней, доступное лишь немно­гим, образование, так сказать, сверхнародное, аристократическое. Воспитанию... ставятся новые задачи— социально-этического характера: развитие нравственного самосознания (Кант) как фун­дамент человеческой общности; развитие деятельностной общно­сти или солидарности в границах государства (национальная общ­ность И.Г.Фихте) и вообще в человеческом роде (Г. Песталоцци). В зависимости от этого разрабатываются в педагогии и новые про­блемы или прежние получают новое освещение (вопросы о дис­циплине и моральном наставлении у Канта, о практической ос­нове народного образования у Песталоцци и проч.).

Первым и основным представителем этого, так сказать, соци­ально-волевого направления в философии и педагогике надо счи­тать немецкого философа Иммануила Канта. С него начинается новый период в развитии философской мысли, с него же можно начинать новый период и в развитии философско-педагогических идей. <..> (с.5)

Этические воззрения Канта. Высший принцип человеческой дея­тельности, его источник и формулировка. <...> Практический ра­зум или, иначе сказать, сама по себе воля содержит в себе выс­ший, всеобщий и необходимый принцип человеческой деятель­ности. Кант формулирует так: «Поступай (во всех случаях своей жизни) так, чтобы правило твоего поведения могло быть всеобщим правилом». Здесь, в сущности, указывается, что поступающий, волевой человек никогда не должен в своем поведении забывать, что он — член всеобщего целого, что он не один со своими интересами и желаниями, но помимо его существуют и другие центры, другие «я». Иначе говоря, каждый в каждом случае дол­жен поступать так, чтобы не презирались интересы и достоин­ство других человеческих личностей. В положительной форме это бы значило: в нашем поведении человеческая личность для нас дол­жна являться как сама цель, а не как средство. Ясно, что осуще­ствление этого принципа в жизни обеспечило бы истинно чело­веческую гармонию или общность интересов, о какой только можно мечтать как о высшей форме нравственно-социального государства. <...>

Значение этических взглядов Канта и их отношение к педаго­гике. <...> Кант учением о нравственном законе как внутрен­нем законе самого чистого (практического) разума, самой воли указал незыблемое внутреннее обоснование нравственности и добродетели. <...> Основа нравственности — внутренний нрав­ственный закон — неизменна, и нравственность поэтому никогда нельзя распустить без остатка и затерять в эмпирических изменчи­вых суждениях и явлениях. Только имея для себя незыблемую осно­ву, нравственность, добродетель и может поставлена быть настоя­щим фундаментом жизни и воспитания. <...> Но, с другой сторо­ны, только твердое, незыблемое основание, и никакое другое, должно быть фундаментом здания, будет ли здание — воспита­ние или жизнь. Отсюда именно с Канта... [стало] резко подчеркиваться первенство в воспитании (и жизни) развития нравственно­го характера, нравственной практической воли. (с.6)

Выясняя далее сущность нравственной основы, Кант подчерк­нул ее общественный социальный характер. Суть нравственно­сти — в социальном поведении, в деятельном объединении своей воли с интересами целого, человечества. Поэтому и воспитание в своей основной нравственной задаче должно иметь в виду не только совершенствование отдельных личностей, но всего целого, всего человеческого рода. Оно поэтому должно охватывать, прямо или косвенно, всех, все слои народа.

Наконец, учением своим об отношении нравственного закона к свободе воли и об истинно-нравственных мотивах нравственно-свободной деятельности Кант дал возвышенное понятие о добро­детели. Долгу и добродетели надо служить свободно, единственно по внутренним побуждениям, по сознанию и уважению к их вы­соте. Только свободный исполнитель (не внешними расчетами принуждаемый) нравственных велений есть нравственный испол­нитель, нравственно-свободный человек. Отсюда понятно, к чему должно устремляться в последней своей цели, в своем заверше­нии, воспитание нравственной воли. Система внешних вспомога­тельных средств, под именем дисциплины, имеет место в педаго­гике Канта, но, во-первых, она составляет здесь только неизбеж­ную первую, подготовительную ступень и, во-вторых, имеет не положительную, нравственно-воспитательную функцию, а отри­цательную, укрощение естественной дикости. Альфа и омега вос­питания — это воспитание внутреннего, нравственного самосоз­нания. <...>





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 278 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...