Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия как основа педагогики



Педагогика и этика (Барт). <...> По мнению современного гербартианца Барта («Элементы воспитания и обучения»), ошибоч­но думать, что воспитание должно рабски следовать за развитием общества: воспитание обусловлено, прежде всего, соответствую­щими нравственными идеалами или нормами. (с.36) В этом отношении педагогика определяется нормативной философской наукой эти­кой. Кроме этики, правда, существуют еще две основные норма­тивные науки: логика и эстетика; однако последняя относится к педагогике иначе, нежели этика. В самом деле, этика определяет конечную цель жизни, подчиняющую себе все остальные цели, в том числе и жажду познания, и пыл эстетического наслажде­ния или творчества. Таким образом, область деятельности логи­ки и эстетики определяется педагогикой по принятым ею эти­ческим целям. Так, например, педагогике только для того при­ходится обращаться к логике, чтобы научить воспитанника пользоваться правилами логики для приобретения знаний. Итак, лишь одна этика из нормативных наук является основной нау­кой для педагогики.

Педагогика и философия (Наторп). Взгляд гербартианцев на значение этики для педагогики оспаривает Наторп («Философия как основа педагогики»). По мнению Наторпа, этика устанавли­вает законы только для человеческой воли, стремящейся к нрав­ственности; прочим же основным формам душевной жизни, на­пример познанию, должны соответствовать иные, параллельные этике, философские нормативные науки. Так, логика устанавли­вает нормы или законы для деятельности мышления или позна­ния, а эстетика — для свободного творчества воображения. Разве эти параллельные этике науки, логика и эстетика, не должны принимать участия в определении цели и задач воспитания? Ведь задача воспитания — развивать всего человека, и в этом отноше­нии развитие мышления или эстетического творчества не менее важно, чем развитие нравственной воли. Итак, не только этика, но также логика и эстетика должны участвовать в качестве норма­тивных законоустанавливающих наук в деле обоснования педаго­гики. И поскольку между мерами истины, добра и красоты может быть установлено единство, постольку может быть установлено оно и между соответствующими нормативными науками: фило­софия, как целое, является основой педагогики.

Нормативные науки устанавливают духовно ценное содержа­ние человеческого духа. Отсюда ясно, что они же должны созда­вать и научный фундамент для определения содержания челове­ческого образования в его различных областях. Поэтому, продол­жает Наторп, определение цели воспитания должно зависеть ис­ключительно от логики, этики и эстетики. Но также и естествен­ная нормальная последовательность хода воспитания определяет­ся структурой содержания образования, напр[имер], строением курса данной науки и т.п.: ни в какой психологии здесь нет на­добности. Поскольку путь образования один и тот же для всех, он определяется чисто объективными нормами, содержанием образования, а не психологией. (с.37) На практике невозможно резко разде­лять общее определение задачи воспитания и специальное опре­деление того, что должно быть сделано в данном частном случае; даже в таком, казалось бы, психологическом вопросе, как вопрос о таланте ребенка, судьей является специалист в данной области духовного содержания человеческой культуры (музыкант, мате­матик и т.д.), а не психолог. Итак, теоретическое обоснование педагогики есть дело философии: последней принадлежит выс­шее руководство делом воспитания, и педагогика есть не что иное, как прикладная философия.

Педагогика как самостоятельная наука. Однако рассуждение Наторпа вряд ли может быть принято. Дело в том, что, хотя вни­мание и философии, и педагогики направлено на одно и то же, именно на содержание идеального мира, точки зрения этих наук различны. Философия устанавливает это содержание в его связно­сти, единстве и закономерности, независимо от данной в опыте действительности; педагогика же спрашивает о том, как вопло­тить это содержание мира идеального в том, кто живет в мире эмпирическом. Вопрос философии — вопрос о том, что такое идеальное; вопрос педагогики — как идеальное можно сделать эмпирическим. Философия от эмпирического идет к идеальному и ищет общеобязательные нормы, чуждые субъективности; педа­гогика от идеального идет к эмпирическому и воплощает обще­обязательные нормы именно в данном субъекте. Педагогика, по своим заданиям, наука гораздо более сложная, нежели филосо­фия: основная проблема педагогики — как установленные фило­софом нормы идеального мира, посредством соответствующего преобразования их, воплотить, при условиях данной обществен­ной среды, описываемой социологом, в воспитываемом субъек­те, картину душевного мира которого дает психолог. Итак, педа­гогика по отношению к философии, как и по отношению к пси­хологии и социологии, вполне самостоятельная наука со своими собственными проблемами и со своей собственной особой точкой зрения на познаваемые факты.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 576 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...