Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 2. Экономическая мысль древнего Рима. Идеи Катона, Варрона, Комумеллы



В Древнем мире после изгнания последнего царя Тарквиния Гордого была установлена республика (510 - 509 гг. до н.э.). Вскоре, подчинив всю территорию Италии, Рим превратился в крупное государство, добившееся гегемонии во всем Средиземноморье, что привело к столкновению с другой крупной державой - Карфагеном. После грех Пунических войн, одержав победу над Карфагеном в 146 г. до н.э., Рим становится крупнейшей средиземноморской державой. К этому времени рабский труд стал играть преобладающую роль в производстве. К середине П в. до н.э. окончательно оформились два антагонистических класса - рабы и рабовладельцы.

Наиболее крупной фигурой Древнего Рима был Марк Порций Катон(234г. до н.э.). Он написал трактат «О земледелии». Это было практическое руководство для хозяйства среднего поместья. Катон считал занятие земледелием наиболее достойным делом для свободного гражданина. Он был сторонником натурального хозяйства, хотя рекомендовал «продавать все лишнее». Катон впервые поставил проблему ведения эффективного рабовладельческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена, и не был сторонником применения наемного труда. Он стремился обеспечить доход за счет рабов и уделял много внимания организации их труда. Катон был особенно против роскоши, всюду восставал против нарушения общественных интересов в пользу частных. В трактовке Катона просматривается идея видеть рабовладельческое поместье не просто формой натурального хозяйства, а организацией производства с определенной рыночной ориентацией. Как •жономист-практик Катон пытался установить оптимальные пропорции «элементов» производства специализирующихся рабовладельческих хозяйств.

Марк Теренций Варрон( 16-27 гг. до н.э.) был известным в то время экономистом-аграрником. Он поднимал вопрос об организации хозяйства в зависимости от влияния рынка и был сторонником полу- товарного -полунатурального хозяйства и латифундий - крупных помещичьих землевладений.

Варрон высказывался за максимальную эксплуатацию рабов, воспринимая их не иначе как говорящие орудия. Но, тем не менее, за счет смягчения форм рабства он стремился решить многие проблемы организации хозяйства. Вероятно, на его мнение повлияли крупные восстания рабов. До нас дошли три книги его трактата «О сельском хозяйстве». Композиционно эти книги представляют соответственно земледелие, животноводство, приусадебное хозяйство. Он считал необходимым союз сельского хозяйства и животноводства. В отличие от Катона Варрон сам никогда не занимался сельским хозяйством. Свои знания он получил из книг. Основной ценностью Варрон считал землю. Большое внимание он уделял расположению хозяйства: выгодно расположиться там, откуда можно привезти все необходимое для своего хозяйства и удобно вывозить свои продукты, то есть, по сути, эффективность рабовладельческого хозяйства зависит от рыночной ситуации. Он признавал определенную ограниченность натурально-хозяйственных возможностей рабовладельческой виллы. Идея Варрона о доходе от излишка сочеталась с мыслью о влиянии рынка на организацию хозяйства.

Важное место в истории римской экономической мысли принадлежит Юнию Модерату Комумелла, написавшему 12 книг о сельском хозяйстве. Вразрез со всеми его предшественниками он считает, что рабовладельческое хозяйство надо перестроить, видел ограниченность рабского труда и стоял полностью на позиции интенсивного пути развития рабовладельческого хозяйства. Колумелла считал, что основная роль покупки имения - получение дохода, и хороший хозяин может сделать доходным всякий участок, а его усердие сможет победить и бесплодие земли. Он писал, что рабы должны быть хорошо квалифицированы, и признавал любые методы принуждения для превращения рабов в прилежных работников. Таким образом, Колумелла считал необходимым, во-первых, реорганизацию рабского труда и, во-вторых, специализацию рабов. Он предлагал не скупиться на агротехнические эксперименты, не считаясь с издержками производства. По существу Колумелла первым в античной мысли поставил проблему интенсивного пути развития рабовладельческого хозяйства.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 3253 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...