Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 1. Экономическая мысль античности – Древняя Греция. Учение Аристотеля



Экономическая мысль греческих государств X - VI в.в. до н.э., нашедшая отражение в литературе, экономической политике, законодательстве свидетельствует о переходном характере общественных отношений: от родового строя к рабовладельческому. Первые проявления жономической мысли относятся к периоду раннего рабовладения. Существовало коллективное рабовладение военной касты, ориентированное на общинное землевладение и даже на потребление, на утверждение натурального хозяйства. В период VIII- VI вв. до н.э. в Греции происходит развитие особой формы социально-экономической и политической организации общества - полиса (города-государства) как коллектива свободных граждан (демоса), которые противостояли аристократии и долговому рабству. В IV в. до н.э. в Древней Греции в результате обострения противоречий рабовладельческого режима возник глубокий кризис полисной системы. Полис, базирующийся на мелком и среднем землевладении, разрушился. Представление об экономической мысли этого времени дают сочинения Ксенофонта. (430-375 гг. до н.э.). Он ориентировался на коллективные формы рабовладения и потребления, которые смягчили бы противоречия внутри господствующего класса. Ксенофонт искал выход в более гибком и предусмотрительном обращении с рабами, ратовал за натуральное хозяйство. Ксенофонт признавал полезность разделения труда. Он обращал внимание лишь на качество и обилие потребительных стоимостей, не интересуясь природой меновой стоимости, колебания цен ставились в зависимость от изменений предложения товаров.

Видное место в истории экономической мысли Древней Греции занял Платон(427-347 гг. до н.э.). Он был видным философом и ученым, который создал систему объективного идеализма, боролся с материализмом и выступал с программой реформ социально-экономического порядка в интересах рабовладельцев. В его знаменитых сочинениях «Государство и «Законы» исследовались проблемы экономического характера. Платон, так же как и Ксенофонт, жил в эпоху кризиса греческого полиса, обострения борьбы между аристократией и демократией, между богатыми и бедными. Платон считал, что неравенство заложено в природе людей и потому неустранимо, но каждый человек должен получать свою долю сообразно природным способностям - это и будет справедливо. Каждый от природы приспособлен лишь к выполнению одного дела и должен заниматься только им. Тогда можно легче и больше создать продукции. Можно сделать логичес­кий вывод, что у Платона разделение труда анализируется с точки зрения потребительной стоимости. Платон считал, что государство должно состоять из трех сословий: правителей (философов); стражей и земледельцев; ремесленников и торговцев.

Причем правителей и стражей надо освободить от производительного труда. Им должны заниматься только лишь низшие сословия, и только ему (сословию) разрешалось пользоваться деньгами. по мнению Платона, торговля необходима потому, что она обслуживает разделение труда внутри города и между городами. Но для этого нужны деньги. По его мнению, деньгам присущи только две функции: мера стоимости и средство обращения. Но, несмотря на прогрессивность своего мышления, Платон отдавал дань натуральному хозяйству и ратовал за незыблемость частной собственности.

Впервые подверг анализу основные экономические явления и закономерности общества и стал, по сути, первым экономистом в истории науки Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Аристотель создавал теории и строил выводы не на основе абстрактных умозаключений, а опираясь на материалы о государственном устройстве и законы 158 эллинских и варварских государств. Он был одним из основателей науки о человеческом обществе - социологии, в рамках которой у него и рассматриваются экономические вопросы. Его главные произведения «Политика» и «Этика» воспринимаются как своего рода записи бесед. Согласно преданию Аристотель любил беседовать * с друзьями и учениками, прогуливаясь по саду. Поэтому его философская школа вошла в историю под названием перипатетиков (прогуливающиеся). Аристотель определяет три правильные формы государства: монархию, аристократию и «конституцию». У каждой формы есть свое «извращение»: соответственно тирания, олигархия и «демократия». Самой идеальной формой он считает аристократию. Понимая, что политическая стабильность зависит от социального и экономического положения, Аристотель выступает против эгоистического правления как богатой плутократии («олигархии», так и лишенного собственности пролетариата (демократии).

Рабство представлялось Аристотелю естественным и закономерным, раба он считал говорящим орудием. Более того, ему не нравилось развитие торговли и денежных отношений в Греции его времени. Идеалом для него было небольшое земледельческое хозяйство, в котором работают рабы, оно должно обеспечивать себя всем необходимым, а недостающее можно получить путем обмена с соседями. и анализирует процесс обмена. В этом его величайшая заслуга. Он ставит вопрос о том, чем определяются отношения обмена. Аристотель в своих сочинениях затронул понятие стоимости - основной категории политической экономии. В обмене Аристотель видит уравнивание товарных стоимостей и упорно ищет какую-либо общую основу для этого. Это явилось исходным пунктом для дальнейшего экономического анализа через много веков после Аристотеля.

Аристотель в зачаточной форме рассматривает понятие стоимости как общественного отношения между людьми, производящими разные по своей потребительной стоимости товары. Он говорит, что сравнимыми товары делают деньги. Для Аристотеля экономика это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством, необходимым для жизни продуктов, потребительных стоимостей. Она включает и обмен, однако только лишь в рамках, нужных для удовлетворения личных потребностей. Пределы этой деятельности тоже естественны: это разумное личное потребление человека.

Интересна еще одна идея Аристотеля - знаменитое противопоставление экономики и хрематистики («хрема»-имущество, владение), что явилось в истории науки первой попыткой анализа капитала. Хрематистика, в отличие от экономики, - это деятельность, направленная на накопление богатства, особенно в форме денег, то есть «искусство» вложения и накопления капитала. Промышленный капитал отсутствовал в античном мире, но немалую роль уже играл торговый и денежный (ростовщический) капитал. К сожалению, из экономики непрерывно вырастает хрематистика. Это правильное наблюдение. Действительно, из хозяйства, где продукты производятся как товары для обмена, неизбежно вырастают капиталистические отношения. Что касается стоимости, то Аристотель предпринял попытку анализа самой сущности меновой стоимости и указал, что равенство между товарами, не похожими друг на друга, может проявиться в обмене лишь при условии, если в товарах есть нечто общее, что делает их сравнимыми. В этом гениальная догадка Аристотеля. Он подходит к понятию стоимости, и не его вина, что он не смог открыть субстанции стоимости, не потому, что она не существовала, а потому, что общественные условия рабовладельческого строя исключали возможность формирования такой субстанции.

В целом его влияние на развитие экономической науки было очень велико. Аристотель завершил развитие экономической мысли Древней Греции, но научное значение его воззрений выходит далеко за пределы античного мира.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 596 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...