Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия постмодернизма



Термин «постмодерн» (post — после) используется для обозначения как специфики культуры второй половины XX века, так и философской мысли, представленной именами: Жак Лакан, Жак Деррида, Жорж Батай, Жиль Делез, Мишель Фуко, Ролан Барт, Ричард Рорти и др.

Постмодернизм складывался под влиянием многих интеллектуальных и культурных течений: от прагматизма, экзистенциализма, психоанализа до феминизма, герменевтики, аналитической философии и пр. Но постмодернистская мысль двигалась «по краям» названных философских течений, не принадлежа полностью ни одному из них. Большинство постмодернистских концепций относится к сфере интеллектуальных феноменов.

Основные характеристики постмодернизма: илюральность, отсутствие универсального авторитета, уничтожение иерархических конструкций, интерпретативная поливариантность. Идеалом для постмодернистов выступает "единство" предметных полей. Отсюда их требование соединить науку, искусство, философию, религию, филологию и т.п. Средством для этого должен стать " тотальный критицизм ", или " контрфилософский дискурс ". Понимание философии как некоего текста или акта говорения приводит постмодернистов к убеждению, что философия и ее язык не могут быть точной репрезентацией и результатом соглашения мыслителей. Это позволяет выдвинуть программное требование постмодернизма — философствование без субъекта.

Постмодернизм настаивает на понимании творчества как "открытия уже открытого", как бесконечного цитирования, компиляций, игры с давно созданным. Для него характерно также ощущение исчерпанности самой истории, "проговоренное" всех смыслов, идей и ценностей.

При всем различии взглядов постмодернистов отметим некоторые их общие установки: отношение к миру как к объекту осознания, результаты которого фиксируются в текстах; уподобление самосознания личности "сумме текстов", вступающих во взаимодействие с другими текстами, которые образуют культуру; придание аллегории значения кода для рефлексии современной культуры; выдвижение на первый план метода "деконструкции", предназначенного опровергнуть то, что текст обладает единственным и фиксированным значением; упразднение центра; стирание пространственных и временных границ; "цитирование" как игра с "уже бывшим".

Исходная установ ка: формируется новый образ реальности, которая может быть осознанна посредством новых понятий и терминов: деконструкция, симулякр, мозаичность, лабиринт, ризома, телесность, соблазн, желание, эстетизация безобразного.

Представители и произведения: Жак Бодрийар (1929-2007): «Система вещей»(1968), «Общество потребления» (1970), «Симулякры и симуляция» (1980) – библия современного американского авангардизма (искусство как объект потребления: поп-арт.), «Соблазн» (2000); Жак Деррида: «Похоронный звон» (1974), «Почтовая открытка» (1980), «О граммотологии» (2000); Жиль Делез: «Различие и повторение», «Критика и клиника», «Переговоры»;

В современном мире формируется новый образ реальности, обусловленный научно – техническими достижениями и масс-медийными технологиями.

Складываются горизонтальные, сетевые сообщества в социуме и суверенно – личностные воззрения. В этих условиях формируется новое понимание задач философии и новые стратегии философского мышления.

Отказ от старого философского мышления в традиционных категориальных оппозициях (целое - часть, внутреннее - внешнее и т.д.)

Основные идеи (понятия):

«деконструкция» (Деррида) – основной метод философствования (разборка-сборка текста, его анализ в поисках смыслов: мир – бесконечный текст);

«симулякр», «симуляция» (Бодрийяр) – подобие, видимость. Нет оригинала, мир – символическая, знаковая реальность

«потребление» как феномен. Вещи как символические знаки провоцируют желание потребителя. Тело – «самый прекрасный объект потребления», «мода на тело», «сексуальное расколдовывание тела», «нарциссизм – любовь к своему телу», «тело как ценность на рынке знаков», «одежда, мода как средство самоопределения «Я»»

«новая эстетика» – учение о функциональности предметов (дизайн), «идет всеобщая эстетизация повседневности», «соблазн как провокация»





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 674 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...