Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Марксистская философия



Марксистская философия возникла в 40-х годах 19в. Основатели К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895), создали целостную систему философских и экономических взглядов.

Теоретич. предпосылки: 1. немецкая класс. философия: идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха. 2. Англ. политическая экономика – трудовая теория А. Смита, Д. Рикардо. 3. идеи социалистов-утопистов, критиковавших пороки буржуазного общества и ратовавших за создание грядущего общества справедливости, возможность перехода от капитализма к такому обществу, основой которого станут общественная собственность и коллективный труд. Естественнонауч. предпосылки: эволюционная теория Дарвина, закон сохранения и превращения энергии Майера, открытие Шванном и Шлейденом органической клетки.

Первый совместный труд Маркса и Энгельса «Святое семейство»(1845г.), «Манифест коммунистической партии» и произведение Маркса «Нищета философии», созданные в 1847 г., завершили процесс формирования марксизма. Основной труд Маркса — «Капитал». Энгельса работы: «Диалектика природы», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), Энгельс принял участие в создании «Капитала», завершил после смерти Маркса.

Материалистическое понимание истории исходит из того, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры. Общественное сознание – это отражение общественного бытия, осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Общественное бытие определяет общественное сознание. Общественное сознание хотя и вторично по отношению к общественному бытию, однако обладает относительной самостоятельностью и активностью, имеет внутреннюю логику развития. В. общественном сознании присутствует преемственность, на новые идеи оказывает влияние старый мыслительный материал. Активность общественного сознания проявляется в том, что оно может оказывать обратное воздействие на породившее его бытие. Маркс писал, что идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами. Весь строй жизнедеятельности людей зависит от способа производства материальных благ. Способ производства представляет из себя единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это орудия труда, средства труда и люди, участвующие в производстве. Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства. Социальная структура общества определяется отношениями собственности. Маркс сделал вывод, что люди, участвуя в процессе производства, создают не только материальные блага. Они воспроизводят и свою социальность: общественные отношения, группы, институты. В конечном счете, люди воспроизводят общество и самих себя как членов социума, воспроизводят свою социальную сущность.

Рассматривая вопрос о строении общества, его структуре, марксизм оперирует категориями "базис" и "надстройка". Базис – это совокупность производственных отношений, экономический строй общества. Над базисом возвышается надстройка, включающая в себя общественное сознание, идеологические отношения и закрепляющие их общественные учреждения и организации. Надстройка определяется базисом. Таким образом, государство, право, духовная жизнь общества относятся к надстроечным. Экономическая общественная формация – это особый исторический тип развития общества, обусловленный формой собственности, уровнем развития производительных сил, социальной структурой. Основа общественно-экономической формации – способ производства материальных благ. Смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинн., рабовладельч., феод., капиталистич. и коммунистическую) представляет собой естественноисторический процесс, подчиняется закону соответствия производств. отношений характеру и уровню развития производит.сил. Возникающие на определенной стадии развития противоречия между ними перерастают в конфликт. Тогда наступает эпоха социальных революций, ведущих к смене способа производства материальных благ.

Учение о классах и классовой борьбе как движущей силе истории. Классовый подход к анализу социальных явлений предполагает, что ничто в обществе не может быть объяснено вне контекста классовых интересов и отношений. В диктатуре пролетариата видели подлинную демократию для трудящихся и одновременно орудие ликвидации старых буржуазных отношений, орудие построения нового общества.

Движущей силой исторического процесса, творцами истории являются социальные общности, классы, их организации, индивиды, личности. Поэтому способы и результаты действия социальных законов зависят не только от объективных условий исторического процесса от уровня сознательности, организованности субъектов политики.

В марксизме представлена оригинальная концепция человека. Человек не просто живет, чувствует, существует, но, прежде всего, реализует свои силы и способности в специфичном для него бытии — в производственной деятельности, в труде. Он таков, каково общество, позволяющее ему определенным образом трудиться. Сущность человека создается самим человеком в ходе всемирной истории, ибо эта сущность — совокупность общественных отношений.

Среди самых значительных достижений философии марксизма — разработка проблемы практики. С точки зрения марксизма, практика есть «материальная деятельность, от которой зависит всякая иная деятельность: умственная, политическая, религиозная и т. д.». Словом, практика во всех своих проявлениях, включая производственную деятельность и преобразование людьми самих себя, была осмыслена в качестве базовой, исходной основы духовного мира, культуры; любая деятельность, даже духовная, не может быть осуществлена безотносительно к практике.

Разработка марксистского учения связана с созданием принципиально новой исторической формы диалектики— материалистической диалектики: идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Марксисты стали рассматривать объективные процессы развития в природе и обществе, отражаемые развивающимся мышлением. Понятие развития занимает центральное место в марксистской материалистич. диалектике, развитие есть сторона, момент универсального движения, являющаяся атрибутом, т. е. неотъемлемым, всеобщим свойством материального мира.


20. Позитивистская философия: основные этапы и круг проблем.

Философия позитивизма, претендующая на исследование сущности научного знания и его методологическое основание, принимала в своем развитии след.основные формы:

1. Классический позитивизм. 1я пол.19в. период формирования дисциплинарной науки (физики, биологии, химии); представители: О.Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер. Основные идеи:

А) подлинное научное («позитивное») знание может быть получено только спец.науками (естественными), которые основываются на опыте и его теоретич. осмыслении. Методология естественных наук позволит достичь «универсально истинных» утверждений, т.к. она основывается на общепризнанных фактах.

Б) философия, чтобы стать научной дисциплиной, должна перестать решать отвлеченные вопросы и заняться проблемами методологии наук.

О. Конт рассматривает 3 стадии интеллектуального развития человечества: теологическую (фиктивную), метафизическую(абстрактную) и позитивную(научную), которая отвечает на вопрос «как?» и описывает реальные факты. Идеалом признается описательная модель научного знания «знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать» (О.Конт).

2. Эмпириокритицизм (от греч. критика опыта) – конец 19–нач.20вв. Представители Р.Авенариус и Э.Мах полагали, что научное знание возможно как результат синтеза физического и психического опыта. Цель физического знания – установление зависимости между чувственными переживаниями; понятия и теории науки – это средства ее достижения. Познание обекта зависит от субъективных установок самого ученого, понятия, законы – продукты ума познающего субъекта, позволяющие упорядочить его эмпирические знания. При этом все метафизические абстракции, которые не находят подтверждения в опыте (материя, причинность и т.д.) должны быть исключены из языка науки.

3. Неопозитивизм 20-е гг. 20в., представлен двумя вариантами: логическим позитивизмом (М.Шлик, Р.Карнап) и лингвистическим позитивзмом (Л.Витгенштейн, Дж. Мур). Неопозитивизм ориентирован на изучение формально-логической структуры научного знания и логический анализ языка науки. Основные принципы логического позитивизма: верификация – только те предложения имеют смысл, которые допускают опытную проверку; физикализм – теоретич предложения в эмпирических науках должны допускать сведение к предложениям физики, поскольку она есть основа всех экспериментальных наук; конвенционализм – в основе утверждений науч теории лежат некоторые соглашения (конвенции), выбор которых осуществляется с критериями полезности, удобства, простоты. Во 2й пол. 20в. Интерес неопозитивизма смещается с логического языка науки на обыденный язык, что нашло развитие в концепции «Языковых игр» Л.Витгенштейна, согласно которой значение слов определяется их употреблением.

4. Постпозитивизм 60-70е гг. 20в. Переключается на исследование реальной истории науки. Основоположники: К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд. Направления: изучение динамики научного знания; реабилитация метафизики как эвристичекого средства научного поиска; исследование социокультурных факторов развития и функционирования научного знания. Основные результаты постпозитивистов:

А) природа и статус научного знания. Принцип фальсификации (К.Поппер) – лишь такое знание можно считать научным, которое хотя бы мысленно допускает свое опровержение. Научное знание носит предположительный характер, оно правдоподобно, пока его не опровергли. Любое научное знание несет на себе отпечаток исторической эпохи, для объективного познание необходимо разнообразие мнений (П.Фейерабенд).

Б) субъект научного знания. Науку можно еще охарактеризовать как деятельность научных сообществ (Т.Кун), т.е. групп ученых, получивших сходную проф подготовку и придерживающихся сходных принципов. В основе их деятельности лежат базисные формы научных знаний, регулирующие и направляющие исследовательский поиск, т.е. парадигма (система наиболее общих знаний).

В) динамика научного знания. Его развитие сводится к следующему: движение от исходной проблемы через ее предположительное теоретическое решение и экспериментальную проверку к новым проблемам; в этом процессе возникаеи, как правило не одна, а несколько теорий, конкурирующих между собой (пролиферация, или размножение теорий); господствует одна парадигма, если накапливающиеся факты подтверждают ее, или наоборот, если противоречат, разрушают ее, то появляется новая научная парадигма, или «научная революция».

Г) методы научного исследования. Вариативность методов.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 599 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...