Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта как основоположника общего языкознания (учение о форме языка, связь языка с действительностью, мышлением, обществом)



Система и структура языка: учение о форме языка. Согласно Гумбольдту, язык состоит из материи (субстанции) и формы. «Действительная материя языкаэто, с одной стороны, звук вообще, а с другой — совокупность чувственных впечатлений и непроизвольных движений духа, предшествующих образованию понятия, которое совершается с помощью языка». Говорить что-либо о языковой материи в отвлечении от формы невозможно: «в абсолютном смысле в языке не может быть никакой неоформленной материи»; в частности, звук «становится членораздельным благодаря приданию ему формы». Именно форма, а не играющая лишь вспомогательную роль материя составляет суть языка.

Как пишет Гумбольдт, форму языка составляет «постоянное и единообразное в этой деятельности духа, возвышающей членораздельный звук до выражения мысли, взятое во всей совокупности своих связей и систематичности». Таким образом, форма языка обладает тремя свойствами:

Форма языка не есть «плод научной абстракции». Она, как и материя, существует объективно и «представляет собой сугубо индивидуальный порыв, посредством которого тот или иной народ воплощает в языке свои мысли и чувства». Форму нельзя познать в целом, ее нам дано наблюдать «лишь в конкретно-единичных проявлениях».

С одной стороны, всё в языке так или иначе отражает его форму. С другой стороны, разные явления имеют разную значимость: «в каждом языке можно обнаружить много такого, что, пожалуй, не искажая сущности его формы, можно было бы представить и иным».

Форма, считает Гумбольдт, не должна пониматься узко только как грамматическая форма. Форму мы видим на любом уровне языка: и в области звуков, и в грамматике, и в лексике. Она

Форма каждого языка отдельна и неповторима, но формы разных языков имеют те или иные сходства: «Различие языков основывается на их форме», а она «находится в тесной связи с мировоззрением народа». Одна только форма решает, с какими другими языками родствен данный язык. Можно говорить и об общей форме всех языков, «если только идет речь о самых общих чертах».

Внутренняя и внешняя форма языка. Гумбольдт выделяет внешнюю и внутреннюю форму языка.

Внешняя форма языка это МАТЕРИЯ языка:

звуковая, это звук, ставший членораздельным;

смысловая.

«Действительная материя языка — это, с одной стороны, звук вообще, а с другой — совокупность чувственных впечатлений и непроизвольных движений духа, предшествующих образованию понятия, которое совершается с помощью языка». «В членораздельном звуке проявляет себя мыслящая сущность, а в нечленораздельном — чувствующая».

Внутренняя форма языка – это организация языковых структур, способ объективации мысли в языке, способ организации материи языка, выражение народного духа, способ соотнесения конкретных комплексов звуков с характерными для данного языка значениями. «Эта внутренняя и чисто интеллектуальная сторона языка и составляет собственно язык …».

Внутренняя форма, специфическая для каждого языка, проявляется как в членении мира в области лексики, так и в системе грамматических категорий.

Язык — это сложный синтез внешней и внутренней формы: «образование языка есть синтетический процесс,... когда синтез создает нечто такое, чего не было ни в одной из соединившихся частей. Поэтому полностью цель достигается только тогда, когда все строение звуковой формы прочно и единовременно сливается с внутренней структурой языка. Благотворным следствием этого является полная согласованность одного элемента с другим».

Единицы языка. Говоря о звуковой стороне языка, Гумбольдт исходил из не очень развитого состояния фонетики его времени и даже смешивал звук с буквой.

Среди единиц языка он прежде всего выделял слово.

Наряду со словами выделял и корни. Он разграничивал корни «как продукт частой рефлексии и результат анализа слов», то есть «как результат работы грамматистов», и существующие в ряде языков реальные корни, нужные говорящим в связи с «определенными законами деривации».

Язык и действительность. Согласно Гумбольдту, язык является посредником между миром и человеком. Гумбольдт отвергает идею о том, что представления человека о мире независимы от его языка. Он считает, что язык – это форма отражения мира, в нем представлен субъективный образ объективного мира.

Гумбольдт утверждает то, что разные языки являются не различными обозначениями одной и той же вещи (каждое слово «не есть простой отпечаток предмета самого по себе, но его образ, который он создает в душе»), а различными видениями её.

Он считает, что «Каждый язык описывает вокруг народа, к которому он принадлежит, круг, из пределов которого можно выйти только в том случае, если вступаешь в другой круг. Изучение иностранного языка можно было бы уподобить приобретению новой точки зрения в прежнем миропонимании, до известной степени фактически так дело и обстоит, потому что каждый язык образует ткань, сотканную из понятий и представлений некоторой части человечества; и только потому, что в чужой язык мы в большей или меньшей степени переносим свое собственное миропонимание и свое собственное языковое воззрение, мы не ощущаем с полной ясностью результатов этого процесса».

Он видит «…высшее наслаждение – с каждым новым языком приобщаться к новой системе мыслей и чувств».

Он считает, что через многообразие языков открывается многообразие мира.

Язык и мышление. Гумбольдт не разделяет язык и интеллектуальную деятельность. Он считал, что язык и мышление образуют диалектическое единство, антиномичная целостность.

«…язык есть обязательная предпосылка мышления». – Человек не может мыслить без языка. Мышление без языка – бесформенное, тёмное, неоформленное. Язык – творение человеческого разума, следовательно, мышление предшествует языку.  
«…язык есть орган, образующий мысль». – Благодаря языку процесс мышления объективируется.   По мере развития мысли слова получают всё более глубокие значения, т.е. с совершенствованием мышления совершенствуется и язык. По законам мышления оформляются грамматические категории.
Язык, по Гумбольдту, описывает круг вокруг человека, замыкая индивида в рамках его национального духа и обусловливая его национальное мышлениеимировоззрение народа. Различие языков обусловливает различие мировоззрений. Мышление влияет на язык, т.к. всякий индивид имеет свое мировоззрение. Благодаря общности языка, на котором изъясняются индивиды, создается мировоззрение народа. По мнению Гумбольдта, у разных народов разные языки, потому что у разных народов разные духовные особенности.

Связь языка и мышления у Гумбольдта опосредована «народным духом».

Язык и человек / связь языка и общества. Гумбольдт писал: «Язык не является произвольным творением отдельного человека, а принадлежит всему народу; позднейшие поколения получают его от поколений минувших». Таким образом, Гумбольдт указывает на коллективный характер языка.

Он выделял следующие формы существования языка:

Ø язык в самом себе как атрибут рода человеческого вообще в его поступательном развитии;

Ø языки отдельных народов;

Ø язык индивидуума/человека.

Он писал: «В языке таким чудесным образом сочетается индивидуальное со всеобщим, что одинаково правильно сказать, что весь род человеческий говорит на одном языке, а каждый человек обладает своим языком».

Согласно Гумбольдту, можно рассматривать язык

v как потенцию в виде языковой способности, данной каждому человеку,

v как реализацию – в общественном (социальном) и индивидуальном виде.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 7958 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...