Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Многообразие концептуальных подходов в истории философии к проблеме происхождения и сущности сознания



Проблема сознания относится к числу тех, которые постоянно находятся в центр исследования философии и специальных наук. Постановка и решение проблемы сознания, философии в значительной степени определяется развитием естественных наук, изучающих мозг, психику и поведение человека. Новейшие научные достижения позволили выявить и актуализировать такие аспекты проблемы сознания, которые в прошлом исключались из сферы философского анализа. Немногие философские категории обладают столь сложной противоречивой судьбой, какой отличается понятие "сознание". Оно вобрало в себя много значений.
На ранних ступенях развития Ф носителем и причиной мыслей и чувств человека считалась душа, которая лишена неповторимости и индивидуальности. Гераклит трактовал ее как нечто огненное. Атомисты считали душой то, что доставляет живым существам движение. Вплоть до Сократа греческая философия не знала понятия идеального. Вслед за Сократом Платон выделяет понятие идеального как некой противоположности материальному. душа для него, вечная "идея", бессмертная сущность, отделенная от тела. В философии Платона впервые сформулирован тезис о примате идеального начала над материальным. Для Аристотеля душа и тело неотделимы друг от друга как форма и материя, душа - организующий принцип органической жизни. Он различает три вида души - растительную, животную и разумную. Каждую из них он относит к определенному уровню органической жизни: первая специфична для растений; вторая - для животных; третья для человека, обладающего познающим и деятельным разумом. Являясь с одной стороны последовательными формами развития психики у растений, животных и человека, они, по мнению Аристотеля, вместе с тем связаны у человека с различными функциями его души - питательной, чувствующей и рассудочной.
В средние века на передний план выдвигается мысль и воля надмирового бестелесного духовного начала, которое считалось существующим до мира и создавшим мир из ничего. Именно оно мыслит, живет, чувствует в человеческом сознании. Разум человека, его мышление - искорки божественного разума. Вместе с тем возникает в недрах христианства чрезвычайно важная идея спонтанной активности души, причем понятие души включает уже в себя признак сознательности.
Переход от понятия души к категории сознания осуществляется в европейской философии в период зарождения буржуазного общества. То понятие сознания, которое становится центральным для последующих столетий, впервые оформляется у Декарта. Он закладывает основы понятия сознания как замкнутого в себе внутреннего мира, понятия, Которое отражает не внешнее бытие, а самого себя. Лейбниц превращает представление Декарта о замкнутом в себе внутреннем мире сознания в общий принцип бытия: все сущее в его монадологии мыслится по образу и подобию такого замкнутого круга внутреннего мира, каким у Декарта оказывается сознание. Понятие сознания заменяется у Лейбница понятием "апперцепция", т.е. актом перехода бессознательных психических состояний, восприятий в отчетливо осознаваемые. Он связывал это понятие с самосознанием. Именно благодаря cамосознанию становится возможным отчетливое представление не только какого-либо содержания, но и того, что оно находится в моем сознании. Лейбниц рассматривал сознание как активную, деятельную силу. Спиноза лишил сознание субстанционального характера, рассматривая его одним из атрибутов природы, наряду с притяжением. Индивидуальное мышление для него есть качество, присущее человеку от природы. Французские философы в XVIII веке считали сознание функцией мозга, отражением действительности. Дидро сравнивал мозг с воском, который способен принимать различного рода формы с адекватной фиксацией на себе внешних воздействий.
Широко обсуждалась проблема сознания в немецкой классической философией. И. Кант, И.Фихте, Г.Гегель, Ф.Шеллинг показали, что сознание имеет сложную структуру, активно по своей природе, является одновременно достоянием всего рода человеческого, хотя его носителем всегда является индивид, личность. Кант показал теоретическую несостоятельность анализа сознания без одновременного решения вопросов о его структуре и функционировании. Структура сознания, по его мнению, включает продуктивную силу воображения, лежащую в основе априорных форм; трансцендентальное единство апперцепции, априорное созерцание и априорный рассудок. Гегель подчеркивал историзм сознания, его зависимость от исторически изменяющихся форм общественной жизни. Последние толковались им как воплощение объективного духа.
Для постклассической философии в целом характерно нигилистическое отношение к сознанию. Представители отдельных философских направлений пытаются исключить сознание из категориального состава философии, как псевдопроблему. Экзистенциалисты обращаются, прежде всего, к эмоциональному сознанию, к переживанию мира человеком. В герменевтических концепциях над всеми компонентами превалирует эмпирическое сознание. Интуитивистская концепция сознания предполагает, что разум человека ограничен, в то время как его интуиция, инстинкт и другие, логически неопределяемые стороны сознания помогают человеку понять поток жизни хаотичный и случайный в своей основе.
К 40-м годам XX века в философии сложились два принципиальных подхода к анализу сознания: объективно-созерцательный и субъективно-деятельностный. Первый из них предписывает отвлечение от механизмов формирования сознания, сводя его к знанию, понимаемому как простое копирование объекта. Второй подход характеризуется признанием приоритетов знания, предметность которого объявлена продуктом субъективной деятельности. Такие абстрактно-односторонние подходы не способны отразить сложную диалектическую природу сознания.
Кардинальные изменения исходных принципов анализа сознания позволили расширить предметное поле анализа, раскрыть системное единство аспектов, уровней, компонентов сознания. Практически все существующие в настоящее время концепции сознания вскрывают его содержательные характеристики, основываясь на данных естествознания. При этом в качестве главных функций сознания выделяются такие как познавательная, коммуникативная и рефлексивная, подчеркивается его исторически меняющаяся природа, зависимость от общественно-исторической практики общества, связь с предметной деятельностью. Для всех философских направлений характерно понимание активности сознания, хотя природа этой активности представителями идеалистической этих направлений интерпретируется по-разному.

Объективные идеалисты Отрывают сознание от материи через абсолютизацию объективного духа, идеи, порождающей и мир вещей, и мир человеческих идей.
Субъективные идеалисты Абсолютизируют человеческое индивидуальное сознание как исходное и первичное в его отношении к чувственному миру и противоположное ему.
Метафизический материализм Признавая производность сознания от материи, не смог раскрыть внутреннюю природу сознания, активный характер сознания.
Вульгарный материализм Отождествляет материю и сознание, объявляя мысль тончайшей материей, сводя сознание к вещественным образованиям в мозгу человека.
Дуализм Допускает параллельное, независимое друг от друга существование материальных и духовных субстанций.
Диалектический материализм Рассматривает проблему взаимоотношения сознания и материи на основе признания материи первичной, а сознания вторичным, свойством высокоорганизованной материи.



Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 760 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...