Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Самоорганизация бытия.Диалектика и глобальный эволюционизм



Материя имеет способность к самоорганизации — созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация — постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения. В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуаций) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи — материя приобретает новое состояние, так называемую "диссипативную структуру", которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

1) "диссипативная структура" укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи.

2) "диссипативная структура" распадается и гибнет.

Учение о самоорганизации материи получило название синергетики. Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а затем бельгийский философ И. Пригожин. Проблема самоорганизации материальных систем в XX веке становится одной из центральных проблем науки. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный и информационный подходы. Терминология, выработанная в этих областях исследования, приобрела общенаучный характер в описании и объяснении процессов самоорганизации. Но обе эти области исследования имеют дело в основном с материальными системами уже достаточно высокого уровня организованности: биологические системы, социальные, технические и т.д. Процессы самоорганизации в неживой природе остаются вне интересов этих подходов.
Закономерности явлений самоорганизации, открываемые синергетикой, не ограничиваются областью неживой природы: они распространяются на все материальные системы. По мнению ряда ученых, возникновение синергетики, возможно, знаменует начало новой научной революции, поскольку она не просто вводит новую систему понятий, но меняет стратегию научного познания, способствует выработке принципиально новой научной картины мира и ведет к новой интерпретации многих фундаментальных принципов естествознания. Синергетический подход акцентирует внимание ученых на открытых системах, неупорядоченности, неустойчивости, неравновесности, нелинейных отношениях. Значение синергетического подхода к изучению природных процессов трудно переоценить. Возникновение синергетики в значительной степени стимулировало исследования в области теории происхождения жизни.

Диалектика и глоб. эволюционизм.

Представления о диалектике как развитии материального мира складывались на протяжении длительного времени.

Первые элементы диалектики непосредственное выражение нашли в воззрениях философов Древней Индии и Древнего Китая и кульминационного развития достигли в античной философии. Стихийная диалектика Древней Греции (первая ее историческая форма) в наиболее ярком виде была представлена Гераклитом и Сократом. В частности, Гераклит полагал, что в мире все пребывает в движении, т.е. все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует,находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Сократ впервые вводит в оборот термин «диалектика», понимая под ней искусство ведения диалога, а точнее, искусство обнаружения истины в процессе преодоления противоположных суждений, высказанных в споре между двумя собеседниками. Второй исторической формой диалектики является идеалистическая диалектика классической немецкой философии И. Канта и Г. Гегеля.

Кант развивал субъективно-идеалистические представления о диалектике, так как в развитии рассматривал не реальные вещи, а априорные, доопытным путем рожденные в разуме человека понятия и суждения. Третьей исторической формой диалектики является материалистическая диалектика, ознаменовавшая качественно новый этап ее развития. Понимание материалистической диалектики нашло дальнейшее развитие в философских воззрениях Ф. Энгельса и В.И. Ленина.

Глобальный эволюционизм – это интегративное исследовательское направление, учитывающее динамику развития неорганического, органического и социального миров. Он опирается на идею о единстве мироздания и представления о том, что весь мир является огромной эволюционизирующей системой. В современной философии глобальному эволюционизму отведено одно из центральных мест.Концепция глобального эволюционизма сформировалась в 80-е гг. ХХ в. Глобальный эволюционизм следует рассматривать как соединение идеи развития с идеями системного подхода. В обоснование глобального эволюционизма внесли свой вклад многие естественные дисциплины, но определенную роль в егоутверждении сыграли: теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы, теория нестационарной Вселенной и синергетика. Эвристический потенциал глобального эволюционизма заключается в том, что он позволяет выстроить новую картину мира.Он задает универсальность эволюционного видения мира, создает возможность не только для рассмотрения во взаимосвязи живой и социальной материи, но и для включения неорганической материи в целостный контекст развивающегося мира.Эвристический потенциал позволяет установить движение единой прогрессивной эволюции от Большого взрыва до возникновения жизни и разума. Он позволяет рас-

сматривать человека как объект космической эволюции, закономерно возникшей на определенном этапе функционирования Вселенной. Глобальный эволюционизм может быть представлен как базисный

принцип современной научной картины мира. Он все чаще рассматривается как некоторое умонастроение эпохи, поскольку на основе этого принципа весь мир, его бытие осмысливаются в терминах процесса,динамики, постоянного становления.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 457 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...