Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Социальный статус — то место в общественной системе, которую занимает конкретный человек.
Существует два основных значения термина «статус»:
1. Социальный статус может рассматриваться как сво
его рода кирпичик, то есть важный элемент любой соци
альной системы, поскольку последняя обязательно явля
ется совокупностью статусов, находящихся в определен
ных соотношениях друг с другом. Такое понимание ста
туса было предложено Р. Линтоном.
2. Понятие «статуса» может связываться с представ
лениями об авторитете, чести и престиже. В этом случае
оно может лежать в основе стратификации общества, от
личной от стратификации, основанной на понятии клас
са. Такое использование данного понятия было предло
жено М. Вебером. К нему в наибольшей степени тяготеют
предписанные статусы вроде социального происхождения,
конфессиональной или этнической принадлежности и т.д.
Обычно у человека несколько статусов, однако существует только один, который действительно определяет положение человека в обществе; как правило, это профессия человека, а точнее, занимаемая им должность (например, учитель, профессор). Такой статус называется интегральным.
Различают следующие виды статусов.
Приобретенный статус — это статус, который человек имеет благодаря собственным усилиям, приложенным для его достижения. Так, никто не может родиться тем же профессором — для этого нужно приобрести определенные знания, защитить диссертацию, снискать авторитет в профессиональной среде, обладать определенными навыками социального взаимодействия и т.д.
Предписанный статус — это статус, который человек приобретает по факту рождения. Ярким примером предписанного статуса является звание дворянина, которое,
Социальный статус
Социальный статус
как правило, переходит по наследству. Кроме того, предписанным статусом является национальная принадлежность, происхождение, место рождения и т. д.
Границу между предписанными и приобретенными статусами точно установить невозможно. С одной стороны, статус, обычно являющийся предписанным, человек может приобрести за заслуги (как это было с дарением звания дворянина в России). С другой стороны, статус, который обычно является приобретенным, может в определенном смысле передаваться по наследству (как, например, в советские времена, когда «сын прокурора» вполне мог быть равнозначен по своим возможностям прокурору).
Как правило, приобретенный статус может не только приобретаться, но и утрачиваться, тогда как предписанный статус человек утрачивает гораздо реже (например, при значительных трансформациях государственного строя).
Общество само устанавливает механизмы распределения статусов. Разграничение предписанных и приобретенных статусов указывает не столько на типы статусов, сколько на способы их распределения, один из которых может преобладать. При этом то, в каких сферах преобладают приобретенные или предписанные статусы и в каком соотношении они находятся, является важным показателем, характеризующим структуру общества, его тип.
Естественный статус — это статус, который опирается на относительно постоянный, как правило, биологический признак человека (например, статус «мужчины»). Ему противопоставляются профессионально-правовые статусы, то есть собственно социальные статусы, которые существуют только в виде соглашения, как конвенции, и не имеют какого-то «измеримого» биологического и, шире, природного основания.
Если человек обладает статусами, которые трудно согласовать между собой, говорят о противоречивости статуса. Дж. Лински предложил выделять четыре главных измерения статуса:
а) доход;
б) образование;
в) профессиональный престиж и
г) этническая принадлежность.
Противоречивость статуса имеет место тогда, когда
измерения статуса не соответствуют друг другу. Это приводит к чувству неудовлетворенности, которое человек стремится преодолеть двумя способами: либо стремясь привести измерения статуса в соответствие, либо стремясь оказать воздействие на саму систему статусов. Противоречивости статуса противостоит статусная кристаллизация.
Как соотношение предписанных и приобретенных статусов личности может быть рассмотрена социальная структура. В рабовладельческих, феодальных, кастовых обществах преобладают предписанные статусы и роли, высоко ценятся родственные связи. В демократических обществах приобретенные статусы явно преобладают над предписанными, а родственные связи ценятся сравнительно невысоко.
Социальное действие
VI. |
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
£ Социальное действие
Первым понятие социального действия ввел Макс Ве-бер. Он дал следующее его определение: «Социальным является такое действие, которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие и ориентируется в их направлении». Сам Вебер приводит в качестве примера столкновение велосипедистов. Нечаянное столкновение велосипедистов еще не является социальным действием: социальным оно становится в том случае, если велосипедисты хотя бы пытаются избежать столкновения.
Вебер включал в понятие социального действия лишь непосредственное общение людей. Очевидно, что такая точка зрения является существенным, но неоправданным ограничением. Естественно, сохранить данное разграничение нужно, однако не путем исключения опосредованного взаимодействия между индивидами.
Итак, по мнению Вебера, социальное действие характеризуется двумя основными признаками:
1) оно имеет субъективный смысл, то есть связано с
субъективным, личностным, индивидуальным осмысле
нием возможных вариантов поведения;
2) совершая действие, субъект сознательно ориентиру
ется на ответную реакцию окружающих, то есть имеет
место ожидание этой реакции.
Т. Парсонс выделял у социального действия следующие признаки:
1) нормативность (зависит от общепринятых ценнос
тей и норм);
2) волюнтаристичность (связь с волей субъекта, обеспе
чивающей некоторую независимость от окружающей среды);
3) знаковые механизмы регуляции.
В концепции Парсонса анализ действия предполагает два подхода: действие рассматривается как единичный акт и как система действия.
—Действие как единичный акт связано с выделением
актора (деятеля) и среды, которая включает физичес
кие объекты, культурные образы и других индивидов.
—Действие как система рассматривается как откры
тая система, поддерживающая обмен с внешней сре
дой, существование которой связано с формировани
ем соответствующих подсистем, обеспечивающих
выполнение ряда функций.
Выделяются следующие функции системы, каждой из которых соответствует определенная подсистема:
а) адаптивная функция, которой соответствует биоло
гический организм;
б) личностная, которой соответствует усвоение ценно
стей и норм;
в) социальная, то есть совокупность социальных ро
лей (образцов поведения);
г) культурная, которой соответствуют усвоенные цели
и идеалы.
Показать, что такое социальное действие, можно практически на любом примере, в том числе и на том, как вы читаете этот текст. Чтение любого текста представляет собой определенную психическую и физиологическую активность, которая не является предметом рассмотрения социологии. Однако любой феномен действительности представляет собой сложное, многогранное явление, и есть множество различных точек зрения, с которых он может быть рассмотрен.
Социальные аспекты такого простого действия, как чтение данного текста, заключаются в следующем:
1. Читая текст, вы испытываете определенные побуждения, имеете определенные мотивы. Возможно, это необходимость подготовки к сдаче экзамена, возможно, простое любопытство. Эту сторону можно рассмотреть как психо-
Социальное действие
Социальное действие
логическую. Однако русский философ М.М. Бахтин утверждал, что психология и социология — это две дополняющие друг друга дисциплины, две стороны одной медали. И действительно, мотивация, потребности не являются только психологическими категориями, поскольку за ними стоят ценности, закрепленные обществом. Не важно, по какой именно причине вы читаете этот текст. Важно, что за этим процессом стоят такие ценности, как знание или одобрение окружающих. В первом случае, если вы читаете ради любопытства, то вас интересуют знания; если же вы просто хотите подготовиться к экзамену, то вас, скорее всего, интересует поощрение в виде положительной оценки.
2. Вы знаете, что хорошо быть специалистом, свобод
но владеющим определенными знаниями, и хорошо, ког
да у человека получается то, что он делает. Эти ценности
вы получили в процессе социализации, в рамках первич
ных групп (в семье, школе, при общении с друзьями).
3. Процессу чтения наверняка предшествовал другой
процесс — процесс принятия решения: к какому экзаме
ну лучше готовиться? или, может быть, лучше отдохнуть?
И при принятии этого решения вы, несомненно, учиты
вали социальные факторы, то есть возможные реакции
окружающих и последствия вашего выбора, просто пред
ставления о том, что хорошо, а что плохо, и т.д.
4. Этот текст включв! в сложный процесс, поскольку
у чего есть адресат (то есть вы) и адресант (то есть автор).
Следовательно, данный процесс можно рассматривать как
обмен, который протекает между двумя (или более) ли
цами, которые знают, чего они хотят, и понимают, что
делает другая сторона. Какие бы мотивы ни побуждали
автора, они будут понятны читателю.
5. За этим взаимодействием между автором и читате
лем стоят гораздо более сложные структуры. Так, при
подготовке данного пособия автор стремился сделать его
в максимальной степени полным и в то же время не пере
груженным. С одной стороны, существует социальный
институт образования, который определяет те правила,
по которым действуют все участники образовательного процесса. Благодаря этому данное пособие будет полезным не только в каком-то конкретном вузе, в котором преподает автор, а во всей стране, в которой торгует издательство, выпустившее данную книгу. И благодаря этому автор не только удовлетворяет свою собственную потребность в написании данной книги, но и выполняет нормы, по которым действует институт образования в нашем обществе, а также удовлетворяет потребности, которые имеются у читателей данной книги (а им необходимо сдавать зачет или экзамен, для чего нужно обладать определенным объемом знаний).
Как показал психоанализ, даже такие естественные и, казалось бы, целиком физиологические акты, как отправление естественных потребностей, а также сексуальная активность строго регламентируются социальными нормами. Так, преждевременное или слишком грубое приучение ребенка к «правильной» дефекации может наложить существенный отпечаток на его личность, а именно, потребность в постоянном контроле и потребность в своего рода постоянном безмолвном саботаже. 3. Фрейд заметил, что такие черты, как пунктуальность, чистоплотность, упрямство, склонность к сдерживанию и утаиванию, которые присущи некоторым типам личности, отражают сценарий, по которому происходит приучение к туалету.
Тот факт, что любое действие всегда совершается в рамках общества, имеет отношение к другой категории социологии — социальному взаимодействию. Именно из социальных действий, которые субъекты направляют друг на друга, складывается социальное взаимодействие. Следовательно, социальное действие представляет собой более простую категорию. Однако это не значит, что структура действия проста.
С точки зрения структурного плана любое действие включает два обязательных элемента: субъект и объект (того, кто совершает действие, и того, на кого это действие направлено). В зависимости от типа действия субъект
Социальное действие
Социальное действие
действия может быть единичным (индивидуальным) и коллективным. Индивидуальный субъект является целостным и поэтому может выступать в качестве субъекта. В этом качестве он вступает во взаимодействия с другими субъектами и общностями людей, причем его взаимодействия могут быть как конструктивными, так и конфликтными. Однако он может быть и частью какой-то общности, с которой он будет отождествлять себя. Коллективными субъектами выступают разнообразные общности (группы, организации). Будучи частью коллективного субъекта, индивид выступает от его лица как в случае сотрудничества, так и в случае противостояния.
В функциональном аспекте выделяются этапы действия: во-первых, этап, на котором субъект ставит перед собой цель, и, во-вторых, этап, на котором он достигает (или пытается достичь) результата.
Способность ставить перед собой цели является важной способностью, отличающей человеческую природу. Цель можно определить как образ процесса и результата, к которому должно привести действие.
Чтобы достичь цели, человеку нужны средства, понимаемые очень широко, то есть предметы, способы действия, навыки и т. д. Отбор средств может подчиняться как рациональным, так и ценностным критериям, а также осуществляться на основе традиции.
В первом случае человек действует по принципу «хороши те средства, которые помогают достичь цели» (по М. Веберу, это целерациональный тип действия).
Во втором случае человек пытается определить, насколько хороши те средства, которые имеются в его распоряжении, не могут ли они принести вред другим людям и т. п. В этом случае говорят о ценностно-рациональном типе действий (этот термин также был предложен М. Вебером). Такие действия определяются тем, что субъект должен сделать.
В третьем случае человек будет руководствоваться принципом «все так делают», а следовательно, по Вебе-
ру, его действие будет традиционным. В данном случае его действие будет определяться нормой.
Наконец, человек может совершать действие и выбирать средства под напором чувств. Такие действия Вебер называл аффективными.
Процесс реализации действия включает в себя несколько важных составляющих, которые описывает «всеобщая функциональная формула действия»: потребности — их отражение в (коллективном) сознании, выработка идеальных программ действия — их операционная реализация в ходе координируемой определенными средствами активности, создающая продукт, способный удовлетворить потребности субъектов и побуждающий новые потребности.
В таком представлении есть насущная необходимость. Если бы наука не располагала им, мы не могли бы увидеть за всем многообразием действий ничего общего. Следовательно, наука, в том числе и социология, просто не могли бы существовать, поскольку любая наука предполагает описание общего в отвлечении от частного.
Контакт субъекта со средой своего существования порождает потребности — особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и выступающее источником активности субъекта. Существуют различные классификации потребностей. Общими чертами всех классификаций является многообразие потребностей, а также поэтапный характер их удовлетворения. Так, подобно всякому живому существу, человек нуждается в пище и укрытии — это относится к физиологическим потребностям. Но столь же необходимы ему признание и самоутверждение — это является уже социальными потребностями.
К важным характеристикам субъекта действия относятся также совокупный жизненный ресурс, уровень притязаний и ценностные ориентации. Совокупный жизненный ресурс включает энергию, время, природные и социальные преимущества. Люди располагают разными
Социальное действие
Социальное действие
жизненными ресурсами в зависимости от своего социального положения. У индивидуальных или коллективных субъектов имеются разные наборы потребностей.
Уровень притязаний определяется социальным положением и индивидуальными качествами субъекта: чем больше уровень притязаний, чем более сложные задачи будет ставить перед собой субъект, тем выше будет результат, на который он ориентируется в своих действиях.
Эти ориентации субъекта относительно какой-либо сферы жизнедеятельности выступают в качестве его ценностных ориентации, то есть способов, при помощи которых субъект различает ценность социальных явлений, распределяет их по степени значимости для себя. Такие ценностные ориентации являются отражением ценностей общества и постоянно коррелируют с ними.
Для описания отношения деятеля к социальному объекту используется также понятие интереса. Он может быть как осознанным, так и неосознанным. В узком значении интерес подразумевает такое отношение к действительности, в котором важную роль играют эмоции. В широком значении этого понятия учитывается состояние среды, потребности субъекта, а также условия их удовлетворения. Интерес присущ не только индивидуальному, но и коллективному деятелю.
Потребногти, интересы и ценностные ориентации выступают факторами мотивации действия, т.е. формирования его мотивов как непосредственных побуждений к действию. Мотив — осознанное побуждение к действию, возникающее при осознании потребностей.
Будучи внутренним побуждением, мотив может быть противопоставлен стимулу как внешнему побуждению. Стимулы представляют собой дополнительные звенья между потребностью и мотивом, это материальные и моральные поощрения определенных действий.
Можно выделить три основные группы мотивов:
1. Первая группа мотивов связана с социально-экономическими аспектами существования индивида. Это:
I
а) мотивы обеспечения жизненных благ, б) мотивы призвания и в) мотивы престижа. Каждый из этих мотивов определяет тип поведения, который избирает индивид: это может стремление к материальным выгодам, к определенному роду занятий и к положительной оценке со стороны других людей.
2. Вторая группа мотивов предполагает реализацию
предписанных и усвоенных индивидом социальных
норм.
3. Третью группу составляют мотивы, связанные с
оптимизацией жизни. Здесь друг друга могут сменять
стремления к ускоренной социальной мобильности и пре
одолению ролевого конфликта.
Любая деятельность предполагает множество мотивов, которые организованы иерархически. Это означает, что среди них всегда есть один доминирующий, который'про-тивопоставляется вторичным мотивам.
5. Зак 486
Социальное взаимодействие и социальное отношение
Социальное взаимодействие и социальное отношение
Социальное действие в рамках социологии может быть выделено как отдельный акт и таким образом стать единицей анализа, однако крайне редко оно встречается как действительно самостоятельный акт. Социальное действие нельзя представить себе без социального взаимодействия.
Взаимодействие (интеракция) — это процесс воздействия субъектов друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников — интерактантов. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека.
Социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь. Обратная связь предполагает наличие реакции, а следовательно, социальное взаимодействие должно быть направлено на другого человека.
П. Сорокин выделил два обязательных условия социального взаимодействия:
а) участники взаимодействия должны обладать пси
хикой и органами чувств, то есть средствами, позволяю
щими узнать, что чувствует другой человек, через его
действия, мимику, жесты, интонации голоса и т. д.;
б) участники взаимодействия должны одинаковым об
разом выражать свои чувства и мысли, то есть использо
вать одни и те же символы для самовыражения.
Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне, так и на макроуровне. Взаимодействие на микроуровне — это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т.д. Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, институтов и даже общества в целом.
Социальное взаимодействие и социальное отношение
Взаимодействие на микроуровне человек строит с учетом значимых других — людей (в том числе близких, родственников, но не только их), чье мнение о его поступках представляется ему ценным. Как правило, к значимым другим можно отнести людей, воплощающих для деятеля авторитет, а также представителей его круга и людей, обладающих тем же положением в обществе.
Что касается типологии взаимодействий, то здесь можно предложить несколько самостоятельных классификаций. Так, выделяют три основных вида социального взаимодействия:
1) вербальное, то есть словесное, взаимодействие;
2) физическое взаимодействие (передача того или ино
го предмета, рукопожатие, похлопывание по плечу, по
целуй);
3) невербальное взаимодействие, которое включает
использование жестов, мимики.
Однако не стоит отождествлять взаимодействие с общением, коммуникацией. Это понятие гораздо более широкое, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией, но и косвенный обмен смыслами. И действительно, два человека могут не говорить ни слова и не стремиться ничего сообщить друг другу иными средствами, однако уже один тот факт, что один может наблюдать за действиями другого, и другой знает об этом, делает любую их активность социальным взаимодействием. Человек, который находится в одиночестве, будет вести себя хотя бы немного иначе, чем человек, который находится в обществе других людей.
Кроме того, можно выделить 1) опосредованные и 2) непосредственные взаимодействия. Непосредственные взаимодействия имеют место тогда, когда индивиды взаимодействуют лицом к лицу, находятся в непосредственном контакте, что предполагает возможность очень тесных связей и использования сразу нескольких каналов коммуникации (вербальных, невербальных, физических взаимодействий), которые характеризуют общение лицом к лицу, а
5*
Социальное взаимодействие и социальное отношение
также активный двусторонний обмен мнениями и оценками. В качестве примера непосредственного взаимодействия можно привести любое общение, в том числе и более формализованное, чем обычная беседа друзей, например, общение продавца и покупателя, учителя и ученика.
Опосредованным считается взаимодействие, при котором таких возможностей не обнаруживается, а возможность обратной связи ограничена. Опосредованное взаимодействие всегда происходит при помощи какого-то особого, искусственного канала коммуникации, например, печатного текста, телевидения и т. п. Поэтому опосредованным будет общение президента с гражданами страны, писателя с читателями и т. д.
Типы взаимодействия могут быть выделены в соответствии с разделением жизни общества на сферы. В этом случае говорят об:
1) экономическом взаимодействии;
2) политическом взаимодействии;
3) религиозном взаимодействии;
4) семейном взаимодействии;
5) трудовом взаимодействии и т.д.
Наконец, типы взаимодействия могут быть выделены и на основании системы ролей и статусов.
Взаимодействие всегда носит конкретный характер. Это означает, что с точки зрения данного понятия существенно, что именно сделал один индивид и как отреагировал на это другой. Очевидно, что если немного отстраниться от данного процесса, то станет ясно, что такие взаимодействия в целом имеют несколько хаотичный, неупорядоченный, нерегулярный, случайный характер.
Однако со временем любые взаимодействия могут превратиться и в социальные отношения. Социальные отношения — это взаимодействия, которые в той или иной степени осознаются индивидами как повторяющиеся, а следовательно, устойчивые.
Существует два основных (не исключающих друг друга) понимания социальных отношений.
Социальное взаимодействие и социальное отношение
1. Как правило, говоря о социальных отношениях,
имеют в виду содержательно определенные и в большей
или меньшей мере регламентированные (постоянные или
временные) связи между людьми, например, любовь, не
нависть, обмен и т.д.
2. Кроме того, социальными отношениями называют
также связи, которые возникают между индивидами в
процессе взаимодействия социальных групп, общностей
и институтов.
Теории социального взаимодействия
£ Теории социального взаимодействия
Теория обмена. Теория обмена была создана Джорджем Хомансом на основе психологической концепции бихевиоризма. Основным положением бихевиоризма является следующее: чем чаще вознаграждается то или иное поведение человека, тем чаще человек будет воспроизводить это поведение.
Согласно теории обмена, поведение человека обусловлено ожидаемым результатом, а именно, вознаграждением, которое он ожидает получить. Эта теория в целом является социологическим применением разработанного в психологии бихевиористского подхода к объяснению человеческих поступков. Основатель бихевиоризма Ф. Скиннер полагал, что любые человеческие поступки можно объяснить при помощи схемы «стимул — реакция».
Хоманс выделил четыре принципа социального обмена:
1) чем больше вознаграждение за определенный тип
поведения, тем чаще это поведение будет повторяться;
2) если вознаграждение зависит от каких-то условий,
то человек 'будет стремиться воспроизвести эти условия,
чтобы получить вознаграждение;
3) если вознаграждение с точки зрения человека вели
ко, то он будет готов затратить усилия на преодоление
препятствий, чтобы получить вознаграждение;
4) если человек удовлетворил (или почти удовлетво
рил) свои потребности, то его стремление к получению
вознаграждения будет уменьшаться.
Теория Хоманса позволяет анализировать практически любые взаимодействия и делает их во многом предсказуемыми. В то же время в ней есть противоречия. Харриет Цукерман показала, что ученые, получившие Нобелевскую премию, начинают работать менее активно. По мнению Цукерман, этот факт указывает на то, что слишком большое вознаграждение приводит к потере интереса к деятельности. Однако, скорее всего, этот факт просто указывает на противоречие между 1-м и 4-м принципами.
Теории социального взаимодействия
Хоманс сформулировал и другие принципы, которые также могут применяться при анализе социального взаимодействия. В частности, он предложил «принцип наименьшей заинтересованности», в соответствии с которым участник взаимодействия, наименее в нем заинтересованный, получает право диктовать формы данного взаимодействия.
Согласно «принципу дистрибутивной справедливости», любое отношение обмена предполагает стремление к пропорциональной награде его участникам (то есть награде в соответствии с затраченными усилиями). При помощи этого принципа Хоманс объяснял возникновение социального неравенства.
Символический интеракционизм. Теория социального взаимодействия, предложенная символическими ин-теракционистами, прежде всего Дж. Г. Мидом, Г. Блуме-ром и др., вносит коррективы в теорию обмена Хоманса. С точки зрения символического интеракционизма, действие не может быть сведено к цепочке «стимул — реакция», поскольку человек должен интерпретировать стимул, прежде чем реагировать на него. Выражаясь проще, для объяснения человеческой деятельности стимула недостаточно, так как человек в большинстве случаев более или менее сознательно принимает решение о том, как ему реагировать на стимул.
Следовательно, между стимулом и реакцией должен располагаться символ. Прежде всего под символом имеются в виду языковые знаки, хотя этим значение данного слова не ограничивается. Символом является практически любая вещь, любое явление, то есть все то, чему мы придаем какое-то значение. Например, выражение лица, поступки всегда интерпретируются в процессе взаимодействия: нам нужно понять, чего хочет человек, что он испытывает, какие намерения имеет и т. д. Без этого взаимодействие невозможно.
С точки зрения символического интеракционизма человеческое общество состоит из индивидов, которые об-
Теории социального взаимодействия
Теории социального взаимодействия
ладают «личностным Я». Эти индивиды сами формируют значения; следовательно, индивидуальное действие — это не просто совершение действия, но и конструирование определенного смысла. С этой точки зрения формирование значений оказывается набором действий, в ходе которых индивид замечает предмет, соотносит его со своими ценностями, придает ему значение и на основе данного значения принимает решение о том, как он будет действовать.
Данная схема может быть распространена как на неодушевленные объекты, так и на других людей. Следовательно, истолкование действий другого — определение для себя значений, которые несут на себе те или иные действия окружающих.
Дж. Г. Мид различал значимые и незначимые жесты. Незначимые жесты — это рефлексы, то есть движения, которые человек совершает непроизвольно. Например, если кто-то закроет лицо руками, мы можем предположить, что этому человеку стыдно. Сам по себе жест будет непроизвольным, но для наблюдателя он будет наполнен смыслом, а следовательно, станет значимым жестом, или, шире, символом.
Этнометодология. Данный подход был разработан Г. Гарфинкелем. С его точки зрения, взаимодействия между людьми регулируются правилами, которые люди принимают на веру. Такие правила обычно не выдерживают проверки, так как нарушаются в действительности слишком часто. Тем не менее индивиды постоянно прибегают к ним. Так, например, приходя в гости, принято не воровать вещи из дома, а потому и хозяин будет вести себя так, как будто этого не может произойти — даже если он знает, что такое случается.
Драматургическая теория И. Гоффмана. Свою теорию Гоффман строит на понятии «управления впечатлениями». По его мнению, люди заинтересованы в том, чтобы другие относились к ним хорошо, а потому сами создают ситуации, в которых они могут произвести хоро-
шее впечатление на окружающих. Поскольку в этом случае деятель напоминает актера, который разыгрывает перед окружающими («зрителями») определенную роль, а сама его деятельность оказывается своего рода театральным представлением, теория Гоффмана была названа драматургическим подходом. Элементарным примером может служить намеренное опоздание на вечеринку или мероприятие: опоздавший может стремиться таким образом оказаться в центре внимания; если же опаздывает значимая персона, то ее действие может быть направлено на подкрепление впечатления о ее значимости.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1331 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!