Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Герберт Спенсер (1820—1903) — один из наиболее крупных представителей натуралистически ориентированной социологии, часто называемой «социальным дарвинизмом».
Идея о единстве законов, управляющих природой и человеком, под влиянием огромного скачка, который совершили к тому времени естественные науки, в XIX в. была очень распространена. Спенсер рассматривал общество как единый организм, аналогичный биологическому организму. Целостность общества обеспечивается его делением на две сосуществующие в нем системы — внешнюю и внутреннюю. Этот организм поддерживает равновесие, приспосабливается к окружающей среде и развивается. Спенсер считал, что развитие любого организма 1) тесно связано с его приспособлением к среде, то есть, в случае с обществом, к природе, и 2) предполагает в первую очередь дифференциацию его органов и функций, а следовательно, и его постоянное усложнение.
Изменение общества, его постепенная дифференциация являются проявлением социальной динамики, причем динамика понимается широко, так как включает не только состояния дисбаланса и развития, но и состояния относительной стабильности, когда процессы развития замедляются (практически останавливаются). Естественно, обществу присуща и статика, то есть институциональная структура, в которой Спенсер выделял церковные, политические, профессиональные, семейные, промышленные и «праздничные» институты общества.
Понятие «эволюции» в социологической теории Спенсера играет важную роль при объяснении не только изменения общества в целом, но и индивидуальных, частных, личностных феноменов.
Спенсер выделял два типа общества:
1) военное, воинствующее, то есть основанное на принуждении и жестком социальном контроле;
2) индустриальное, предоставляющее больше свободы своим членам за счет ослабления централизации и контроля.
В отличие от военного общества, индустриальное характеризуется большей разнородностью, которая обеспечивает прогресс. Жесткий контроль и централизованное управление неблагоприятны для общества, так как они препятствуют его развитию и ограничивают свободу составляющих его индивидов.
Хотя теория Спенсера и заимствовала некоторые идеи из эволюционной концепции Дарвина, Спенсер не считал, что жизнью общества управляет принцип «выживает сильнейший». Данный принцип, по мнению ученого, действовал лишь на примитивных стадиях развития общества. Для индустриального общества более характерен дух согласия, сотрудничества и альтруизма. Цели на этом этапе общественной жизни достигают силой убеждения, а не агрессией. ^
Во второй половине XX в. интерес к концепции Спенсера возродился в связи с возникновением таких направлений социологии, как системный анализ и структурный фуйкционализм. Хотя лишь незначительная часть идей Спенсера актуальна для современной социологической науки, в целом его влиян'ие на возникновение указанных направлений недооценивать нельзя.
Георг Зиммель
Георг Зиммель
О
; Георг Зиммель
Георг Зиммель (1858-1918) построил свою социологическую теорию в результате критического осмысления как структурных теорий (например, теории Конта), так и гуманитарных теорий, с точки зрения которых социальные и исторические феномены не поддаются обобщению и могут изучаться лишь в их единичности и уникальности. Зиммель разработал подход, который получил название «формальной социологии».
С точки зрения Зиммеля, первичной целью социологии является выделение во всех сферах, изучаемых социальными науками, форм так называемой «социации» (общения). Социология должна описать, систематизировать и обосновать эти формы.
Зиммель понимал социологию как универсальную науку, которая не имеет своего собственного предмета и ориентирована на выявление общих закономерностей, недоступных другим наукам. В этом смысле социология рассматривалась им скорее как метод исследования, применимый практически к любому содержанию.
К понятию «социации», которое приблизительно можно понимать как социальное взаимодействие, включающее как минимум двух участников, Зиммель сводит социальную реальность. С этой точки зрения, социальные структуры, чье существование Зиммель не отрицал, оказываются лишь результатом множества взаимодействий, чем-то вторичным по отношению к взаимодействиям.
По мнению Зиммеля, социология должна отвлекаться от содержания и изучать лишь форму. При этом становится очевидно, что взаимодействия, имеющие разное содержание, могут совпадать по форме. Например, конкуренция будет иметь одну и ту же форму независимо от того, в какой сфере она имеет место (в экономических отношениях или на спортивном поле). Кроме того,
Зиммель не делал различия между государствами и отдельными индивидами как субъектами социального взаимодействия: возможности поведения трех государств в разных ситуациях ничем не отличаются от набора возможностей того, как будут взаимодействовать три индивида.
Эмиль Дюркгейм
Эмиль Дюркгейм
Дюркгейм
Дюркгейм (1858-1917) — французский социолог «Классического периода», оказавший огромное влияние на становление социологии как автономной науки. Его преподавательская деятельность началась в Университете Бордо, а затем он преподавал в Сорбонне (Париж). Основные труды: «Общественное разделение труда» (1883), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).
П° мнению Дюркгейма, социология может стать наукой только ПрИ условии, если у нее будет собственный предмет и собственный метод.
Предмет социологии Дюркгейма — это социальные факты, которые составляют особую социальная реальность, имеющую свои собственные качества и законы. Социальным фактом, по Дюркгейму, является любой социальный феномен, который: 1) накладывает определенные ограничения на действия индивида и в то же время J> является внешним, объективным по отношению к нему (не является результатом его субъективной мотивации). В таком понимании объекта социологии выразилось негативное отношение Дюркгейма к утилитаристской традиции в английской социологии и экономике, в соответствии с которой любая деятельность рассматривалась сквозь призму субъективных мотивов и воли отдельного индивида. Примером социального факта могут служить закон и норма. Сюда же можно отнести язык, денежную систему, религиозные верования и обряды, — другими словами, все то, что человек после рождения находит уже готовым и что, соответственно, существует до него и помимо него. Именно социальные факты управляют индивидом.
° «Правилах социологического метода» Дюркгейм формулирует три основных положения, которым, по его мнению, должна следовать молодая наука.
1. Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что:
а) социальные факты являются внешними для инди
видов;
б) социальные факты могут быть объектами в том смыс
ле, что они строго наблюдаемы и безличны;
в) устанавливаемые между двумя или множеством со
циальных фактов отношения причинности помогают фор
мулировать постоянные законы функционирования об
щества.
I 2. Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевываться от всех врожденных идей». Это означает, что:
а) социология прежде всего должна порвать свои связи
со всякими идеологиями и личностными пристрастиями;
б) она также должна освободиться от всех предрассуд
ков, которыми обладают индивиды в отношении соци
альных фактов.
3. Третье правило состоит в признании примата (первенства, приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что:
а) источник социальных фактов находится в обществе,
а не в мышлении и поведении индивидов;
б) общество представляет собой автономную систему,
управляемую своими собственными законами, не своди
мыми к сознанию или действию каждого индивида.
Соответственно в социологии Дюркгейма уменьшается и роль индивида в социологической теории: индивид практически оказывается не способным влиять на социальную реальность.
Таким образом, на индивида с самого рождения оказывается сильное давление, которое является гарантом социальной стабильности. Дюркгейм выделял два типа такого давления. Во-первых, это принуждение, исходящее извне, то есть от окружающих индивида людей и общества в целом. Во-вторых, это давление интериоризи-рованных (то есть перенесенных внутрь) норм, которые
2. Зак 486
Эмиль Дюркгейм
Эмиль Дюркгейм
становятся как бы внутренними двигателями человека (здесь обнаруживается родство взглядов Дюркгейма с психоаналитической социологией, ср. понятие Сверх-Я).
^ааостей, их утрату Дюркгейм называл ано-
мией. Аномия __ это такое состояние, когда общество
(т свою регулирующую функцию, а человек пере-
стает верить в Ценности общества. В результате этого чело-
ек переживает состояние дезориентации, оказывается не-
способным отличить «хорошее» от «плохого», «правиль-
т «неправильного». Аномия может также возникать
вие нарушения равновесия между потребностями
енью их Удовлетворения. В этом случае общество
оказывается неспособным ограничить человека и контро-
лировать его поведение.
и из наиболее известных работ Дюркгейма являет-
.Самоуб] icTBo» (1897) — книга, которая до сих пор
считается основдьш и наиболее точным источником по дан-
юму вопросу.^ Еще в «Общественном разделении труда»
э) Дюркгейм рассматривал самоубийство как результат
*°Ллективной совести (мыслей и чувств, разде-
ляемых всеми Членами общества) и господства частного
еса над общественным в индустриальном обществе.
тективной совестью Дюркгейм понимал набор обя-
5ательных для всех членов традиционного общества нор-
эв, управ лявших жизнью данного общества и под-
держивавших в Нем состояние согласия. В «Самоубийстве»
Дюркгейм показывает, что такое действие, как самоубий-
горое, Казалось бы, совершается всегда по сугубо
шдивидуа;.ньц^ мотивам, социально детерминировано.
В этой работе он выделил четыре типа самоубийства:
1) эгоистическое самоубийство, которое совершается
по личным причинам-
) анемическое самоубийство, вызываемое тем, что индивид ощущает отсутствие норм или их непереносимое противоречие;
3) альтруистическое самоубийство, совершаемое членом группы ради других ее членов, и, наконец,
4) фаталистическое самоубийство как результат чрезмерного социального давления и чрезмерной социальной регуляции.
Затем Дюркгейм обратился к статистическим данным, касающимся самоубийств в разных обществах и разных группах общества. Ему удалось показать, что в современном ему обществе наиболее частотным типом оказывались эгоистическое и анемическое самоубийство, причем эгоистических самоубийств было больше среди протестантов, чем среди католиков, что объяснялось ослаблением социального контроля (разрушением коллективной совести), а также индивидуалистическим духом протестантизма. Альтруистические самоубийства были более типичными для социальных групп и обществ,,з которых коллективная совесть более сильна (например, в примитивных обществах и в армии). Соответственно оказалось, что и среди горожан уровень самоубийств выше, чем среди жителей деревень, где общинный дух сохранился.
Дюркгейм изучал также религию и политику. В работах, посвященных религии, он высказал идею, что религиозные верования в примитивных обществах обеспечивают их целостность, а символическим воплощением их были сакральные объекты. В современных же обществах обнаружение таких сакральных объектов проблематично, что и приводит к состоянию аномии, грозящей общественному порядку.
2*
Марксизм
Марксизм
£ Марксизм
Карл Маркс (1818-1883) — видный политический деятель, философ, социальный теоретик и экономист. Будучи немцем по происхождению, значительную часть жизни Маркс провел во Франции, Бельгии и Англии.
Большое влияние на взгляды Маркса оказали философская концепция Гегеля, французский социализм и английские экономические теории.
Наиболее известной особенностью мысли Маркса является, пожалуй, представление о связи между экономической и социальной жизнью общества.
Экономика (базис) включает три обязательных элемента: 1) средства производства, то есть орудия и материалы, 2) работника и 3) того, кто присваивает продукт производства. Эти три элемента присутствуют в любой экономике, своеобразие же сводится к тому, в каких отношениях находятся эти элементы.
Во-первых, работник может владеть средствами производства или не владеть ими (отношения владения). Во-вторых, присвоение продукта производства может определяться тем, что неработающий класс имеет собственность или 1) на средства производства, или 2) на труд, или 3) на то и другое одновременно (отношения собственности).
Разграничение работников, то есть тех, кто живет только своим трудом, и тех, кто имеет право на присвоение продуктов труда, является основным в классовой теории Маркса. При помощи этого разграничения Маркс описывал производственные отношения. Производственные отношения отражают существующее разделение труда и определяются уровнем развития орудий производства. По сути, все описываемые Марксом формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) строятся на про-ти вопоставлении двух классов. Однако это не означает, ч ро структура общества двоична. В частности, Маркс отмечал, что структура реального общества часто включает
в себя классы, являющиеся рудиментами существовавших ранее форм общества.
Надстройка — это социальные формы, которые детерминируются базисом. К ним Маркс относил семью, государство, идеологию. Часто утверждается, что у Маркса вся социальная жизнь детерминирована экономическими процессами. В действительности соотношение между экономикой и обществом в концепции Маркса не так жестко. В частности, он считал, что такие социальные институты, как семья и государство, не только относительно независимы от экономики, что проявляется в существовании у них своих законов развития, но и могут оказывать на нее влияние. Детерминация надстройки базисом сводится в основном к тому, что ее характер в значительной степени зависит от экономических интересов господствующего социального класса (например, капиталистов в капиталистическом обществе).
Современный марксизм отходит от представлений о жесткой детерминированности надстройки базисом, которые были распространены у их предшественников (и которые, кстати, не разделялись Марксом и Энгельсом). В настоящее время часто утверждается, что надстройка является обязательным условием существования базиса.
Маркс первым придал социологический смысл понятию «отчуждение», под которым он понимал отчужденность труда и его продукта от человека, который выполняет свою работу по внешнему принуждению, по принуждению другого человека. Это понятие Маркс активно разрабатывал на первых этапах своего творчества, хотя мотив отчуждения проходит красной нитью через все его теоретические разработки.
Понятие отчуждение для Маркса имело две стороны. Во-первых, это структурная черта капиталистического общества. Человек, по мнению Маркса, реализуется в труде; продукт труда, таким образом, представляет собой объективное проявление человека, уже не зависящее от его создателя, но несущее на себе его отпечаток. В про-
Марксизм
цессе отчуждения человек перестает «узнавать» себя в продукте своего труда, который оказывается вследствие этого противостоящей человеку силой. Во-вторых, отчуждение для Маркса — это психологическое состояние, которое переживает производящий класс в условиях капиталистического способа производства. Данное понятие является одним из проявлений значимости труда в концепции Маркса.
Маркс разработал особую концепцию социального изменения. Он полагал, что классовая борьба является основным двигателем истории. Это означает, что трансформации экономической структуры сами по себе не способны вызвать социальные изменения: для этого необходимо активное вмешательство людей, а точнее угнетенного класса. В данном случае Маркс заимствует идею из диалектики Гегеля, согласно которой всякое явление заключает в себе силы для собственного изменения. Свойственное капиталистическому способу производства отчуждение, а также связанные с ним противоречия и конфликты неизбежно приводят (точнее, должны привести) к активному вмешательству пролетариата, которое направлено на изменение формации, то есть на переход к социалистической формации.
Влияние идей Маркса на социологию было огромным, хотя и неоднозначным. Во-первых, появилось целое направление марксистской социологии. Кроме того, Маркс оказал и существенное влияние на формирование социо-лргических теорий конфликтов.
Во-вторых, значительная часть ранних социологических концепций, в частности, концепция Макса Вебера, сформировалась во многом как результат критического пересмотра идей Маркса.
В России судьба учения Маркса складывается непрос то. После длительной идеализации его концепции в со ветский период на какое-то время установилось крайне враждебное отношение к его идеям. Однако в настоящее время можно заметить, что оценка его творчества становится все менее и менее предвзятой.
Марксизм
Одним из серьезных аргументов в современной критике марксизма является трудность определения того, какой статус имеет так называемый средний класс. Однако этот аргумент не представляется совершенно оправданным, так как очевидно, что концепция Маркса оказала заметное влияние на социально-экономическую политику государств и общественных образований, а следовательно, стала предпосылкой появления среднего класса.
Макс Вебер
СОЦИОЛОГИЯ XX ВЕКА
* Макс Вебер
Макс Вебер (1864—1920) по праву считается ученым, с которого начинается отсчет истории современной социологии (в противоположность социологии XIX в.). В процессе эмпирических исследований Вебер поставил ряд вопросов, над решением которых работали многие социологи последующего времени — даже те, кого нельзя назвать последователями Вебера. Кроме того, Вебер внес заметный вклад в политическую социологию, в социологию религии, права, города, музыки, а также в анализ древних цивилизаций. Заслуга ученого состоит также в том, что он последовательно стремился дать системное представление и обоснование понятийного аппарата социологии. Наконец, в своих анализах Вебер дал крайне точные и емкие описания черт, характеризующих современную индустриальную цивилизацию.
Важной чертой социологии Вебера является вынесение на первый план действия — явления, без которого социологическая наука, по мнению ученого, просто невозможна.
Вебер предложил обоснование для двух теорий действия, которые впоследствии были развиты в рамках позитивистского направления и интерпретирующего подхода. Для последнего характерно вынесение на первый план •^ех смыслов, которые связываются в сознании индивида г, совершаемым им действием; с этой точки зрения, деятельность индивида легко представить как свободную. Однако при интерпретирующем подходе очень трудно све-сти действие к социальным структурам, которые его детерминируют. Это возможно в позитивистских теориях, однако в результате действие оказывается вторичным по
отношению к структуре, которая его детерминирует, и, в конечном счете, незначимым, а свобода индивида ставится под сомнение, так как тот лишается выбора. Данное противопоставление сыграло очень большую роль в истории социологии XX века.
Вебер выделял четыре типа действия (идеальных типа действия):
1) традиционное действие, которое совершается толь
ко потому, что оно совершалось раньше;
2) аффективное действие, которое представляет собой
лишь выражение эмоций;
3) целерациональное действие, для которого характерна
оценка как цели, так и средств ее достижения;
4) ценностно-рациональное действие, которому свой
ственно рассмотрение цели как самостоятельной ценнос
ти (средства ее достижения в этом случае вообще могут
не рассматриваться и не обсуждаться).
Каждый из этих типов является идеальным, поскольку не встречается в действительности в чистом виде; конкретное действие всегда представляет собой «смесь» двух или более типов.
Понятие идеального типа шире и не ограничивается лишь социальным действием. Идеальным типом является любая интеллектуальная конструкция, обобщающая социальную действительность; идеальный тип можно сопоставить с «понятием», «представлением» (неформализованным, сконструированным). Далеко не все социальные феномены соответствуют идеальному типу. Например, бюрократическая организация обладает не всеми чертами, которые характеризуют бюрократию как идеальный тип. Однако конкретные социальные образования гораздо легче анализировать, сравнивая их с идеальными типами как своего рода эталонами. Следовательно, идеальный тип является важным инструментом социологического анализа.
Взгляды Вебера на современное индустриальное общество и, шире, европейскую культуру нашли выражение в
» ]
Макс Вебер
Макс Вебер
его анализе влияния протестантской этики на европейскую культуру (1), в понятии рационализации (2) и, отчасти, в его отношении к марксизму (3).
1. По мнению Вебера, возникновение протестантизма оказало огромное влияние на становление капиталистического общества. Дело в том, что ранняя капиталистическая и протестантская этики имеют много общих черт: они в одинаковой степени отдают предпочтение упорному труду, уверенности человека в своих силах, индивидуализму и рациональности.
Светская культура капиталистического общества берет свое начало в аскетизме протестантизма, который противопоставлял свободного и независимого индивида церкви, религии и духовенству. С точки зрения протестантских проповедников, зависимость от церкви и духовенства не является гаратиеи спасения: его может гарантировать лишь внутренняя дисциплина, кропотливый труд, служение общине и, что самое главное, реализация собственного земного призвания.
В то же время Вебер отрицал прямое влияние протестантизма на становление капиталистического общества: скорее, это влияние было опосредованным и происходило через трансформацию культуры. Кроме того, Вебер полагал, что для современного ему капиталистического общества (как частного случая развитого капиталистического общества) никакие религиозные системы легитимации уже не нужны.
2. Влияние протестантской этики на европейскую культуру представляет собой лишь одно из проявлений более общей тенденции рационализации. Под рационализацией Вебер понимал социальный процесс, при котором каждая сфера человеческой деятельности становится объектом рационального управления, расчета. Этот процесс превращает общество в «железную клетку», в которой индвид оказывается объектом тотального контроля со стороны государства и бюрократии, а его существование утрачи-
вает человеческий смысл, основанный на индивидуальных ценностях.
Процесс рационализации, с точки зрения Вебера, охватывает все сферы общества:
• в экономической сфере, как и в обществе в целом, он
проявляется в виде попыток управления при помо
щи бюрократических методов',
• в сфере морали — в виде большего акцента на дис
циплине и воспитании;
• в области права — в создании законов на основе умо
зрительных универсальных принципов;
• в политике — в отказе от традиционных норм и
выдвижении на первый план партийной машины,
которая отменяет необходимость индивидуально
го лидера;
• в религии — в возникновении теологии;
• в науке — в нивелировке индивидуального начала в
личности ученого, приводящей к отказу от инициа
тивы и новаторства.
3. Подход Вебера по своему пафосу во многом близок к марксизму. По крайней мере, и марксисты, и Вебер уделяли внимание господству рациональности в современном им обществе; но если марксизм анализировал рациональность только применительно к условиям производства, то для Вебера это явление было гораздо более универсальным, поскольку реализовывалось даже в способах нотной записи музыки.
Однако между взглядами Вебера и идеями Маркса были существенные различия.
Во-первых, Вебер более скептично относился к детерминации человека социальными и экономическими структурами или, по крайней мере, уделял большое внимание культурной детерминации. Другими словами, Вебер допускал большую степень свободы индивида, хотя к концу своего творческого пути он пришел к выводу, что капиталистическим обществом управляет логика, не зависящая от устремлений отдельных людей. Во-вторых,
Макс Вебер
Психоаналитическая социология
Маркс полагал, что подчинение рабочих владельцам средств производства является характерной чертой капитализма, тогда как Вебер видел в таком подчинении обязательное условие эффективности любой индустриальной экономики, а не только капиталистической. В-третьих, Вебер не видел в социализме альтернативы рациональному европейскому обществу, поскольку социалистический способ производства только усиливает процессы рационализации.
% Психоаналитическая социология
**.
Психоанализ был создан австрийским врачом Зигмундом Фрейдом (1856-1939).
Психоанализ возник как практический психотерапевтический метод, противопоставлявший себя медико-психиатрическому подходу к психопатологии и направленный на лечение некоторых ее разновидностей. Лишь позже, причем во многом благодаря психоанализу, сформировалось понятие «психотерапии», которая: 1) занимает промежуточное положение между медициной (психиатрией) и психологией и 2) имеет целью не только лечение психически больных людей, но и активацию прервавшегося по каким-то причинам личностного роста. Убеждение в том, что психоанализ дает новые возможности для возобновления прерванного личностного роста, в настоящее время разделяется большинством психоаналитиков, что свидетельствует об изменениях в осмыслении места и целей психоанализа, произошедших со времен его возникновения.
Особенность психоанализа состоит в том, что, несмотря на практическую его направленность, 3. Фрейд и его последователи разработали теоретическое обоснование, гораздо превосходящее по своей мощи практические цели. По этой причине психоанализ занял важное место в истории мировой мысли не только как психологическая дисциплина, но и как философская система, а также оказал огромное влияние на искусство, культуру, воспитание и т.д.
Центральной проблемой социологического компонента психоанализа и психоаналитически ориентированной социологии, несомненно, является соотношение человека и общества, интересы которых находятся в противоречии друг с другом.
Именно это с точки зрения психоанализа является основным препятствием личностному росту Разнообразные психопатологии и аномалии характера, формирующие
Психоаналитическая социология
Психоаналитическая социология
объект его внимания, возникают под влиянием внешних (а не только генетических и физиологических) факторов, то есть являются следствием воздействия социальной среды, навязывающей ребенку травмирующие императивы. Необходимо отметить, что психоанализ признает правомерность норм, регулирующих социальные отношения, а их травмирующий эффект объясняет в основном незрелостью детской психики, которая не всегда в состоянии более или менее безболезненно усвоить их.
Психоанализ, несомненно, наиболее близко стоит к микросоциологии, поскольку основным объектом его изучения являются взаимодействия внутри семьи. Эти взаимодействия включаются в личностную историю человека и могут быть как травматическими, так и способствующими личностному росту.
В то же время в некоторых работах Фрейда («Недовольство культурой», «Тотем и табу» и др.) речь идет и о социальных институтах и обществе в целом. Однако с точки зрения психоаналитической теории любые макро-социологические факты могут служить лишь подтверждением для законов, определяющих взаимодействия и его эффекты на микроуровне, и даже более того являются проявлением, воспроизведением последних.
Социальный контроль, осуществляемый обществом при помощи норм и ценностей, Фрейд оценивает двояко. С одной стороны, этот социальный контроль необходим, поскольку без него общество было бы просто разрушено. Но, с другой стороны, именно социальный контроль является причиной большинства психологических проблем, так как не дает возможности удовлетворять личности свои потребности. Психопатология и личностные трудности, таким образом, оказываются дополнительным, но неизбежным эффектом существования социального контроля (по принципу «Лес рубят — щепки летят»). Конфликт между эгоистичными влечениями и контролирующими и ограничивающими индивида нормами представлялся Фрейду неизбежным, поскольку биологическая природа
человека зла и эгоистична. В этом отношении психоанализ сближается с социологической теорией Дюркгейма, который также различал внешнее и внутреннее принуждение, но идет дальше него, так как обращает внимание на патологические последствия этого принуждения.
Бессознательное — одно из наиболее важных понятий психоанализа, хотя Фрейд и не является его автором. Это понятие известно в европейской мысли со времен Лейбница. Однако в настоящее время это понятие используется в основном в том смысле, который придает ему психоанализ.
Бессознательное представляет собой область психики, которая образуется за счет отказа принимать влечения, воспоминания и представления, неприемлемые для индивида (вытеснение не является единственным механизмом образования бессознательного). В результате этого определенное психическое содержание становится бессознательным, что, впрочем, не означает его исчезновения: оно проявляет себя в разнообразных симптомах.
Такой отказ может быть мотивирован не только давлением норм общества (например, запретом на убийство), но и требованиями реальности, которая часто не дает возможности непосредственного удовлетворения желания. Обязательным условием для отказа принимать воспоминание или связанное с желанием представление является высокая интенсивность чувств, которую человек неспособен вынести.
Бессознательное было компонентом первой топики (то есть пространственной схемы психического аппарата). Во второй топике Фрейд ввел такие инстанции психики, как Я, Сверх-Я и Оно. Оно — это резервуар влечений, или особой энергии, которую Фрейд называл либидо. Оно требует немедленного удовлетворения всех желаний, что, естественно, вступает в конфликт с реальными возможностями. Кроме того, желания могут вступать в конфликт и со Сверх-Я, которое представляет собой обезличенные следы родительских образов, являющихся для
Психоаналитическая социология
Психоаналитическая социология
ребенка как объектами любви и восхищения (идеалами), так и воспитателями, наказывающими за проступки. Сверх-Я воплощает в себе общественные нормы и ценности (хотя в его основании лежат образы и ценности конкретных людей — родителей данного ребенка). Соответственно, эти интернализованные (перенесенные вовнутрь) фигуры также оказывают давление на индивида, а их требования вступают в конфликт с требованиями Оно (не всякое желание допустимо с точки зрения требований морали и закона). Я представляет собой лишь незначительную часть психического аппарата, которая: 1) обеспечивает адекватное восприятие реальности и 2) избирает формы поведения, которые согласовывались бы с требованиями реальности, притязаниями Оно и императивами Сверх-Я. Таким образом, Фрейд представлял психику как потенциальную сферу конфликтов, препятствующих человеку нормально любить и работать.
Психоанализ как терапевтический метод и социальный институт берет на себя ответственность за своего рода дополнительную социализацию индивида, который не может самостоятельно прийти к гармоничному сосуществованию конфликтных частей психики и расплачивается за это своим психическим здоровьем. Здоровый индивид, сдерживая опасные для общества инстинкты, подчиняется если не всем, то большинству норм, действующих в данном обществе, но использует для этого средства, не приводящие к болезненным результатам; невротик или психотик по каким-то причинам оказывается неспособным на это. В результате прохождения психоанализа неприемлемые агрессивные и сексуальные чувства и влечения должны превратиться в социальные чувства или, по крайней мере, принять социально приемлемую форму. Осознание этих чувств, от которого под давлением общественных норм отказался пациент, является обязательным условием излечения.
Формирование инстанций психики, входящих во вторую топику, происходит примерно до шести лет, то есть
до того возраста, когда разрушается Эдипов комплекс. По мнению Фрейда, каждый ребенок в определенный период своего развития желает получить сексуальную любовь одного из родителей ценой уничтожения (убийства) другого, однако боится быть наказанным (кастрированным) за это. При этом не обязательно, чтобы объектом желаний ребенка был родитель противоположного пола; когда им становится родитель того же пола, говорят о негативном Эдиповом комплексе. Этот комплекс получил название от известного греческого мифа об Эдипе, в котором Эдип, не подозревая об этом, удовлетворяет свое ин-цестуозное желание, убивая отца и становясь мужем своей матери.
Возникновение социального контроля (а следовательно, и самого общества) Фрейд связывал с тем, что люди установили запрет на инцест, то есть создали Эдипов комплекс («Тотем и табу»). Таким образом, он проецирует Эдипов комплекс в начало человеческой истории и предполагает, что реальная трагедия убийства отца племени в далеком прошлом действительно имела место. Запрет же на инцест и убийство отца стал первым шагом на пути к обществу.
Фрейд оказал огромное влияние на социологическую мысль. Его идеи постоянно используются при изучении массовой коммуникации, семьи, межэтнических отношений и т. д., причем исследователи далеко не всегда отдают себе отчет в том, что используют психоаналитические понятия. Среди приверженцев теории Фрейда можно назвать Ч. Кули, У. Томаса, Дж. Г. Мида, Т. Парсонса, Б. Блумера, Г. Маркузе. Конечно, не все из них могут быть названы фрейдистами, однако в их творчестве следы влияния психоанализа очень заметны.
Позитивистская социология: Толкотт Парсонс и структурный...
4% Позитивистская социология: Толкотт g Парсонс и структурный функционализм
Толкотт Парсонс (1902—1979) — один из крупнейших социологов-теоретиков XX в., оказавший огромное влияние на становление социологии в ее современном виде и стоявший у истоков такого мощного направления в социологической науке, как структурный функционализм.
Парсонс поставил перед собой задачу согласовать теорию действия и понятие социальной системы. Это привело к тому, что Парсонс рассматривал социальное действие как детерминированное социальной системой.
Социальное действие включает в себя отношение между человеком и окружающей его средой. Данная среда включает в себя не только природные элементы, но и социальные элементы, а также других людей; последние являются наиболее важными элементами среды. На этом основании Парсонс приходит к выводу, что теория социального действия — это в первую очередь теория взаимодействия, в рамках которого человеку приходится учитывать не только свои действия, цели и желания, но и чужие.
Среда, в которой функционирует действие, имеет две границы: нижнюю и верхнюю. Нижняя граница функционирования действия — это физические, органические, физиологические явления и процессы, которые характеризуют природу и человека. Верхняя граница — это так называемая «предельная реальность», то есть те значения, которые отражают отношение индивида и общества к социальным отношениям и их формам, смерти и рождению, добру и злу. Нижняя граница является ресурсом для верхней границы, а между этими границами устанавливаются отношения «кибернетического контроля».
Действие и взаимодействие, с точки зрения Парсонса, всегда имеют системный характер.
По определению Парсонса, социальная система представляет собой совокупность по меньшей мере двух соци-
Позитивистская социология: Толкотт Парсонс и структурный...
альных деятелей, которые связаны между собой стабильными отношениями и осуществляют свои действия в пределах относительно ограниченной среды.
Социальная система, с точки зрения Парсонса, не является абсолютно стабильной, хотя в значительной степени и тяготеет к равновесию.
Социальные системы имеют свои собственные потребности, не связанные непосредственно с потребностями индивидов:
1) потребность в адаптации, то есть в соотнесении сис
темы со средой, в которой она существует, и, использова
нии ее ресурсов;
2) достижение целей, стоящих перед системой;
3) интеграция, то есть поддержание внутреннего по
рядка и относительной стабильности;
4) выработка латентного образца, обеспечивающего
достаточную мотивировку для выполнения задач.
Каждая из потребностей социальной системы обеспечивается некоторой самоорганизующейся подсистемой. В свою очередь, у этой подсистемы, которая также является целостным образованием, возникают все указанные выше потребности, а потому происходит еще одно членение социальной системы и т. д. В принципе, предел такого деления установить очень сложно.
Социальные системы и личность представляют собой два самостоятельных и тесно взаимосвязанных между собой центра, вокруг которых строится социологическое описание. Однако, по мнению Парсонса, личность в большей степени зависит от социальных систем, чем социальные системы от личности (это утверждение было одним из тех моментов в теории Парсонса, которые подверглись суровой критике).
Связь социальной системы и личности, по Парсонсу, проявляется в существовании так называемых типовых переменных, то есть функциональных дилемм, которые индивид должен разрешать. Таких типовых переменных Парсонс выделял четыре:
Позитивистская социология: Толкотт Парсонс и структурный...
1) партикуляризм, или универсализм (выбор между
оценкой другого человека с точки зрения подходящих
только к нему критериев и оценкой с точки зрения уни
версальных принципов);
2) поступки и качества (выбор между оценкой индиви
да с позиции поступков, которые он совершает, и оцен
кой с позиции его личностных качеств);
3) аффективность или аффективная нейтральность (вы
бор между взаимодействием, основой которого являются
эмоциональные отношения между индивидами, и взаи
модействием, основанным на практических интересах и
носящем инструментальный характер);
4) диффузность и специализация (выбор между учас
тием в большом количестве практик и концентрацией на
выполнении частных функций).
Типовые переменные универсальны, то есть характерны для всех социальных систем; специфика социальной системы заключается в конкретных решениях, которые характеризуют ее.
Понимающая социология: символический лнтсракционизм
Понимающая социология: символический интеракционизм
Символический интеракционизм — направление в социологии, в 70-е гг. XX в. выступавшее как альтернатива структурному функционализму. По мнению сторонников данного направления, позитивистские теории, рассматривающие общество как относительно стабильную систему, недостаточно внимания уделяют роли взаимодействующих индивидов в формировании общества. Социальная реальность — это постоянное взаимодействие (интеракции) индивидов, постоянная коммуникация, а система (если она вообще существует) возникает лишь как их результат.
Происхождение символического интеракционизма связывают с именем Дж. Мида. В центре концепции Мида стоит понятие «самости», то есть человека, способного к рефлексии.
Определяющим для социальной реальности является способность человека в воображении принимать на себя роли других людей, которая, в свою очередь, зависит от более общей способности к рефлексии, то есть рассмотрению себя со стороны и внутреннему диалогу.
Отношение самости к обществу реализуется в общении между индивидами, то есть в их обмене социальными жестами (символами). В настоящее время символические интеракционисты рассматривают общество как результат огромного количества взаимодействий между отдельными социальными деятелями.
Социальное взаимодействие представляет собой создание общих смыслов, приписываемых объектам, и обмен ими. Важную роль в этом процессе играет язык, наличие
( |
которого является отличительным признаком человека (по сравнению с животными). Язык является результатом соглашения между индивидами, то есть конвенционален. Это отражается в том факте, что языковые символы способны вызывать одну и ту же реакцию у разных
Понимающая социология: символический интеракционизм
индивидов. Называя книгу «книгой», мы определяем данный объект, то есть подразумеваем, что он из себя представляет и как он может использоваться (книгу можно читать, дарить, просить на время, забирать, брать в библиотеке и т. д.).
Язык так же, как и любое другое взаимодействие, предполагает обмен ролями, поскольку говорящий вкладывает в свои слова тот же смысл, которой «получает» его собеседник; если бы эти слова были сказаны ему, он отреагировал бы на них так же, как реагирует (или должен реагировать) его собеседник.
Понимающая социология: феноменологическая социология
4% Понимающая социология: * феноменологическая социология
Феноменологическая социология возникла в результате применения методов такого философского направления, как феноменология, к социальной реальности. Основоположником феноменологии считают немецкого философа Эдмунда Гуссерля.
Феноменологическая социология противостояла позитивизму, а точнее, позитивистской идее детерминации человека социальными структурами. По мнению сторонников данного направления, позитивизм не может ухватить чисто человеческих особенностей социального взаимодействия.
Одним из первых исследователей, применивших феноменологические идеи в социологии, был Альфред Щюц.
Главная цель феноменологической социологии — описание повседневности, то есть обыденного мира («жизненного мира»). Жизненный мир воспринимается людьми как нечто объективно существующее. Однако, с точки зрения феноменологической социологии, не имеет значения, является ли это восприятие объективным; для нее совершенно не важно, существует ли общество на самом деле и, если существует, какие причины движут им. Объектом феноменологической социологии является описание механизмов, при помощи которых жизненный мир конституируется (строится в сознании людей). С этой точки зрения феноменологическая социология оказывается частным разделом феноменологии, и их различие заключается в том, что объект феноменологии — это любые сущности, а не только социальные феномены.
Предпосылкой такого описания является так называемая «феноменологическая редукция» — отказ от суждений, обязательное «вынесение за скобки» любых суждений о социальной структуре и определяющих ее функционирование причин.
И действительно, объективный мир воспринимается человеком лишь при помощи органов чувств, которые
Понимающая социология: феноменологическая социология
могут сообщить нам, какого цвета тот или иной предмет, какова его температура, каков размер и т.д. Однако человеку доступны и другие пласты опыта, которые не могут быть сведены к данным, получаемым посредством органов чувств. Физические признаки Щюц называет незначимыми, а то, что вносит человек в процессе логического упорядочивания, определяется им как значимые признаки. Сначала процессы упорядочивания протекают в сознании индивида, а затем разделяются им с другими, в результате чего рождается общее знание. В результате появляется то, что Щюц вслед за Гуссерлем называл жизненным миром. Жизненный мир создается и передается от человека к человеку в процессе взаимодействия и социализации.
При таком подходе субъект оказывается активным участником конструирования социальной реальности, то есть не рассматривается в целом как детерминированный социальными силами и социальными структурами.
По Щюцу, жизненный мир является наиболее важной реальностью для человека. Наука, религия с этой точки зрения занимают вторичное положение и возникают в результате того, что человек ставит под сомнение некоторые фрагменты своих знаний о жизненном мире.
Особо следует остановиться на разработках П. Бергера и Т. Лукмана, основоположников так называемой феноменологической социологии знания. В работе «Социальное конструирование реальности» они рассматривают повседневное знание. Для них характерной чертой такого знания является типизированность, что предполагает его ориентацию на решение практических проблем. По мнению ученых, процесс познания имеет сложный характер: индивид принимает знание, выработанное другими людьми, и одновременно творчески создает собственное знание о реальности.
Другим направлением, которое опиралось на опыт феноменологической социологии, стала этнометодология, основанная Гарольдом Гарфинкелем.
Понимающая социология: Г. Гарфинкель и этнометодология
Понимающая социология:
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1672 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!