Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

G Социология Питирима Сорокина



Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) — крупнейший ученый социолог XX в. Творческую деятель­ность Сорокина делят на два периода — русский (с начала 1910-х по 1922 г.) и американский. Родился П.А. Соро­кин в 1889 г. в деревне Турье Вологодской губернии. Отец был русским, ремесленником, мать — коми, крестьянка. С 1920 г. Сорокин был главой факультета социологии Пет­роградского университета, а с 1929 г. возглавлял социоло­гический факультет Гарвардского университета.

В «Системе социологии» (1922) Сорокиным выдвига­ются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Сорокин выделил три главных точ­ки зрения на общество, с которых должен вестись социо­логический анализ:

1) его строение и состав;

2) данные в нем процессы, или его жизнедеятельность;

3) его происхождение и развитие общества и обществен­
ной жизни.

Сорокин разграничивал теоретическую и прктическую социологию. Теоретическая социология изучает явле­ния человеческого взаимодействия с точки зрения суще­го. Теоретическая социология подразделяется на:

1) социальную аналитику, изучающую строение, как
простейшего социального явления, так и сложных соци­
альных единств, образованных той или иной комбинаци­
ей простейших социальных явлений;

2) социальную механику, изучающую процессы взаи­
модействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и
определяется;

3) социальную генетику, задача которой состоит в том,
чтобы дать основные исторические тенденции в развитии
общественной жизни людей.

Практическая социология изучает явления челове­ческого взаимодействия с точки зрения должного и вклю­чает в себя социальную политику.


С точки зрения Сорокина, простейшей моделью соци ального явления служит взаимодействие двух индивидов Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемен­та: индивиды; их акты, или действия; проводники, то есть те средства, которые используются ими во взаи1 о-действии. Сорокин выделял следующие разновидно»;и взаимодействия: а) взаимодействия двух; одного и мно­гих; многих и многих, б) взаимодействие сходных и не­сходных лиц, в) взаимодействие одностороннее и двусто­роннее, длительное и мгновенное, организованное и не­организованное, солидарное и антагонистическое, созна­тельное и бессознательное.

Рассматривая условия возникновения, сохранения и распада коллективных единств, Сорокин выделяет три группы причин: 1) космические или физико-химические; 2) биологические; 3) социально-психические.

Если Сорокин начинал свою научную деятельность довольно традиционно — с точки зрения социальной мыс­ли рубежа веков, то в гарвардский период его индивиду­альный подход переживает рассвет. В этот период он окон­чательно разрабатывает свою макросоциологическую те­орию, а также занимается другими частными проблема­ми (социальная мобильность и т.д.).

П. Сорокин первым стал рассматривать социальную мобильность как любое изменение социального положе­ния, а не только переход индивидов и семей из одной социальной группы в другую. Социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух на­правлениях: 1) вертикальном (движение вверх и вниз в социальной иерархии) и 2) горизонтальном (движение на одном и том же социальном уровне).





HI.

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ

9 Социология как наука. Объект и предмет социологии

Любая наука определяется с учетом трех факторов: объекта, предмета и методов.

Слово «социология» буквально обозначает «наука об обществе» («социо» — общество, «логия» — наука, зна­ние). Однако по отношению к такому определению неред­ко высказываются вполне справедливые претензии, по­скольку оно отражает лишь этимологию (языковое про­исхождение) данного термина и мало что сообщает о сущ­ности науки. Кроме того, общество (прямо или косвенно) является объектом практически для всех общественных и даже некоторых гуманитарных наук.

Поэтому сферу интересов той или иной науки обычно определяют не через объект, под которым понимают все то, на что направлено внимание исследователя, а через предмет, то есть специфический взгляд на объект. Одно и то же явление может быть объектом исследования са­мых различных наук. И специфичным в данном случае будет то, с какой стороны и каким образом рассматрива­ется данный объект.

Возможно, более точное определение социологии можно предложить с опорой на категорию «социального». И дейст­вительно, слова «общество», «общественный» указыва­ют скорее на общество в целом, а следовательно, за пре­делами рассмотрения оказываются более элементарные взаимодействия, протекающие в небольших коллективах. К тому же социальное гораздо легче рассматривать как специфический объект социологии.

Социология представляет собой особый взгляд на яв­ления, которые рассматриваются также и другими на­уками. Один и тот же объект (фрагмент или явление объективной действительности) может рассматриваться


Социология как наука. Объект и предмет социологии

разными науками, в результате чего появляется особый предмет исследования (то есть объект, рассмотренный с особой точки зрения). Одним из сторонников такой точ­ки зрения был Георг Зиммель. Он считал, что вся дей­ствительность уже «поделена» между разными науками, а потому социология представляет собой особый взгляд на явления, которые ей не принадлежат.

а) Возьмем, например, политику. Политическая сфера
может изучаться разными дисциплинами. Во-первых, это
политология — дисциплина, рассматривающая политику
саму по себе, политическую структуру общества, распре­
деление власти между структурами и т. д. Во-вторых, это
социология, которая рассматривает политическую сферу с
точки зрения социальной структуры общества, взаимодей­
ствия индивидов и т. д. Политическая сфера может иссле­
доваться также с точки зрения культурологии, и в этом
случае исследование будет направлено на выявление спе­
цифических для данной культуры форм политического
взаимодействия, а также на влияние других культур и
универсальные черты политической сферы.

б) Личность также является объектом изучения раз­
ных наук. Психология изучает личность как психичес­
кую структуру, как совокупность психических способно­
стей и индивидуальных особенностей. В социологии лич­
ность рассматривается как участник социальных отно­
шений и социального взаимодействия. В языкознании
существует понятие «языковой личности» — совокупнос­
ти языковых умений и предпочтений в использовании
тех или иных языковых средств.

в) Язык как система знаков изучается лингвистикой.
Кроме того, он является объектом семиотики — науки,
которая изучает любые (не обязательно языковые) зна­
ки. Он изучается и психологией, поскольку может быть
рассмотрен как особая психическая способность и даже
своего рода орган, при помощи которого человек осуще­
ствляет коммуникацию (общается) с другими людьми и
познает мир. Наконец, он может рассматриваться и со-





Социология как наука. Объект и предмет социологии

циологней, поскольку: 1) отражает социальную структу­ру общества (что выражается в существовании жаргонов, профессиональных языков, используемых отдельными группами внутри общества) и 2) играет важную роль в регламентации деятельности человека, установлении со­циального согласия, социализации и т. д.

г) Традиционно науки делят на естественные и гума­нитарные. Естественные науки изучают живую и нежи­вую природу. Гуманитарные науки — это науки о челове­ке, а точнее, о том, что отличает человека от живой и неживой природы: наличие культуры, искусства, языка, общества и т. д. Соответственно, социология является наукой гуманитарной. Иногда особо выделяют обществен­ные науки.

Практически любое явление, связанное с человеком, может быть рассмотрено со всех точек зрения. Так, дей­ствия человека могут быть рассмотрены:

—как биологические факты: любое движение является физическим событием; жизнедеятельность организма и его активность представляют собой обратную сторо­ну химических и физиологических процессов;

—как психологические факты: человек планирует свою
деятельность, может взять в качестве образца спосо­
бы достижения цели, которые он использовал рань­
ше (или видел, как их использовали другие), у него
есть мотивы и т. д.

—как общественные факты: любое действие человека
имеет определенные последствия (эффекты) в его ок­
ружении, так как на него реагируют другие люди, и
сам человек, совершая действие, в той или иной сте­
пени учитывает эти последствия.

Соответственно, один и тот же факт может быть рас­смотрен самыми разными науками, и при этом получен­ные результаты не будут полностью тождественными.

Однако это не означает, что объект социологии не мо­жет быть выделен как самостоятельный. Просто при оп­ределении социологии необходимо учитывать не только


Социология как наука. Объект и предмет социологии

то, что она изучает, но и то, как она это делает, как она рассматривает и объясняет факты.

Было предложено также различать экстенсивный и интенсивный подходы к определению предмета социологии. В соответствии с интенсивным подходом к определению, предмет социологии является всей совокупностью тем и проблем, которые изучаются учеными-социологами. С точ­ки зрения интенсивного подхода предмет социологии очерчивает тематическое поле данной науки.

Все это показывает, что определение предмета социоло­гии связано с определенными трудностями, возникающи­ми в первую очередь из-за неоднозначности точек зрения на различные объекты действительности, а также из-за множественности подходов к такому объекту, как обще­ство. Поэтому можно остановиться на компромиссном оп­ределении, которое учитывало бы разные возможности.

Социология изучает:

1) социальные явления: социальную структуру обще­
ства, его группы, социальные институты и т. д., то есть
общество в целом и его компоненты (универсальный уро­
вень);

2) людей, которые являются как бы основой для соци­
альных явлений, благодаря которой существуют указан­
ные социальные явления (частный уровень);

3) причинные связи между социальными явлениями и
людьми, а следовательно, и способы воздействия на об­
щество и социальные процессы.





Система социологического знания


Социологические подходы



f Система социологического знания

Система — определенным образом упорядоченная со­вокупность элементов, которые взаимосвязаны между собой и образуют целостность.

Система социологического знания в качестве элемен­тов включает:

1) социальные факты, т.е. обоснованные знания, по­
лученные в результате описания определенных фрагмен­
тов реальности;

2) общие и специальные социологические теории
(например, теория стратификации, теория культурного
релятивизма и т.д.). Задача этих теорий — решить воп­
рос о возможностях и пределах познания общества в его
аспектах. Эти теории развиваются в рамках определен­
ных теоретико-методологических направлений: макро-
или микросоциологии, функционализма или символичес­
кого интеракционизма;

3) отраслевые социологические теории, например,
экономическая социология, социология семьи, социоло­
гия города. Их задача — дать описание отдельных сфер
жизни общества, обосновать программы конкретных со­
циологических исследований, обеспечить истолкование
эмпирических данных;

4) методы сбора и анализа данных служат созданию
эмпирической базы и первичному обобщению эмпиричес­
ких данных (массовый опрос, наблюдения, анализ доку­
ментов, эксперимент). Выбор метода исследования зави­
сит от спецификации объекта и задач исследования, на­
пример, настроения избирателей можно изучать с помо­
щью опроса избирателей, опроса экспертов или интервью
с типичным избирателем.


£ Социологические подходы

Итак, социология изучает:

1) социальные явления: социальную структуру обще­
ства, его группы, социальные институты и т. д.;

2) людей, которые являются как бы основой для соци­
альных явлений, благодаря которой существуют указан­
ные социальные явления;

3) причинные связи между социальными явлениями и
людьми, а следовательно, и способы воздействия на об­
щество и социальные процессы.

Интерес к этим трем составляющим характерен для любого направления социологии. В зависимости от того, какому аспекту уделяется больше внимания и каким об­разом рассматриваются причинные связи между обще­ством и людьми, можно выделить два основных подхода к объяснению фактов в социологии. Так, для макросо­циологии характерно внимание к изучению социальных явлений; «участие» людей в этих явлениях, их роль в них в этом случае признается вторичной, а способность влиять либо вовсе отрицается, либо считается незначи­тельной. Это направление называют также социологичес­ким реализмом.

Для микросоциологии на первом плане оказываются конкретные индивиды, которые сами строят социальные явления в рамках своего взаимодействия; следовательно, социальные явления оказываются вторичными по отно­шению к взаимодействию конкретных индивидов. Мик­росоциологию называют также социологическим номи­нализмом.

Справка. Со времен средневековой философии к номи­нализму относят теории, которые предполагают, что об­щих понятий не существует, а точнее, они существуют, но лишь в сознании человека и благодаря именам, при помощи которых их обозначают. Соответственно к реа­лизму относят теории, в которых утверждается, что абст-





Социологические подходы


Социологические подходы



рактные, неэмпирические образования объективны, су­ществуют помимо человека и его сознания.

В зависимости от того, какие цели ставит перед собой социологическое исследование, можно говорить о фунда­ментальных и прикладных сферах социологии.

В фундаментальных социологических исследовани­ях преобладает теоретический уровень, а объектом, как правило, является все общество. Фундаментальные ис­следования ориентируются на открытие законов, кото­рые управляют объектом изучения. По объекту исследо­вания фундаментальные исследования сходны с макро­социологией. Однако существуют макросоциологические исследования, которые не являются фундаментальными, например, переписи населения, плебисциты, референду­мы, поскольку они не создают теорий, объясняющих фун­кционирование общества.

Теоретический уровень представляет собой формиро­вание и развитие категориального аппарата науки, ис­пользуемого для открытия и объяснения законов объек­та познания. На данном уровне используются в основном общенаучные методы познания (системный, моделирова­ния, эксперимента и др.), а также действуют общенауч­ные принципы познания (объективности, историзма, при­чинности, целостности и др.).

Достоинством фундаментальных исследований явля­ется то, что они представляют собой исследование обще­ства как системы и создают возможность открытия зако­нов общества.

Среди недостатков фундаментальных исследований следует отметить прежде всего их умозрительность и не­достаточную обоснованность суждений. Кроме того, в ре­зультате фундаментальных исследований мы получаем абстрактные суждения высокого уровня обобщения, что может привести к неадекватному истолкованию фактов. Объектом исследования в прикладных социологиче­ских исследованиях выступают отдельные общественные явления: социальные общности, процессы, институты,


причем его результаты непременно могут быть использо­ваны в практических целях. Собственно прикладными методами исследования являются опрос, изучение доку­ментов и др. В прикладных социологических исследова­ниях преобладает эмпирический уровень исследования, а в качестве объекта выступают отдельные общественные явления. Исторические корни прикладной социологии восходят к работам Э. Дюркгейма. Другой исследователь, который оказал большое влияние на становление приклад­ной социологии, — это А.В. Смолл, создатель и руково­дитель первого в мире социологического факультета в Чи­каго, а также основатель Американского социологичес­кого общества.

На эмпирическом уровне прикладного социологиче­ского исследования осуществляются операции с фактами: сбор, отбор, систематизация и др. Прикладные исследо­вания ориентированы на получение оперативной инфор­мации или получение практической выгоды. Теорети­ческий уровень в прикладных исследованиях выража­ется в разработке и обосновании методов и принципов познания, а также в формировании категориального аппарата.

Прикладная социология прошла несколько этапов раз­вития:

1. С 1895 по 1920 г. наблюдался интерес к практичес­
кому использованию социологических знаний.

2. С 1920 по 1950 г. — период господства эмпиризма в
американской социологии.

3. С 1950 г. социология становится составной частью
бизнеса, отказываясь от репутации исключительно уни­
верситетской науки. Этот процесс протекает до сих пор.

Прикладные исследования сходны с микросоциологи­ей. Однако и в этом случае нет полного тождества, так как микросоциологические исследования могут быть те­оретическими.

Достоинства прикладных исследований заключаются в том, что они позволяют получить конкретную актуаль-





Социологические подходы


Социологические подходы



ную информацию о том или ином явлении и предостав­ляют возможность практического использования.

К недостаткам прикладных исследований следует от­нести невозможность распространения выводов на все об­щество, то есть построения общей картины социальной реальности, а также описательность при крайне слабой способности к объяснению и предвидению, причем это касается не только общества в целом, но и самого объек­та исследования.

Между этими сферами существует очень тесная связь. С одной стороны, теория невозможна без фактов, на ко­торые она опирается и которые описывает. С другой сто­роны, прикладная социология также описывает соци­альную реальность. А следовательно, теоретическая со­циология может интерпретировать данные, полученные прикладной наукой, а прикладная социология не может не использовать наработки, полученные социальной тео­рией, поскольку нуждается в понятиях, которые обеспе­чивали бы четкую классификацию явлений и их разно­видностей.

Теории среднего уровня в социологии. В 1947 г. в книге «Социальная теория и социальная структура» Р. Мертон выдвигает идею теорий среднего уровня; смысл этой теории состоит в том, чтобы перебросить мостик от теории к эмпирии, соединить их таким образом, чтобы использовать достоинства обоих уровней познания. По мнению Р. Мертона, теории среднего уровня являются посредниками между малыми рабочими гипотезами эм­пирических исследований и фундаментальной теорией.

Напомним, что фундаментальные теории предлагают модели, в соответствии с которыми должны интерпретиро­ваться те или иные факты (хотя это не всегда возможно), а эмпирические исследования ориентированы главным образом на фиксацию фактов, но не на их объяснение. В теориях же среднего уровня факты не просто фиксиру­ются, но и интерпретируются. И действительно, факты, которые трудно или невозможно объяснить с позиций гло-


бальной теории, можно объяснить с позиций теории ме­нее общего уровня обобщения.

Соответственно, и объектом теории среднего уровня не является общество в целом. В зависимости от того, с чем соотносится теория среднего уровня, Р. Мертон выделил три группы таких теорий.

1) теории социальных общностей (социология классов,
страт, наций, конфессий, толпы, территориальных общин
и др.);

2) теории социальных институтов (социология семьи,
армии, государства, права, организаций, выборов и др.);

3) теории социальных процессов (социология преступ­
ности, наркомании, миграции, урбанизации, мобильнос­
ти, коммуникаций, общественных движений и др.).





Социология как наука: ее место в системе наук

Социология как наука: ее место в системе наук

Социология как общественная наука связана с други­ми дисциплинами, изучающими общество и человека. Естественно, объекты данных наук могут полностью или частично совпадать, однако их предметы всегда различа­ются.

Близость социологии к другим наукам, а также ее связь с ними определяются тремя факторами:

1) общностью объекта исследования. По этому крите­
рию социологии близки философия, культурология, пси­
хология, право, экономическая теория, история и другие
дисциплины. В той или иной степени по этому признаку
от социологии отличаются естественные, технические, ме­
дицинские науки и математика. Их объекты или частич­
но совпадают с объектом социологии (медицина, биоло­
гия, которые изучают человека), или совсем не совпада­
ют с ним;

2) близостью предметов исследования. С этой точки
зрения, социология близка наукам, которые изучают об­
щество. Различие состоит лишь в том, что общественные
дисциплины изучают законы с разных точек зрения, а
также проводят исследования различной степени общно­
сти. Например, социология изучает законы большей сте­
пени общности, чем экономическая теория или правове­
дение. В случае близости предметов исследования гово­
рят о том, что науки являются смежными;

3) заимствованием методов исследования из других
наук. Так, например, социология активно заимствует
математические методы, которые используются в социо­
логии при статистических исследованиях, а также пост­
роении различных моделей.

Социология и физико-химические науки. Взаимодей­ствие между людьми несводимо к простым физико-хими­ческим и биологическим процессам. Возможно, в далеком будущем наука сможет свести их к законам, действующим


Социология как наука: ее место в системе наук

в природе; по крайней мере, такие цели ставили перед естественными науками некоторые ученые и философы.

С другой стороны, взаимодействие социологии с есте­ственными науками имеет и свои преимущества. Из по­следних социология нередко заимствует понятия, кото­рые помогают ей осмыслить социальную реальность. Такой подход, например, можно проиллюстрировать на примере понятия социальной механики, в которой проис­ходит перенос понятий механики в область человеческих взаимоотношений. В этом случае индивид превращает­ся в «материальную точку», его окружение — в «поле сил» и т.д. Конечно, такие представления верны прежде всего с точки зрения механики и не дают нам очень мно­гого для раскрытия межчеловеческих взаимодействий, так как при последовательном применении этого подхо­да люди становятся только материальной массой. Одна­ко это не означает, что контакт между социологией как общественной наукой и гуманитарными науками невоз­можен.

Социология и биолого-экологические науки. Хотя мир человеческих взаимодействий не изучается такими биологическими дисциплинами, как морфология, анато­мия и физиология, которые имеют дело с явлениями в пределах или внутри человеческого организма, объекты этих наук пересекаются. Кроме того, из биологических наук социология заимствовала некоторые свои метафо­ры. В настоящее время эти метафоры не играют особо важной роли в социологии, но они оказали большое вли­яние на ее становление как самостоятельной науки.

Иначе обстоит дело с экологией. Экология — наука, изучающая отношение организма к окружающей среде, под которой понимается совокупность условий существо­вания, как органических, так и неорганических. Эколо­гическое исследование предполагает два направления: зоо-социологию, изучающую взаимоотношения живот­ных, и фитосоциологию, изучающую взаимоотношения растений.





Социология как наука: ее место в системе наук

Как видим, и экология, и социология изучают факты взаимодействия.

Социология и философия. Социология представляет собой науку, которая возникла из недр философии. Имен­но в философии сначала были поставлены вопросы о том, что такое человек, общество и государство. Однако если философия занимается этими вопросами во многом умо­зрительно и в отрыве от эмпирии, социология является конкретной, точной наукой, которой не свойствен субъек­тивизм. Так, в философском исследовании невозможно провести различие между точными и неточными метода­ми исследования, тогда как социология максимально стре­мится к точности в своих построениях и исследованиях.

Социология и психология. Психология в качестве предмета исследования имеет индивидуальное поведение людей, отличительные особенности отдельных личностей и способы формирования их отношения к миру. Психо­логия сосредоточена на внутреннем мире человека, его восприятии, а социология изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений.

С объектом социологии частично совпадает объект соци­альной психологии, которая изучает явления человеческо­го взаимодействия. Единицами, выделяемыми в рамках данного подхода, являются «неоднородные» и «имеющие слабо организованную связь» группы, например, толпа, театральная публика и т. д. В таких группах взаимодей­ствие приобретает иные формы, чем в агрегатных «одно­родных» и «органически соединенных» группах, которые изучает социология. Социология и социальная психоло­гия не подменяют друг друга, хотя социальная психология в целом представляет собой один из разделов социологии.

Если говорить об индивидуальной психологии и соци­ологии, то их объекты различны. Индивидуальная пси­хология исследует строение индивидуальной психики и сознания, а также протекающие в них процессы.

Социология и общественные науки. Все социальные науки, такие как политология, экономика, антропология,


Социология как наука: ее место в системе наук

религиоведение, культурология, наука о морали, эстети­ка и т.д., также изучают человеческие взаимоотношения. Именно в этом случае разграничение предмета и объекта играет наиболее важную роль, так как каждая из этих наук рассматривает в целом один и тот же объект со сво­ей специальной точки зрения.

Политология изучает распределение власти в обще­стве и способы, при помощи которых люди приобретают власть. Она рассматривает такие имеющие отношение к власти образования, как правительство, политические партии. Кроме того, политология изучает поведение лю­дей в сфере политики, например, их политические пред­почтения и факторы, влияющие на них.

Экономика изучает экономическое поведение людей, то есть то, каким образом они используют и распределя­ют ресурсы, как организуют производство, от чего зави­сит поведение производителей товаров и услуг и их по­требителей и т.д.

Антропология сосредоточена главным образом на изу­чении примитивных обществ.

Правоведение изучает специальный вид явлений чело­веческих взаимоотношений, правовые взаимоотношения, которые связывают субъектов (например, вверителя и должника, супруги и супруга). Объектом политической экономии является совместная хозяйственная деятель­ность людей в сфере производства, обмена, распределе­ния и потребления материальных благ. Эстетика изучает явления взаимодействий, складывающихся на почве об­мена эстетическими реакциями (между актером и зрите­лями, между художником и толпой и т.д.).

Социология занимает в системе общественных и гума­нитарных наук особое место:

• она является наукой об обществе в целом, то есть
наукой о любых его явлениях и процессах;

• она включает в себя общую социологическую теорию,
которая выступает как теория всех других обществен­
ных и гуманитарных наук;





науки, изучаю­щие различные стороны существования общества и человека (как общественного существа), всегда пред­полагают собственно социальный аспект, т.е. зако­ны и закономерности, которые реализуются в той или иной сфере общественной жизни;

• разрабатываемые социологией техники и методы изу­чения человека и его деятельности, методы социаль­ного измерения и т. д. используются всеми другими общественными и гуманитарными науками. Возник­ла даже совокупность междисциплинарных исследо­ваний, то есть исследований, проводимых на стыке социологии и других общественных и гуманитарных наук (социально-экономические, социально-полити­ческие и т.д.).

Таким образом, социология занимает очень важное место среди общественных и гуманитарных наук, так как дает научно обоснованную картину явлений и процессов, протекающих в обществе и его структурах, а также обес­печивает понимание законов и закономерностей взаимо­действия его различных структур.

Социология и история. Социология достаточно тесно связана с историей, поскольку у обеих наук объектом и предметом являются общество и управляющие им зако­ны в их конкретных проявлениях.


Социология как наука: функции социологии

4% Социология как наука: g функции социологии

Функции каждой науки отражают многообразие ее связей с повседневной практикой общества. Благодаря функциям, выполняемым той или иной наукой, удовлет­воряется потребность общества в конкретном действии, направленном на познание явлений окружающей среды или на их трансформацию, преобразование. Соответствен­но, предназначение социологии обусловлено потребнос­тями, связанными с функционированием и развитием социальной сферы, то есть общества и человека.

Изучая общественную жизнь, социология решает сле­дующие задачи.

1. Социология решает научные проблемы, связанные:

• с формированием знания о социальной действитель­
ности;

• с разработкой концептуального аппарата, при помо­
щи которого можно было бы производить адекватное
и соответствующее тем или иным исследовательским
потребностям описание;

• с описанием, объяснением и пониманием процессов
социального развития, а также

• с разработкой методов социологического исследования.

2. Социология также изучает проблемы, связанные с
преобразованием социальной действительности, анализом
путей и средств планомерного, целенаправленного воз­
действия на социальные процессы. Эта область практи­
чески целиком принадлежит к прикладной социологии.

Фундаментальная и прикладная социология различа­ются по цели, которую они перед собой ставят, а не по объекту и методу исследования. Прикладная социология, используя познанные фундаментальной социологией за­коны и закономерности в развитии общества, ищет пути и способы преобразования общества в необходимом на­правлении. Поэтому ее интересуют главным образом прак­тические отрасли человеческой деятельности, например,





Социология как наука: функции социологии

социология семьи, социология конфликта политики, со­циология права, социология труда, социология культу­ры и т.д.

Необходимо, впрочем, отметить, что деление социоло­гического знания на теоретическое (фундаментальное) и прикладное достаточно условно, так как и теоретическая социология, и прикладная социология одинаково вносят вклад в решение как научных, так и практических за­дач. Различие между ними связано прежде всего с тем, какие цели являются для них первичными, а какие — вторичными, а точнее, в какой — теоретической или прак­тической — сфере сосредотачиваются их интересы. И дей­ствительно, теоретические исследования в качестве свое­го логического продолжения имеют практическое приме­нение (для проверки выдвинутой теории, для объяснения фактов и т.д.). В свою очередь, прикладные исследования могут открыть факты, которые невозможно объяснить с точки зрения существующих теорий, а следовательно, это стимулирует поиск новых теоретических положений.

Это же относится и к эмпирическим социологическим исследованиям: они могут быть ориентированы и на ре­шение практических задач.

Выделяют следующие функции социологии:

1. Теоретико-познавательная функция предполага­ет, что социология является областью научного знания, отличной от обыденного знания, теологических представ­лений, идеологии, и представляет собой знание специа­лизированное, объективное, доказательное. Это знание предполагает использование специального языка, а так­же специальных методов установления фактов и переда­ваемое посредством образования.

В реальной действительности конкретная ситуация вы­ступает как непознанный социальный факт, который необ­ходимо описать в интересах практической деятельности. Социальный факт — это единичное общественно значи­мое событие, типичное для данной сферы общественной жизни. Теоретический и эмпирический анализ этого со-


Социология как наука: функции социологии

циального факта и есть выражение познавательной фун­кции социологии. При этом накапливается знание о при­роде конкретного состояния социального явления, его преобразовании и реальном результате развития этого явления. Другими словами, познавательная функция од­новременно оказывается дескриптивной (описательной) и диагностической.

Познавательная функция должна помочь спрогнози­ровать, предвидеть ход социальных пр эцессов. Например, важно знать не только то, насколько в данной группе, коллективе сплочены люди, но и что нужно сделать, что­бы они были еще более сплочены.

Для решения этой задачи социология, как правило, опирается на смежные науки — экономику, демографию, психологию.

Еще одна сторона познавательной функции — это раз­работка теории и методов социологического исследова­ния, методики и техники сбора и анализа социологичес­кой информации.

2. Практически-преобразовательная функция подра­зумевает использование социологического знания в раз­личных областях социальной практики, в том числе во взаимном приспособлении индивида и социальной среды.

Выделяют разновидности данной функции:

а) организационно-управленческая функция — это
система средств, определяющих порядок и четкие прави­
ла практических действий по достижению конкретного
результата в совершенствовании социальной организации,
социального процесса или социальных отношений, реше­
нии разного рода социальных проблем: повышения про­
изводительности труда, совершенствования организации
управления, целенаправленного воздействия на обществен­
ное мнение через средства массовой коммуникации и т.п.
Другими словами, это создание социальных технологий.

б) организационно-информационная функция имеет
в качестве своего рода продолжения функцию социально­
го проектирования,
поскольку без проекта невозможно со-





Социология как наука: функции социологии

здать и социальную технологию, выработать план ее осу­ществления.

Социальное проектирование (от лат. projectus — выс­тупающий вперед) — научно обоснованное конструирова­ние системы параметров будущего объекта или качествен­ного нового состояния существующего объекта. Это одна из форм социального управления.

При социальном проектировании решаются прежде все­го социальные задачи. При этом в целом не имеет зна­чения, каким является объект социального проектирова­ния, собственно социальным (больница, школа) или производственным (завод, фабрика), архитектурным (мик­рорайон) и т.д.

Главное, что в этот проект закладываются социальные параметры, требующие комплексного обеспечения усло­вий для осуществления всех взаимосвязанных целей со­циального проектирования.

в) прогностическая функция социологии является от­ражением потребности общества в выработке научно обоснованных методов, направленных на развитие как об­щества в целом, так и каждого социального подразделе­ния общества.

Наука способна построить краткосрочный или долго­срочный прогноз на основе:

-знания качеств и сущности реальности;

— знания законов функционирования и развития ре­
альности.

Что касается социальных явлений, то прогнозирова­ние здесь особенно важно, так как оно помогает ответить на четыре важных вопроса:

—есть ли необходимость в определенных изменениях?

—имеется ли возможность осуществления этих изме­
нений?

- в каком направлении должны протекать эти изменения?

— каким образом и при помощи воздействия на какие
стороны общества это изменение может быть осуще­
ствлено?


Социология как наука: функции социологии

Социология в данном случае опирается:

—на знание общих основ развития изучаемого общества;

—на знание конкретных возможностей отдельного со­
циального субъекта.

Например, прогнозируя перспективы развития того или иного государственного предприятия, в том числе изме­нения социальной структуры коллектива, степени удов­летворенности трудом и его условиями, возможности раз­вития и т.д., мы опираемся на анализ всех положитель­ных и отрицательных факторов. Это означает следующее. Во-первых, мы должны учитывать общую тенденцию се­годняшних преобразований государственного сектора (при­ватизация, создание акционерных обществ, прекращение выплаты дотаций нерентабельным предприятиям и т.п.). Во-вторых, мы должны опираться на изучение потенци­альных возможностей данного предприятия с учетом кон­кретных людей, которые руководят предприятием, кон­тингента работающих, особенностей сырьевой, научной, материально-технической, социально-бытовой базы и т.д. Без анализа всех этих составляющих мы не можем дать необходимые оценочные характеристики возможного бу­дущего состояния субъекта в прогнозируемый период и предложить эффективные рекомендации.

Социальное прогнозирование должно учитывать обрат­ное воздействие прогноза на сознание людей и их дея­тельность, что может привести к его «самореализации» (или «саморазрушению»). Эта особенность прогнозирова­ния требует разработки научного прогноза в виде вариан­тов, альтернатив развития, которые описывают возмож­ные формы и проявления, темпы развертывания процес­сов с учетом управляющих воздействий, а также их ка­чественные изменения.

Выделяют 2 типа социальных прогнозов, в которых по-разному сочетаются предсказание и целеполагание:

— поисковый прогноз описывает возможное состояние,
исходя из действующих тенденций и возможных воз­
действий;





Социология как наука: функции социологии

— нормативный предполагает постановку целей, опи­сывает желаемое состояние, а также пути и средства его достижения.

По срокам прогнозы могут быть краткосрочными, сред­несрочными и долгосрочными.

Для прогнозирования используются статистический анализ, метод экспертных оценок, математическое моде­лирование и т. д. При этом наилучший эффект всегда дает сочетание различных методов.

Социологи ведут прогнозные разработки по различным направлениям, например, развитие социальной структу­ры общества, социальные проблемы труда, социальные проблемы семьи, социальные проблемы образования, со­циальные последствия принимаемых решений и т. д.

Социальное прогнозирование следует отличать от уто­пий и футурологических концепций (от лат. futurum — будущее и logos — знание), выполняющих в первую оче­редь идеологические функции.

г) адаптационная функция.

3. Мировоззренческая функция предполагает, что социологическое знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.


IV.

ОБЩЕСТВО

£ Понятие общества

Общество отличается от таких явлений, как населе­ние и государство.

1. Общество и население. Общество отличается от
населения тем, что население является субъектом, носи­
телем общества, и еще не формирует общество. На неза­
висимость этих двух категорий указывает, например, то,
что изменения общества 'не всегда означают, что измени­
лось население, и, наоборот, изменение населения не все­
гда означает, что изменилось общество.

Изменение общества при неизменности населения можно наблюдать в настоящий период развития нашей страны, поскольку в результате экономических и политиче­ских реформ изменилась стратификация общества, появи­лись новые социальные и культурные феномены, причем изменение населения не было столь значительным.

Изменение населения при неизменности общества — явление, в настоящее время также весьма распространен­ное, поскольку происходят массовые миграции населе­ния; в древние времена такие изменения происходили при завоеваниях.

2. Общество и государство. Здесь можно выделить
несколько важных различий:

а) Общество первично, возникает раньше государства,
тогда как государство появляется позже общества, а сле­
довательно, является вторичным.

б) Общество «шире» государства с точки зрения функ­
ций, которые оно выполняет: все функции государства
могут быть сведены к функциям общества, но не все фун­
кции общества может выполнять государство.

Изначально все потребности общества удовлетворяют­ся им самим, и лишь позже удовлетворение некоторых





Понятие общества


Понятие общества



из них берет на себя государство. Общество представляет собой систему социальных отношений, существующих в области экономики, политики, права, нравственности, ре­лигии, науки, техники, искусства, семьи, быта и т. д.; эти социальные отношения устанавливаются между ин­дивидами, малыми и большими социальными группами, государством и всеми вышеуказанными субъектами.

в) Общество ориентируется главным образом на есте­
ственное, неписаное, негласное право, тогда как для го­
сударства характерно формализованное право, представ­
ленное в законах и прочих нормативных актах. Естествен­
ное право не всегда осознается членом общества как та­
ковое, скорее, оно рассматривается им как нечто изна­
чальное («по-другому невозможно»).

г) Общество основано на мнениях, пожеланиях, тогда
как государство применяет власть и принуждение.

д) В обществе сосуществуют как формальные, так и
неформальные социальные институты, тогда как государ­
ство предполагает формализованность социальных инсти­
тутов.

Общество обладает следующими признаками:

1. Каждое общество имеет имя, которое часто (но не
всегда) становится названием государства.

2. Каждое общество имеет историю, которая хранит­
ся в его памяти. Эта история может существенно отли­
чаться от того, что описывают историки.

3. Каждое общество имеет собственную культуру. Ес­
тественно, в настоящее время, когда наблюдается силь­
ное взаимовлияние культур, под культурой следует по­
нимать ядро родной культуры, благодаря которому от­
дельный индивид осознает свою причастность именно к
данному, а не к иному обществу. Развитая культура по­
зволяет обществу сформировать нормы и ценности, ле­
жащие в основе социальных связей.

4. Каждое общество является максимальной едини­
цей социальной реальности, то есть не входит в каче­
стве составной части в более крупное общество. Естествен-


но, в настоящее время в связи с тенденциями глобализа­ции стабильность общества с этой точки зрения стано­вится все более и более условной, однако говорить о том, что этот признак недействителен, невозможно. Целост­ность общества обеспечивается тем, что оно существует на отдельной территории, нередко имеет самостоятель­ную государственность и т.д.

5. Общество воспроизводит само себя за счет детей
от браков между признанными членами общества: в обыч­
ном случае ребенок, рожденный членами общества, и сам
становится членом данного общества. Естественно, насе­
ление может пополняться за счет миграции, однако по­
полнение происходит главным образом все равно за счет
представителей того, что обычно называют «коренной на­
цией» (это ненаучное понятие). Это отличает общество от
большинства других социальных общностей.

6. Общество является саморегулируемой и относительно
самодостаточной системой.

7. Формы взаимодействия людей в рамках общества
устойчивы и целостны.

8. Население как субъект общества живет на опреде­
ленной территории. В настоящее время процессы миг­
рации очень усилились, и следует ожидать того, что они
усилятся еще больше. Однако обществ, оторванных от
конкретной территории, до сих пор не появилось: в слу­
чае миграции человек утрачивает непосредственную связь
со старым обществом и попадает в новое.

9. Очень важным, хотя и не обязательным признаком
является наличие государства. Хотя общество первично
по отношению к государству, можно утверждать, что об­
щества, не имеющие государственных форм жизни, от­
стают в своем развитии.

10. Общество характеризуется социальной дифферен­
циацией, которая представляет собой важнейший меха­
низм его эволюционирования.

Общество — это многоуровневое образование. Оно вклю­чает в себя: 1) людей;





Понятие общества


Типы общества




2) социальные действия, взаимодействия и отношения,
которые связывают людей;

3) социальные группы и общности;

4) социальные институты;

5) нормы и ценности.

Все указанные элементы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Так, социальные действия, взаимодействия и отношения связывают людей, которые формируют груп­пы, общности и институты. Ценности и нормы существуют благодаря институтам, группам и общностям, а индивид становится личностью только в том случае, если в процес­се группового общения, а также общения внутри общности и под влиянием института он усвоил эти нормы и ценности.

Выделяют несколько подходов к анализу общества.

1. Общество можно рассматривать как социетальную
систему, и в этом случае основными компонентами ана­
лиза оказываются сферы жизни человека: социальная,
экономическая, политическая и духовная. Каждый ин­
дивид определенным образом в той или иной степени уча­
ствует в жизни каждой из сфер, а потому анализ на дан­
ном уровне позволяет раскрыть некоторые аспекты су­
ществования индивида. Для каждой из указанных сфер
характерны особые отношения между действующими в
них субъектами, и каждой из них управляют определен­
ные социальные институты.

2. Общество также рассматривают на уровне функцио­
нирования. В этом плане общество проявляет себя в та­
ких явлениях, как институционализация и социализа­
ция, социальный контроль и социальная организация,
социальная стратификация и социальная мобильность.

3. Наконец, общество может быть рассмотрено и с точ­
ки зрения личности, и в этом случае оно предстает как
совокупность ролей и статусов, определяющих положе­
ние индивида в социальной иерархии.

Каждый из этих подходов является самостоятельным и равноправным. Кроме того, он позволяет анализиро­вать те элементы, из которых состоит общество.


£ Типы общества

В социологии было предложено несколько типологий обществ.

1. Ф. Теннис предложил важное для социологии раз­
граничение между обществом и общиной. По Теннису, в
основе как индивидуальных действий человека, так и его
коллективной деятельности лежит воля (в этом прояви­
лось влияние на Тенниса таких мыслителей, как А. Шо­
пенгауэр и Ф. Ницше). Соответственно, он различает два
типа воли, организующих общину и общество.

Община (Гемейншафт) представляет собой традицион­ное общество, которое основано на семейных эмоционально окрашенных отношениях. В основе общины лежит есте­ственная воля, проявляющаяся в нормах любви, взаимо­понимания и сотрудничества.

Общество (Гезельшафт) — это промышленно-городское общество, в котором отношения приобретают более отчуж­денный, более механистический характер. Оно основано на рациональной воле, результатом которой являются безличные, искусственные отношения и нормы экономи­ческой выгоды, потребления и труда.

2. К. Маркс предложил известную типологию обще­
ственных формаций: первобытнообщинную, классовую,
включающую рабовладельческий строй, феодализм и ка­
питализм, а также коммунистическую, включающую со­
циализм в качестве первого этапа.

3. Наиболее популярной в настоящий момент являет­
ся, пожалуй, типология, выделяющая прединдустриаль-
ное (архаическое), индустриальное и постиндустриальное
общество. Прединдустриальное общество характеризует­
ся приматом сельского хозяйства, семьи и традиции; ин­
дустриальное — экономическим ростом, промышленно­
стью и приспособлением к наастоящему; постиндустри­
альное общество — главенством информации и ориента­
цией на будущее.





Типы общества


4. С точки зрения гражданства можно выделить следу­ющие типы общества:

1) негражданское общество. Существуют десятки наро­
дов, не создавших своей государственности. Без государства
общество в целом обречено на примитивное существование.

2) догражданское общество. Общество имеет государ­
ство, которое в той или иной мере и форме подавляет
свободу граждан. Гражданство представляет собой боль­
шой шаг вперед по сравнению с безгосударственными
обществами, однако, с точки зрения социологии нет ос­
нований называть такое общество гражданским.

3) гражданское общество. Свобода личности представ­
ляет собой основной показатель того, что общество явля­
ется гражданским. Гражданское общество понимается как
совокупность социальных отношений, которые не связа­
ны с борьбой за власть в обществе и государственным
управлением. Гражданское общество существовало еще
до появления государства.

Гражданское общество имеет следующие признаки:

а) наличие частной собственности у большинства насе­
ления. К.Маркс писал: «...человек, не имеющий ничего,
и есть ничто». Именно частная собственность приводит к
возникновению среднего класса — лиц, живущих за счет
своего собственного труда и материально не зависящих
от государства.

б) наличие развитых неполитических организаций. Чле­
ны гражданского общества объединены в организации, за­
щищающие те или иные интересы самих граждан или об­
щества (например, профсоюзы, религиозные, молодежные,
женские, экологические и иные организации). Такие орга­
низации не стремятся к получению государственной влас­
ти. Однако благодаря таким организациям государство не
может присвоить себе права граждан и контроль за ними.

в) демократия низового уровня. Представительная де­
мократия — это не более чем метафора. Непосредствен­
ная демократия начинается с трудового коллектива, мно­
гоквартирного дома, населенного пункта.


V.

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

£ Личность

Понятие личности играет в социологии не всегда цен­тральную, но очень важную роль. Независимо от того, рассматриваем ли мы общество как первичное по отно­шению к человеку или, наоборот, видим в человеке «стро­ителя» социальной реальности, мы не можем отрицать того факта, что обязательным субстратом социального является индивид как носитель биологических и психо­логических особенностей.

Социология чаще оперирует понятием «индивид». Эта традиция сложилась в рамках классической социологии Э. Дюркгейма. Еще М. Вебер заметил, что такой подход явно недостаточен. Однако понимание личностного у Ве-бера ограничивалось выделением специфических моти­вов и основанных на них типах действий. Парсонс сделал еще один шаг вперед — ввел в социологию понятия «цен­ности» и «культуры», которые рассматривал как атрибу­ты личностного.

Личность — индивид, который является носителем не только биологических и психологических особенностей, но и социально значимых качеств. Понятие «личность» подчеркивает надприродную сущность человека, то есть то, что не детерминировано генетически и биологически.

На то, что личность является «продуктом» взаимодей­ствий, указывает тот факт, что личностью становятся, а не рождаются: мы никогда не говорим о личности ново­рожденного. Новорожденный — это всего лишь индивид, один из представителей человеческого рода, который пока еще не принял на себя социальные обязательства.

Личность можно рассмотреть как типичного носителя норм, ценностей, традиций определенной социальной груп-




4. Зак 486



Личность


Личность



пы (или нескольких социальных групп). Однако отказ принимать ценности не отменяет того, что некто являет­ся личностью. Скорее, наоборот, «бунтарь» в нашем со­знании в большей степени является личностью, чем че­ловек, покорно подчиняющийся существующим нормам. Следовательно, и принятие норм и ценностей, и протест против них являются свойствами личности.

Личность формируется во взаимодействии внутренних побуждений и внешних ограничений.

Социологические теории личности

Структурный функционализм. Представители струк­турного функционализма разработали так называемую ролевую концепцию личности, которая сводится к тому, что личность является функцией от того множества ро­лей, которые выполняются индивидом. Они считали, что основной единицей анализа в социологии является не личность, а роль — совокупность тех ожиданий относи­тельно поведения человека, которые имеет его окруже­ние. С этой точки зрения индивид, чтобы стать личнос­тью, должен принять на себя роли.

Символический интеракционизм. По мнению Ч.Х. Ку­ли, отличительной чертой идеи, именами которой явля­ются местоимения первого лица, выступает некий харак­терный тип чувства, который можно назвать «чувством моего» (my-feeling) или «чувством присвоения» (sense of appropriation).

Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей. В результате исследований он пришел к выводу, что становление концепции собственного Я, во-первых, предполагает длительный и противоречивый про­цесс, а во-вторых, не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения.

Из понятия самости следует концепция зеркального «Я». Каждый человек, по предположению Ч. Кули, стро­ит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях дру-


гих людей, с которыми он вступает в контакт. Существует по меньшей мере два восприятия «Я». Во-первых, это вос­приятие «Я» через самого себя. Во-вторых, это восприя­тие «Я» как бы в отражении в других. Другими словами, для индивида важно не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы используем представления других о нас самих как зеркало и судим о самих себе по тому отражению, которое там обнаружива­ем. Зеркальное «Я» включает три компонента: а) восприя­тие индивида другими, б) реакция других на индивида и в) восприятие индивидом реакции на него.

При этом существует опасность неверного, тенденци­озного истолкования мнений, которые мы получаем от других, то есть от искаженного зеркала. Так, например, люди часто принимают и поддерживают те высказыва­ния о себе, которые им приятны, но которые в действи­тельности оказываются не более чем лестью; точно так же человек может отнести критику начальника на свой счет, принять ее близко к сердцу, считая, что она спра­ведлива, тогда как это просто проявление его плохого на­строения.

При помощи отношений с другими, через принятие их оценок человек выясняет для себя, умный он или глу­пый, привлекательный или непривлекательный, достой­ный или никчемный. Подобная оценка не обязательно соответствует реальности, но имеет огромное значение.

Кули подробно проанализировал развитие личности на основании концепции зеркального «Я». Как отмечает Кули, уже в возрасте шести месяцев ребенок неодинако­во реагирует на разных людей и по-разному организует в их присутствии собственное поведение.

Идеи Кули получили развитие в творчестве Джорджа Герберта Мида. Мид разработал теорию, при помощи которой можно описать и объяснить то, как индивид вос­принимает других личностей. Результатом исследований Мида стала концепция «обобщенного другого», дополня­ющая теорию зеркального «Я».




4*



Личность


Личность



Согласно Миду, «обобщенный другой» — это ценности и стандарты, которые разделяются некоторой группой, фор­мируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид оценивает свои действия и наружность в соответ­ствии с представляемыми оценками его «обобщенного дру­гого», как бы смотрит на себя со стороны. Другими словами, индивид в процессе общения как бы встает на место дру­гих индивидов и видит себя другой личностью.

Осознание «обобщенного другого» предполагает два других процесса, без которых оно невозможно: «приня­тие роли» и «исполнение роли».

Принятие роли представляет собой попытку принять на себя поведение личности, которая находится в другой ситуации или выполняет другую роль. Так, например, участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в семью (ты будешь мамой, ты — папой, ты — ребенком).

Исполнение роли — это действия, связанные с дей­ствительным ролевым поведением, в то время как приня­тие роли только претендует на игру.

Мид пишет, что особенно важную роль такой процесс играет в раннем развитии ребенка, поскольку именно через то, как его воспринимают и реагируют на него другие люди, формируются его идеи и представления о самом себе, которые затем выстраиваются в стабильную кон­цепцию собственной личности.

Дж. Г. Мид выделил три стадии формирования «Я»:

а) имитация — копирование поведения взрослых без
понимания его смысла;

б) игра — воспроизведение поведения взрослого в игре,
что, в отличие от предыдущей стадии, уже предполагает
понимание смысла разыгрываемой роли;

в) коллективные игры — этап, на котором ребенок
начинает осознавать ожидания не только одного конк­
ретного человека, но и всех представителей группы, воп­
лощенных в образе обобщенного и безличного (то есть
лишенного индивидуальных черт) другого.


Психоанализ. В теории психоанализа взаимодействие личности и общества осмысляется как конфликт между стремлениями индивида, с одной стороны, и ограничени­ями и наказаниями за их нарушение, устанавливаемыми обществом, — с другой.

Фрейд противопоставил принцип реальности и прин­цип удовольствия как два основных движущих механиз­ма в психике человека. Принцип реальности состоит в том, что далеко не все желания по объективным причи­нам могут быть удовлетворены немедленно. Например, летом мы не всегда можем пойти на пляж, поскольку случается, что идет дождь; зимой в нашем климате это вообще невозможно: нужно либо ждать лета, либо совер­шать очень длительное путешествие. Принцип удоволь­ствия связан с действием психических инстанций. Оно, содержащее интенсивные желания, требует от человека (от Я) немедленного их удовлетворения. Сверх-Я, то есть совокупность ценностей, норм, идеалов, полученных че­ловеком от окружения, требует от Я, чтобы его действия соответствовали нормам; нарушение их приводит к нака­занию или потере любви и уважения со стороны значи­мых других. Сверх-Я воплощает в себе социальный конт­роль, а потому эту инстанцию нельзя полностью отожде­ствлять с желанием. Но противоречия между желанием и требованиями Сверх-Я в общем нет, так как при усло­вии обладания Сверх-Я положительно оцениваемыми чер­тами человек может надеяться на одобрение со стороны окружения, а следовательно, его стремления быть ува­жаемым и любимым будут удовлетворены. Кроме того, сам факт достижения идеала или приближения к нему может стать источником очень интенсивного удовольствия вне соотнесения с ожидаемой оценкой других людей (хотя в основе этого удовольствия все равно лежит детский опыт, а именно, одобрение родителей или лиц, заменявших их).

По сути, указанные инстанции психики являются ин-тернализованными (перенесенными внутрь) объективны­ми отношениями между индивидом и его социальным





Личность


Социализация



окружением. Процесс интернализации происходит в дет­стве, когда под влиянием родителей и других значимых формируются основные модели отношения личности к ок­ружению и самой себе.

Психоаналитический подход во многом односторонний. Запреты Сверх-Я и принцип реальности, как правило, не носят абсолютного характера; если они становятся слиш­ком жесткими, возникает психическая патология, кото­рая и лечится психоанализом. Как справедливо отмечал Бронислав Малиновский, спортивные организации и ар­мия предоставляют возможность легитимного (законно­го) проявления агрессивных побуждений, а семья узако­нивает сферу, в которой реализуются сексуальные жела­ния. С этой точки зрения функцию указанных социальных институтов можно сравнить с функцией, которую выпол­няет сублимация — направление запретных желаний в приемлемую с социальной точки зрения сферу. Однако в любом случае удовлетворение желания для человека воз­можно лишь в виде компромисса между запретами обще­ства и собственными желаниями.

Как справедливо отмечал П. Монс, рассмотрение лично­стного начала в социологии — вопроса, который тесно свя­зан с понятием свободы, — влечет за собой ряд проблем:

1) если человек свободен и его действия определяются
только интенциями его психики, то социология утрачи­
вает свой предмет, то есть социальное, и становится из­
лишней, так как все поведение человека может быть объяс­
нено психологией;

2) если же человек не свободен и его действия опреде­
ляются действием как культурных, так и экономических
общих законов, то социология все равно утрачивает свой
объект, то есть человека как субъекта. Но на этот раз она
должна быть сведена к культурологии или экономичес­
кой теории.


О

; Социализация

Социализация — процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы пове­дения и установки, свойственные его социальной роли. Данный процесс не следует понимать как механическое перенесение извне вовнутрь, поскольку в ходе социализа­ции человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные.

Социализация включает в себя как стихийное, так или целенаправленное воздействие. В последнем случае иног­да говорят о воспитании, которое противопоставляется собственно социализации.

Социализация имеет два не исключающих друг друга понимания:

1. Социализация может рассматриваться как процесс
усвоения социальных норм, в ходе которого индивид пре­
вращает внешние нормы, навязываемые ему его окруже­
нием, во внутренние, которым он подчиняется доброволь­
но. Другими словами, личность делает нормы частью соб­
ственного «Я».

2. Социализация может рассматриваться так же как
важная составляющая социального взаимодействия: ин­
дивиды стремятся повысить самооценку, приводя свои
действия в соответствие ожиданиям других, и благодаря
этому стремлению они социализируются.

Социализации может отводиться разная роль. С точки зрения структурного функционализма социализация ока­зывается практически тотальным процессом, который целиком определяет то, какими чертами будет обладать личность. К этой точке зрения присоединяются и психо­аналитические теории, утверждающие, что в детстве зак­ладываются схемы (паттерны) взаимодействия, которые будут определять все дальнейшие взаимодействия в жиз­ни человека.

Высказывалось мнение, что общество и его нормы и ценности оказывают воздействие на конкретного деяте-





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 943 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.067 с)...