Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Официальное становление социологии в рамках академических структур в России началось лишь после Октябрьской революции, когда в 1918 г. было принято постановление Совнаркома «О социалистической академии общественных наук». После издания этого постановления, уже в 1919 году, в Петроградском и Ярославском университетах были основаны факультеты социологии (в их организации принимал участие тогда еще молодой Питирим Сорокин, который в 1920 г. возглавил факультет социологии Петроградского университета). В 1919 г. был основан Социобиологический институт.
В этот период активно издается социологическая литература, посвященная теоретическим вопросам. При этом основные споры разворачиваются вокруг марксизма и марксистской социологии. В тот период в России были представлены как направления немарксистской социологической мысли (П. Сорокин, М. Ковалевский, П. Михайловский и др.), так и социологи марксистского направления.
Заметным явлением в этой полемике оказалась книга Н.И. Бухарина «Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии». Бухарин излагал в ней точку зрения, в соответствии с которой социология рассматривалась как неотъемлемая часть исторического материализма.
Однако впоследствии, после выхода «Истории ВКП(б)» И.В. Сталина, социология получила ярлык «лженауки». На конкретное изучение социальной жизни был наложен запрет, что привело к эмиграции многих видных социологов того времени, среди которых был и П. Сорокин. Даже слово «социология» было выведено из научного обихода.
Изменения в положении социологии произошли лишь во времена «оттепели», когда постепенно стали возрождаться социологические исследования. Впрочем, этот процесс продвигался крайне медленно, поскольку социоло-
гия по-прежнему оставалась запрещенной наукой: запрет был снят лишь с конкретных социологических исследований. Это проявлялось в том, что такие фундаментальные для социологии понятия, без которых вообще трудно представить ее как науку, как отчуждение, социальная динамика, социальная норма, социальный контроль, употреблять было запрещено.
На такое положение социологии красноречиво указывает ее место в системе Академии наук. Первые социологические учреждения — отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и Лаборатория социальных исследований при Ленинградском университете — были созданы достаточно рано. Однако лишь в 1962 г. была основана советская Социологическая ассоциация. В 1969 г. было создано первое учреждение, которое официально занималось социологическими проблемами, — Институт конкретных социальных исследований, который в 1972 г. стал Институтом социологических исследований и лишь в 1978 г. получил официальное название Института социологии АН СССР.
К середине 60-х гг. стали появляться первые крупные социологические труды по социальной инженерии и социальному анализу (С.Г. Струмилин, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов и др.). Теоретическая социология не признавалась советским строем. После выхода в свет «Лекций по социологии* Ю. Левады, одного из интереснейших социологов того периода, было принято решение реорганизовать Институт социологических исследований в Центр опросов общественного мнения. «Социальные исследования», основной специальный журнал по социологии, издаются с 1974 г.
В настоящее время с точки зрения развития социологии Россия значительно отстает от других крупных стран. Так, например, в США работает около 90 тыс. ученых, а социологов готовят 250 факультетов в разных университетах. В нашей стране социологов вузы стали выпускать лишь с 1989 г.
Социология П. Л. Лаврова
Социология П. Л. Лаврова
£ Социология П.Л. Лаврова
В центре социологической теории П.Л. Лаврова находится понятие «общественной солидарности». Общественная солидарность — это осознание членами общества того, что их личные интересы совпадают с интересами общества, то есть общность привычек, интересов, аффектов или убеждений. В данном определении условие солидарного взаимодействия отличает общество от простого скопления особей, не составляющего тем самым непосредственно социологического явления. Условие сознательности указывает пограничную линию, пролегающую между социальными и биологическими явлениями.
Согласно Лаврову, социология изучает «повторяющиеся факты солидарности между особями человеческого общества» и стремится открыть ее законы. Люди образуют общество, когда они оказываются солидарными в своих привычках, аффектах, убеждениях, интересах. Вне этой «солидарности в сознательных актах» общества не существует, есть лишь скопление особей. Таким образом, по Лаврову, социология есть наука о солидарности сознательных особей, ее формах, фазах ее развития и условиях, укрепляющих, ослабляющих и изменяющих солидарность.
Лавров различал теоретическую и практическую социологию. К любому явлению мыслитель может подходить с двух точек зрения: во-первых, с точки зрения сущего (теоретической), во-вторых, с точки зрения должного (практической). В первом случае он изучает интересующие его явления такими, каковы они есть. Во втором случае он подходит к явлениям с определенным идеалом должного, а следовательно, выступает как оценивающий субъект.
Следовательно, теоретическая социология может быть рассмотрена как объективный подход к социальной реальности, тогда как практическая социология субъективна. Субъективность неизбежна, по меньшей мере, в трех моментах:,
• в оценке сравнительной важности того или иного яв
ления или элемента культуры;
• в признании того или другого элемента культуры здо
ровым или патологическим для определенной эпохи;
• в размышлении о том, может ли нечто иметь место в
данную эпоху
По Лаврову, социология должна изучать:
1) условия возникновения солидарности;
2) основные формы солидарности;
3) факторы, вызывающие появление солидарности и
смену ее форм;
4) механизм смены форм солидарности, а также пре
дел, к которому стремится развитие форм солидарности.
Согласно Лаврову, начало солидарности следует искать в отдаленном прошлом, причем солидарность характерна не только миру людей, но и животным. Солидарность проявляется уже в таких явлениях животного мира, как колонии животных, сообщества пчел, муравьев и т.д.
Солидарные формы общежития людей не представляют чего-то однородного, а распадаются на ряд форм или видов. Лавров различал прежде всего три основных вида солидарности:
1) бессознательную солидарность, вытекающую из бо
лее или менее продолжительного общения между особя
ми и основанную на привычке. Люди не могут уклонить
ся от этой солидарности и ее следствий;
2) солидарность общего аффективного настроения,
основанную на общности аффектов и интересов;
3) историческую солидарность — осознанное чувство
близости между членами одной и той же группы, осно
ванное на единстве убеждений. Внешним признаком су
ществования такой формы солидарности в среде того или
иного народа служит появление в его рядах интеллиген
ции как совокупности критически мыслящих личностей,
способных наслаждаться развитием и вырабатывающих
условия развития. Только с момента появления созна
тельной солидарности Лавров признавал начало истори
ческой жизни человечества.
3. Зак 486
Социология П. Л. Лаврова
Социология П. Л. Лаврова
Вне истории оказываются все неисторические племена и народы, у которых нет солидарности, основанной на критическом убеждении, униженные и обделенные группы (рабы, низшие касты и т.д.) и лица, которых общество лишает возможности наслаждаться потребностью в развитии, и, наконец, «культурные дикари» — совокупность лиц и групп, которые пользуются всеми выгодами цивилизации, но не чувствуют потребности в развитии.
Лавров разработал теорию факторов, при помощи которых следует объяснять социальные изменения. Основным фактором он считал потребности отдельной личности. Социология должна учитывать влияние на личность социальной среды, т.е. существующих в данную эпоху форм общежития, однако они создаются потребностями личности. Следовательно, потребность личностей является основным фактором влияния.
Лавров различал потребности основные, унаследованные человеком от животных, и потребности временные, возникающие во все периоды. Главнейшими видами основных потребностей является питание, половое совокупление, уход за детьми, безопасность, возбуждение нервов, частным видом которой является потребность общежития. Важнейшей формой временных потребностей служит потребность развития.
По Лаврову, в каждый данный момент в историческом процессе даны два различных элемента: элемент повторяющихся во времени явлений и элемент неповторяющихся явлений. В качестве постоянно повторяющихся социологических явлений Лавров рассматривает сосуществование в каждом обществе нескольких последовательных поколений, способность толпы увлекаться аффектом энтузиазма или жестокости под влиянием подражания или внушения и т.д.
Однако наиболее важным в этой сфере, с точки зрения Лаврова, является закон ритмического развития общества. Он заключается в чередовании периодов установления и укрепления определенных форм культуры и перио-
дов разрушения и изменения этих форм. В первый период доминирующей чертой является консерватизм; во второй такой доминирующей чертой служит стремление разрушить эти формы и заменить их более лучшими. Из потребности солидарности вытекает постоянное стремление к господству неизменного обычая, который благодаря работе критической мысли сменяется протестом против существующего обычая, стремлением переделать культуру сообразно более или менее ясно осознанным требованиям работы мысли.
Индивидуализм рассматривается Лавровым как одновременно разрушительная и созидательная сила, причем в разные периоды развития общества преобладают то негативные, то позитивные стороны индивидуализма («теорема о колебании кривой индивидуализма и его созидательной и разрушительной роли»).
По Лаврову, по мере развития общества контраст между этими двумя тенденциями все более и более смягчается. В начале истории солидарность и развитие, обычай и критическая мысль, порядок и прогресс, общественность и индивидуализм являются несовместимыми, их гармоничное сосуществование невозможно. Но со временем амплитуда колебания при смене данных периодов становится меньше, а пределом такой тенденции является общественное состояние, где солидарность гармонически сочетается с развитием, порядок с прогрессом, общественность с индивидуальностью. По Лаврову, этот момент еще только должен наступить. В этот момент история станет подвижным равновесием, где непрерывное движение вперед не будет нарушать солидарности, и солидарность не будет задерживать развития.
В соответствии с этим Лавров дает определение понятию прогресса: общество прогрессирует, если в нем обусловливающие солидарность формы позволяют расти и развиваться общественному сознанию, а сознание, развиваясь, усиливает солидарность общества.
Социология Питирима Сорокина
Социология Питирима Сорокина
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 266 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!