Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Поэтика реалистической литературы (на примере романов Стендаля, Ч.Диккенса, Густава Флобера)



Поколение писателей, выступившее в начале 30-х годов XIX в., понимало, что нужно глубоко и серьезно разобраться в тех реальных отношениях, которые складывались в обществе. На смену романтизму и в споре с ним формируется реализм – искусство большой правды. Реализм XIX в. связан не только с романтизмом, но и с реализмом предшествующих эпох, он использует их открытия. Новеллы Боккаччо, произведения Рабле, трагедии и комедии Шекспира воспевали человеческие страсти, исследовали порывы души. Писатели Возрождения вместе с тем не видели зависимости человека от социальной среды: они изображали столкновения героев-гигантов с неизбежным ходом вещей. Реалисты эпохи Просвещения изображали своих героев, в поведении которых большую роль играли интеллект и нравственные законы. Социальные обстоятельства стали определять поведение героя, основу его трагических столкновений с миром. Особую роль на этапе Просвещения играет разум человека: ему приписывается возможность изменять мир, уничтожая его пороки. Под влиянием разума может совершенствоваться человеческая природа. Искусство XVIII и начала XIX в. – просвещенческий реализм – стремилось изобразить, как должно или как не должно быть, выражало свое отношение к миру; реалистическое искусство XIX в. поставило своей целью показать, как есть в действительности и почему.

Лозунгом реалистического искусства стало требование правдивого изображения действительности. Но стремление к «правдивости» присуще не только реализму: и В. Гюго писал о правде, используя образ зеркала. Однако зеркало реалистического искусства было иным. Ф. Стендаль сравнивал свой метод отражения с зеркалом, переносимым в заплечном мешке путником, идущим по дороге: в нем отражается вся жизнь. «Правда, суровая правда» – так он определял содержание своего романа о современности «Красное и черное». Диккенс утверждал, что в романе «Оливер Твист» запечатлена «одна суровая и горькая истина». Мысль о сходстве реалистического искусства с зеркалом поддержал и Бальзак, при этом он утверждал, что «правдивое в природе» может быть «неправдоподобным в искусстве». Для этого, чтобы реальность превратилась в искусство, люди и события должны стать, по его словам, «полным отражением своего времени».

Реалисты середины XIX в. стремились объективно разобраться в сложности и противоречивости окружающего мира, перед которым романтики часто чувствовали себя растерянно.

Победа реализма в XIX в., конечно, не могла быть простым возвращением к художественной манере реалистов-просветителей XVIII в. просветителям казалось, что победа человеческого разума, распространение культуры, просвещение приведут к устранению всякого зла на земле. Реалисты XIX в. трезвее, беспощаднее и точнее изображали жизнь. Там, где просветители видели борьбу разума и невежества, писатели XIX в. обнаруживали классовую борьбу. Правда, они не создавали уже таких героических образов, как Робинзон Крузо или Фауст. Но романтики научили их тоньше, богаче изображать человеческую личность. Человек предстал во всей сложности и противоречивости своего душевного мира. Особенно велика здесь заслуга Стендаля, замечательного реалиста-психолога.

Одним из значительнейших открытий реализма было новое представление о среде и ее взаимодействии с человеком. Проблема социальной среды как фона, на котором развивается действие, возникла в эпоху Просвещения. Человек там оказывался прямой функцией среды, он воплощал в себе различные социальные назначения: один был солдат, другой – крестьянин, третий – джентльмен, четвертый – слуга и т.д. Под средой реалисты понимали в первую очередь – социальные конфликты определенного исторического времени и конкретного государства. Именно такое понимание среды реалистами создает социально-временную обусловленность их персонажа и подвижность его в рамках эпохи. Именно поэтому во Франции первой половины XIX в. Бальзак и Стендаль обратили внимание на противоборство буржуа и аристократа, в это же время англичане Диккенс и Теккерей изображали конфликты в буржуазной среде, а Э. Гаскелл показала борьбу за свои права рабочих – разные стороны и различные условия жизни порождали свои противоречия.

Одной из важнейших проблем реалистической литературы является проблема характера, постижение психической жизни человека. Основным специфическим свойством подхода реалиста к изображению личности в искусстве является отсутствие нормативности, стремление исследовать, устанавливать причинно-следственные связи, учитывая социальные и временные истоки и влияния.

К числу крупнейших писателей-реалистов, создателей общих закономерностей и национальных особенностей реализма относятся О. Бальзак, Ф. Стендаль, П. Мериме, Г. Флобер, Ш. Бодлер во Франции; Ч. Диккенс, У. Теккерей, Э. Гаскелл, Ш. Бронте в Англии.

Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; 23 января 1783, Гренобль — 23 марта 1842, Париж) - французский писатель, один из основоположников французского реалистического романа XIX в.

Первый роман — «Арманс» (т. 1-3, 1827); новелла — «Ванина Ванини» (1829). Из его романов наибольший интерес вызвал «Красное и чёрное».

В романе «Пармская обитель» («La Chartreuse de Parme»; 2 т. 1839—1846) он даёт увлекательное описание жизни при маленьком итальянском дворе. На протяжении 1830-х годов писал «Итальянские хроники» (отдельно изданы 1855), «Записки туриста» (т. 1—2, 1838). Автор неоконченного романа «Люсьен Левен» (1834—1836, опубликован 1929). Посмертно опубликованы также автобиографические повести «Жизнь Анри Брюлара» (1835, изд. 1890) и «Воспоминания эгоиста» (1832, изд. 1892), неоконченный роман «Ламьель» (1839—1842, изд. 1889, полностью 1928) и «Чрезмерная благосклонность губительна» (1839, изд. 1912—1913),

Полное собрание сочинений Б. (18 т., Париж, 1855—1856), как и «Correspondance inédite» (2 т., 1857) издал Проспер Мериме.

На русском языке кроме романа «Красное и чёрное» несколько небольших очерков Стендаля издал В. В. Чуйко (Спб., 1883), затем были переведены практически все его произведения.

Гюстав Флобер (1821-1880). Разнообразные возможности реалистического художественного метода проявились в романах Гюстава Флобера, творившего во второй половине прошлого века. Всю жизнь Флобера не переставало возмущать убожество буржуа, согласившегося «зажать свое сердце между собственной лавочкой и собственным пищеварением».

«Непримиримый враг мещанства» Флобер всеми силами хотел помочь современникам уберечься от влияния буржуазного общества, которое изобразил в романах «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств». Никто до него не говорил такой глубокой правды о человеке – жертве буржуазных отношений, существе обобранном, независимо от того, осознает ли это сам герой. Флобер раскрыл перед современниками трагедию людей, которые стремились к глубоким и содержательным чувствам, но не нашли их в жизни.

Работа Флобера над своими произведениями – пример высокой писательской требовательности к себе. Стремясь к предельной правдивости, он упорно трудился над композицией и словом, настойчиво добивался, чтобы они наиболее точно и выразительно передавали правду жизни.

Чарлз Диккенс (1812-1870). С творчеством Чарлза Диккенса и Уильяма Теккерея в английской литературе утверждается реализм.

В романах Диккенса широко показана жизнь Англии XIX в. с ее конфликтами и противоречиями. Писатель-реалист мечтал о том, что его творчество поможет сделать жизнь людей счастливее и лучше. Диккенс еще в детские годы изведал нужду и унижения. Вероятно, страдания, перенесенные в детские годы, обострили внимание Диккенса к бедственной жизни молодого поколения Англии. Гневно рассказывает автор о школах, которые содержались невежественными людьми, где истязали маленьких воспитанников. Он создавал острые сатирические портреты тех, кого считал виновным в страданиях народа, разоблачал преступность дел темных дельцов, лицемеров.

Но Диккенс не только сатирик, обличитель пороков правящих классов. Он друг бедняков, простых тружеников. В сердцах людей из народа писатель открыл мир красоты, добра бескорыстия. Диккенс не стал сторонником революционных переворотов, не мечтал о создании нового общества. Он верил в народ, был его защитником. Искусство Диккенса принесло ему бессмертную славу.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1702 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...