Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Реализм как художественная система в литературе стран Западной Европы и Америки



Термин «реализм» до сих пор не получил в литературоведении однозначного толкования. В широком значении под ним понимают определенный художественный стиль универсального характера, когда писатель ориентируется на воспроизведение жизни в ее объективной сущности, закономерностях развития и бытия человека, общества, мира.

В реалистических произведениях события и характеры изображаются как такие, что обусловлены (детерминированы) определенным комплексом причин и связей. Иногда в таком значении о реализме говорят как о художественном методе. Конкретные особенности реализма зависят от тех социально-исторических условий, в которых развивается искусство. Тяжело установить начальный период развития реализма. В истории мировой литературы много его черт проявляются в произведениях древнего мира и раннего средневековья. Тем не менее, формирование реализма как художественной системы в европейских литературах чаще всего связывают с эпохой ренессанса (Возрождение).

Следующий этап в развитии реализма — просветительский, теоретиками которого были Дидро во Франции и Лессинг в Германии. Этот реализм часто допускал условности. Новый тип реализма формируется в XIX столетии. Относительно него и сейчас часто употребляют определения «критический», хотя более приемлемым является термин, предложенный исследователями в последние десятилетия – социально-аналитический реализм. Он существенным образом отличается и от ренессансного, и от просветительского реализма, в основном тем, что обусловленность событий и характеров становится предельно широкой и объемной. Жизнь и человек объясняются социальными, историческими, национальными, конкретно-ситуативными, обще-психологическими и индивидуально-личностными факторами. Расцвет такого типа реализма на Западе связан с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Диккенса и Теккерея в Англии, в России – А.Пушкина, Н.Гоголя, И.Тургенева, Ф.Достоевского, Л.Толстого, А.Чехова.

Углубление познания жизни и усложнение картины мира в реализме ХХ ст. не означает, тем не менее, определенного абсолютного доминирования над предыдущими этапами. Так, можно говорить, что сравнительно с реализмом эпохи Возрождения была утрачена масштабность художественных образов.

23. Особенности модернизма во французской и бельгийской литературах ХХ в. (на примере творчества Поля Вердена, Артура Рембо, Гийома Аполлинера, Стефана Малларме, Мориса Метерлинка на выбор)

Модернизм (итал. modernismo - "современное течение"; от лат. modernus - "современный, недавний") - направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.

Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй же половине века она была подвергнута развёрнутой критике. Термин "модернизм" присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках - это термин "modern". Так как в русской эстетике "модерн" означает художественный стиль, предшествующий модернизму, необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.

Модернизм - это общий термин, применимый в ретроспективе к широкой области экспериментальных и авангардистских течений в литературе и других видах искусства в начале двадцатого столетия. Сюда относятся такие течения, как символизм, футуризм, экспрессионизм, имаджизм, вортицизм, дадаизм и сюрреализм, а также другие новшества мастеров своего дела.

Модернистскую литературу характеризует, прежде всего, отторжение традиций ХIХ века, их консенсуса между автором и читателем.

В художественной литературе принятое течение хронологического развития событий было поставлено с ног на голову Джозефом Конрадом, Марселем Прустом и Уильямом Фолкнером, в то время как Джеймс Джойс и Вирдижиния Вульф ввели новые способы отслеживать поток мыслей своих героев при помощи стиля "поток сознания".

Вообще-то у каждой страны был свой модернизм, неважно, вошел ли он в анналы мировой литературы или так и остался локальным явлением.

На настоящей выставке мы представляем читателям произведения писателей представителей модернизма Франции: Луи Арагона, Гийома Апполинера, Андре Бретона, Марселя Пруста, Альбера Камю и Поля Валерии.

Амбруаз-Поль-Туссен-Жюль Валери (фр. Paul Valery, 30 октября 1871 - 20 июля 1945) - французский поэт, эссеист и философ. Сфера его интересов была настолько широкой, что его спокойно можно назвать человеком с энциклопедическими знаниями. Кроме художественной литературы (поэзии, драмы и диалогов) он написал также множество эссе и афоризмов по поводу искусства, истории, эпистолярного жанра, музыки и современных ему событий.

Отец П. Валери был корсиканцем, мать - родом из Генуи. Родился он в Сете - городке на побережье Средиземного моря, но воспитывался в Монтпелье. После получения традиционного римско-католического образования, он изучал в университете право, а затем переехал в Париж, где он посещал кружок Стефана Малларме.

П. Валери поздно стал посвящать все свое время писательству (приблизительно в возрасте пятидесяти лет), когда человек, чьим личным секретарем он работал, Эдуард Лебей, умер от болезни Паркинсона в 1920 г. До того П. Валери сначала короткий срок зарабатывал себе на жизнь в министерстве военных действий, а потом уже получил относительно свободное место, как помощник Лебея. Здесь он проработал около двадцати лет.

После выбора во Французскую академию в 1925 г., П. Валери стал неутомимым публичным оратором и интеллектуальной фигурой во французском обществе, разъезжая по Европе и читая лекции на культурную и социальную тематику. Он представлял Францию по культурным вопросам в Лиге Наций, трудясь сразу в нескольких комитетах. "Взгляд на разум" (1989) это сборник десятков эссе в английском переводе, которые появились в результате этих трудов.

Он зачитывал основной доклад на национальном праздновании в 1932 г. столетнего юбилея Иоганна Вольфганга фон Гете в Германии. Лучшего оратора трудно было и выбрать, так как П. Валерии разделял восхищение Гете наукой, в особенности биологией и теорией света.

Кроме своей активной деятельности, как члена Французской академии он также был членом Академии наук в Лиссабоне и Национального фронта писателей. В 1937 г. его назначили главным управляющем учреждения, которое впоследствии стало университетом Ниццы. Он также является владельцем поэтического кресла в Колледж дю Франс.

Во время Второй мировой войны, режим Виши поспособствовал его уходу с некоторых из этих мест, а также появлению проблем, так как он довольно ясно отказался сотрудничать с режимом и немецкими оккупантами. Но даже в эти трудные годы П. Валери продолжил публиковаться и проявлять активность в культурной жизни Франции, особенно как член Французской академии.

В 1900 году он женился на Жанни Гобиллар, друге семьи Малларме, которая, кроме того, была племянницей художника Берта Моризо. У них было трое детей: Клод, Агата и Франсуа. П. Валери умер в Париже в 1945 г. и похоронен на кладбище родного Сете, кладбище, о котором он упоминает в своем известном стихотворении "Кладбищенское море" (Cimetiere marin).

П. Валери хорошо известен как поэт, его иногда приводят в пример как последнего из французских символистов. Он издал чуть меньше сотни стихов и ни один из них не привлекал внимания до 1917 г., пока он не написал в сорокашестилетнем возрасте "Юную парку" (Jeune Parque). Этот малоизвестный, но необычайно музыкальный шедевр, состоящий из 512 александрийских стихов в рифмованных парах, потребовал четыре года, чтобы стать оконченным произведением, но мгновенно укрепил славу поэта. Стих приняли во Франции как величайшую французскую поэму ХХ века. Название его определяет дальнейшее направление поэмы - она относится к самой младшей из трех Парок (римские божества судьбы), хотя связь с этим божеством является зыбкой и неясной. Написана поэма от первого лица, и представляет собой внутренний монолог молодой девушки, созерцающей жизнь и смерть, союзы и раздоры, любовь и одиночество в пейзаже, где доминируют море, небо, звезды, скалистые склоны и рассвет.

До "Юной парки" П. Валери публиковал только диалоги, статьи, несколько стихов и исследования, посвященные Леонардо да Винчи. В 1920 и 1922 гг. он издал два тоненьких сборника поэзии. В первом - "Альбоме древних стихов" (Album des vers anciens), были маленькие, но блестяще написанные поэзии прошлых лет, которые выходили по одной до 1900 г. Во втором - "Кармины" (Charmes) от слова "кармина" - песня, было и "Кладбищенское море", а также несколько других, очень ярких по своей форме стихов. Этот сборник окончательно утвердил репутацию П. Валери как великого французского поэта.

24. Проблематика «Человеческой комедии» О.де Бальзака (на примере прочитанных романов)

Оноре Бальзак (1799–1850 гг.) наряду со Стендалем принадлежит к классическому этапу реализма XIX века. Бальзак сумел наиболее полно выразить дух XIX столетия; согласно английскому писателю Оскару Уайльду, мастеру парадоксов, XIX век, "каким мы его знаем, в значительной мере изобретен Бальзаком". Уайльд имеет в виду, что Бальзак обладал самым мощным, после Шекспира, писательским воображением и в своем творчестве сумел создать самодостаточную, саморазвивающуюся, универсальную модель мира, точнее, французского общества первой половины XIX века. Главное творение Бальзака — "Человеческая комедия". Она объединяет все произведения зрелого этапа его творчества, все, написанное им после 1830 года. Замысел объединить свои отдельно публиковавшиеся романы, повести, новеллы в единый цикл произведений впервые возник у Бальзака в 1833 году, и первоначально он планировал назвать гигантское произведение "Социальные этюды" — заглавие, подчеркивающее сходство принципов Бальзака-художника с методологией науки его времени. Однако к 1839 году он остановился на другом заглавии — "Человеческая комедия", которое выражает и авторское отношение к нравам его века, и писательскую дерзость Бальзака, мечтавшего, что его произведение станет для современности тем же, чем "Божественная комедия" Данте была для средневековья. В 1842 году было написано "Предисловие к "Человеческой комедии", в котором Бальзак изложил свои творческие принципы, охарактеризовал идеи, положенные в основу композиционной структуры и образной типизации "Человеческой комедии". К 1844 году относится авторский каталог и окончательный план, в котором значатся названия 144 произведений; из них Бальзак успел написать 96. Это самое масштабное произведение литературы XIX века, надолго, особенно в марксистской критике, ставшее эталоном литературного творчества.

Роман "Шагреневая кожа" (1831 г.) основан на том же конфликте, что "Красное и черное" Стендаля: столкновение молодого человека со своим временем. Поскольку этот роман принадлежит к разделу "Человеческой комедии", названному "Философские этюды", конфликт этот решается здесь в наиболее отвлеченном, абстрактном виде, к тому же в этом романе нагляднее, чем у Стендаля, проявляется связь раннего реализма с предшествующей литературой романтизма. Это один из самых красочных романов Бальзака, с динамичной прихотливой композицией, с цветистым, описательным стилем, с будоражащей воображение фантастикой.

Главный герой "Шагреневой кожи" — Рафаэль де Валантен. Читатель знакомится с ним в момент, когда он, измученный унизительной нищетой, готов покончить с собой, бросившись в холодные воды Сены. На пороге самоубийства его останавливает случай. В лавке старика-антиквара он становится обладателем волшебного талисмана — шагреневой кожи, исполняющей все желания обладателя. Однако по мере исполнения желаний талисман уменьшается в размерах, а с ним укорачивается жизнь владельца. Рафаэлю нечего терять — он принимает дар антиквара, не очень веря в волшебство талисмана, и начинает растрачивать жизнь в желаниях всех наслаждений молодости. Когда он осознает, что шагреневая кожа в самом деле сокращается, он запрещает себе желать вообще чего бы то ни было, но поздно — на вершине богатства, когда его пылко любит, и без шагреневой кожи, очаровательная Полина, он умирает в объятиях своей возлюбленной. Мистический, фантастический элемент в романе подчеркивает его связь с эстетикой романтизма, но сам характер проблем и способ их постановки в романе характерны для реалистической литературы.

Рафаэль де Валантен по происхождению и воспитанию — утонченный аристократ, но его род лишился всего в ходе революции, а действие в романе разворачивается в 1829 году, в конце эпохи Реставрации. Бальзак подчеркивает, что в послереволюционном французском обществе честолюбивые желания естественно возникают у молодого человека, и Рафаэля обуревают желания славы, богатства, любви прекрасных женщин. Автор не ставит под вопрос законность и ценность всех этих устремлений, а принимает их как данность; центр проблематики романа смещается в философскую плоскость: какова цена, которую человеку предстоит заплатить за осуществление его желаний? Проблема карьеры поставлена в "Шагреневой коже" в самом общем виде — кипение самолюбия, вера в собственное предназначение, в свою гениальность заставляют Рафаэля испытать два пути к славе. Первый заключается в упорном труде при полной нищете: Рафаэль с гордостью рассказывает, как в течение трех лет жил на триста шестьдесят пять франков в год, работая над сочинениями, которые должны были его прославить. В романе появляются сугубо реалистические подробности, когда Рафаэль описывает свою жизнь в бедной мансарде "на три су — хлеба, на два — молока, на три — колбасы; с голоду не умрешь, а дух находится в состоянии особой ясности". Но страсти увлекают его с ясного пути ученого в пучину: любовь к "женщине без сердца", графине Феодоре, воплощающей в романе светское общество, толкает Рафаэля к игорному столу, к безумным тратам, и логика "каторги наслаждений" оставляет ему последний выход — самоубийство.

Мудрец-антиквар, передавая Рафаэлю шагреневую кожу, объясняет ему, что отныне его жизнь — лишь отсроченное самоубийство. Герою предстоит постичь соотношение двух глаголов, руководящих не просто людскими карьерами, но всей человеческой жизнью. Это глаголы желать и мочь: "Желать сжигает нас, а мочь — разрушает, но знать дает нашему слабому организму возможность вечно пребывать в спокойном состоянии". Вот символика талисмана — в шагреневой коже соединены мочь и желать, но за его могущество положена единственно возможная цена — человеческая жизнь.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 4087 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...