Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1) Историософское направление.
Становление рус. гос-ти отразилось в учении псковского монаха Филофея “Москва-третий Рим”.
Историософия – концепция философии истории, созданная как целостное постижение вариантности форм с точки зрения раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла.
Согласно этому учению в основе исторического процесса лежит божественное провидение. “Старый Рим” как центр христианского учения пал в 476 г. “Новый Рим” (Константинополь-Византия) как продолжатель христианских идей пал под напором турок в 1453г. “Третьему Риму – Москве” - как истинному продолжателю христианского учения – стоять вечно.
Падение “старого” и “нового” Рима Фелофей объяснил тем, что тот и другой изменили истинной вере – православию – и за это подверглись божьей каре.
Учение “Москва- Третий Рим”, по существу, имело целью обосновать необходимость объединения русских удельных княжеств в единое сильное государство во главе с Москвой.
2) Религиозные направления
А). Ереси (от греч. – особое вероучение) – отклонение в вопросах религиозной доктрины от ортодоксии. Ереси возникли в ходе борьбы за независимость страны как движение против засилия религиозной византийской догматики.
Наиболее известные – стригольничество и движение “жидовствующих”. Родоначальники ереси “жидовствующих” был ученый еврей Схария, и распространилась она главным образом в Новгороде:
-отдавали преимущество Библии перед Новым Заветом
-отрицали Троицу, святость икон, таинств;
-выступали против церкви как института;
-Христос – обычный человек, умерший обычным путем.
Б). Нестяжатели и стяжатели.
В конце ХV в. возник знаменитый спор между осифлянами (стяжатели) во главе с Иосифом Волоцким и нестяжателями во главе с Нилом Сарским и Василием Патрикеевым.
-Нестяжатели были противниками монастырского землевладения и богатой церкви. Главное – это развитие духовной культуры.
-Осифляне выступали за сильную и богатую церковь, которая способна выполнить божественное предначертание вместе с верховной властью.
В этом споре победили осифляне.
Борьба еретических и внутрицерковных идеологических направлений привела к возникновению русской схоластики.
3) Нравственное направление.
Наиболее важные мыслители этого периода:
-Сименон Полоцкий (1629-1680) -Юрий Крижанич (1618-1683) -Андрей Белобоцкий -Епифаний Славинецкий
С. Полоцкий ратовал за доброе законодательство и хороших правителей, осуждал тиранов и невежество. Он проповедовал любовь к подданным, трезвость в суждениях, скромность в поведении, прославлял просвещение, дружбу, трудолюбие. Полоцкий считал, что вещественный и духовный мир создан Богом. Задачу философии он видел в том, чтобы просвещать людей, исправлять их нравы, врачевать болезни, поучать мудрости и правильной жизни.
Согласно учениям С. Полоцкого философия состоит из трех частей: логики, физики и этики. Философские воззрения С. Полоцкого пронизаны верой в развитие и расцвет разума. Он отрицал существование врожденных идей, доказывая, что ум ребенка подобен чистой доске, на которой учитель пишет все, что хочет. Основная работа “Вертоград многоцветный”.
Юрий Крижанич выступал, прежде всего, с позиции политической философии. Основные идеи этой философии изложены в его основной работе “Политика”. В этой работе автор призывает умножать государственное благополучие и богатство, развивать земледелие как основу богатства, а так же совершенствовать промыслы и торговлю. В “Политике” осуждаются неумеренная роскошь, жестокие порядки и тирания, нещадные поборы, жадность, безделье и праздность.
Согласно Крижаничу человеческое тело состоит из 4 первозданных вещей: земли, воды, воздуха и огня. Эти 4 стихии постоянно враждуют между собой, что ведет к разным несогласиям. Человек отличается от животных разумом и руками (больше, видимо, ничем))).
Все люди рождаются глупыми и только с годами приобретают ум и знания. Надо стремится преумножать в людях мудрость, ибо она приносит им благо. При хорошем правителе мудрость умножается, науки расцветают. Мудрость несет людям богатство, славу, благо и правду. Невежество порождает суеверие и обман. Мудрость, по Крижаничу, должна познать такие наиважнейшие и наивысшие вещи, как бог, небо, земля, человеческие нравы, законопорядки. Знание призвано дать тлюдям понимание причин вещей. Мудрость Крижанич делил на духовную и мирскую. Духовная мудрость – это богословие. Мирская мудрость – математика, механика, философия.
Философия включает в себя: логику (грамматика, диалектика, риторика, поэтика), физику (изучает все видимые вещи), этику (личная нравственность), экономию (наука о ведении хозяйства), политику (наука об управлении народом).
Андрей Белобоцкий составил комментарии книги известного философа ХIII в. Раймонда Луемия “Великая и предивная наука." Эти комментарии представляли самостоятельное философское произведение. Мир, согласно Белобоцкому создан богом и управляется провидением. Земля шарообразна: она находится в центре вселенной.
Мир делится на 2 части: материальную и духовную. В комментариях Белобоцкого содержатся также некоторые сведения по ботанике, зоологии и др. наукам.
В XVII в. в России начинает распространятся гелиоцентрическая теория Н.Коперника.. Первым ее проводником был Епифаний Славинецкий. Он перевел на русский язык труды Фукидида, Плиния и других философов. В своей книге “Зеркало всея вселенная”, он изложил наряду с геоцентрической и гелиоцентрическую теорию неба, дав математические выкладки годового и суточного движения планет и высказав сочувствие теории Коперника.
Выводы:
1.В рамках первого периода русской философии сформировались три важнейших идейных потока отечественной философской мысли – историософский, религиозный и нравственный.
2. Через Византию впервые в Древнюю Русь начали проникать философские идеи и отдельные произведения античных, византийских и западноевропейских средневековых мыслителей. Наряду с этим передовые русские мыслители в IX-XVII вв. пытались постигнуть судьбы Родины, своими произведениями они стремились содействовать сознанию централизованного русского государства.
3.Этот период явился прологом к дальнейшему развитию русской философии.
II. Русская Ренессанская философия(18 – начало19в.)
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 250 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!