Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учение Г. Гегеля о диалектике



+ билет о Диалектике.

Начну с критики Гегеля. Так, не для всеобщего обсуждения.

Сколь бы высоко ни ставился коммунистической философией Гегель, «открытие» им диалектики является одним из примитивных коммунистических мифов. Диалектику вообще нельзя «открыть» или «изобрести», как нельзя «изобрести» мораль, деньги, рынок и т.п. Как и они, диалектика не относится к тем объектам, которые «открываюся» какими-то индивидами. К «открытию» диалектики Гегель не имеет - да и в принципе не мог иметь - ровным счетом никакого отношения. Гегель участвовал в описании диалектического способа мышления, причем основные черты своего описания он позаимствовал из средневековой философии. Но он так описал этот способ, или стиль, мышления, что получилась довольно злая пародия на реальный стиль мышления.

Гегель, почти полностью позаимствовавший свое теорию диалектики у средневековых авторов, никогда не ссылался на своих средневековых предшественников в области изучения диалектики (и даже спасибо не сказал).

Гегель – тот еще графоман..Цитировать на экзамене Шопенгауэра, конечно, не следует, но все же, чтоб ты знала: Шопенгауэр рекомендовал труды своего коллеги в качестве лучшего средства дебилизации (Гийом нервно курит в сторонке по сравнению с гигантом мысли): «Если вы когда-либо собирались отупить ум молодого человека и сделать его мозги неспособными к какой-либо мысли вообще, то вы не смогли бы сделать это лучше, чем дать ему почитать Гегеля. Дело в том, что эти чудовищные нагромождения слов, которые аннулируют друг друга и противоречат друг другу, ввергают ум в самомучительство в тщетных попытках вообще думать о чем-либо в связи с ними до тех пор, пока, в конце концов, они не саморазрушатся от абсолютной пустоты».

А с тем, кто ему возражал, ссылаясь на очевидные факты, Гегель, как истинный философ отвечал так: «если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов».

Георг Вильгельм Фридрих ГЕГЕЛЬ (1770-1831).

Основные сочинения:

«Феноменология духа», 1807;

«Наука логики», части 1-3, 1812-16;

«Энциклопедия философских наук», 1817;

«Основы философии права», 1821;

Лекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии (опубликованы посмертно).

Создал на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики.

Ее центральное понятие — развитие (идея развития – центральная в гег. Д.) — есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность, понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей), его перехода в отчужденное состояние инобытия — в природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального «объективного духа» (право, мораль и «нравственность» — семья, гражданское общество, государство) и «абсолютного духа» (искусство, религия, философия как формы самосознания духа).

Противоречие — внутренний источник развития, описываемого в виде триады (об этом подробнее чуть ниже).

История «прогресс духа в сознании свободы», последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов.

Как эта мысль виднелась в голове Гегеля:

Гегель, как и многие его коллеги, столкнулся с проблемой определения предмета философии. Гегель заявил, что у философии, в отличие от науки, нет заранее определенного предмета. Предмет исследования науки известен изначально. Наука интерпретируют факты, а затем соотносят полученные выводы с этим исходным материалом. Существование медицины, предполагает существование болезней; зоологии – животных; астрономии – космоса и т.д. Философия же изучает сама себя и ее предмет нельзя установить, не начав философствовать. Ну а, начав философствовать, как свидетельствует пример Гегеля, трудно остановиться…))

Как и Платон, Гегель утверждает, что в основе мироздания лежит идея. Только у Платона идей такое же множество, как и определяемых ими вещей, то у Гегеля идея одна, поэтому он и называют ее Абсолютом или «Богом». Актуализация (самореализация) Абсолюта проявляется через историю (эволюцию). Она же (самореализация Абсолюта) является целью развития (смыслом исторического процесса). А что является движущей силой этого процесса? Синтез двух противоречий идеи и природы (т.е. платоновского мира вещей). Развитие происходит в результате борьбы противоположностей и представляет собой диалектическую триаду: тезис, антитезис, синтез. Синтез вбирает в себя все рациональное, что есть в тезисе и антитезисе, и может, в свою очередь, стать новым тезисом.

Например: бытие (тезис). Попытка дать определение бытию приводит к противоположной идее – идее небытия (антитезис). В итоге две противоположности образуют синтез, в данном случае – становление.

Но Абсолют ни как не связан с миром вещей – это слабое место платоновской теории "двух миров" известно со времен Аристотеля. Спиноза решает эту проблему и объединяя идею («Бога») и природу. Гегель вводит посредника между Абсолютом и историей (т.е. объективной реальностью) в лице «Духа» (мышления). «Дух» –результат диалектического взаимодействия идеи (тезиса) и вещи (антитезиса).

Человеческое мышление («дух») есть проводник, через который абсолютная идея реализуется на практике. Механизм превращения вещи в идею через мышления заключается в том, что мыслить вещь – значит лишить ее чувственного аспекта бытия, превратить в понятие.

В этом заключается отличие Гегеля от Канта: нет феноменов и ноуменов, т.к. категории сознания (единство, причина и следствие...) принадлежат не только чистому разуму (мышлению) но и предметам чувственного мира (объективной реальности). Отсюда и афоризм Гегеля «все действительное разумно, а все разумное действительно».

Он имеет в виду, что мысль – это объективная реальность. Но не обязательно, что способностью мыслить обладает то, о чем мы думаем. С другой стороны, все, что есть в объективной реальности (мире вещей), может стать предметом для мышления. А с точки зрения существования единичного (действительного) и общего (понятия) все единичное содержит общее так же как индивид (единичное), в то же время является и личностью (общее).

Любое понятие нашего разума (т.е. мысль о чем-то) с необходимостью включает в себя диалектическую тираду: всеобщность, единичность, индивидуальность.

Иными словами и более подробно:

Диалектика (в современном, то есть главным образом гегелевском, смысле термина) — это теория, согласно которой нечто — в частности, человеческое мышление,— в своем развитии проходит так называемую диалектическую триаду: тезис, антитезис и синтез.

Сначала — некая идея, теория или движение,— «тезис». Тезис, скорее всего, вызовет противоположение, оппозицию, поскольку, как и большинство вещей в этом мире, он, вероятно, будет небесспорен, то есть не лишен слабых мест. Противоположная ему идея (или движение) называется «антитезисом», так как она направлена против первого — тезиса. Борьба между тезисом и антитезисом продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, которое является третьим диалектическим шагом, называется синтезом. Однажды достигнутый, синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады и действительно становится ею, если оказывается односторонним или неудовлетворительным по какой-то другой причине. Ведь в последнем случае снова возникнет оппозиция, а значит, синтез можно будет рассматривать как новый тезис, который породил новый антитезис. Таким образом, диалектическая триада возобновится на более высоком уровне; она может подняться и на третий уровень, когда достигнут второй синтез.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1356 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...