Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Кантовская диалектика – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка, человеческого разума



Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека.

Великим диалектиком является Гегель (о нем – отдельный ответ), который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. исследовал его в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях, прерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении.

5. Немецкая классическая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. Шло это осмысление в разных формах и разными путями, но проблема была поставлена всеми представителями данного направления философской мысли.

Иммануил КАНТ (1724-1804), немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. В 1747-55 разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755). В развитой с 1770 «критической философии» («Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788; «Критика способности суждения», 1790) выступил против догматизма умозрительной метафизики и скептицизма с дуалистическим учением о непознаваемых «вещах в себе» (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. Условие познания — общезначимые априорные формы, упорядочивающие хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами «практического разума», необходимой предпосылкой нравственности. Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, — категорический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло большую роль в развитии диалектики.

И.Кант начинал как ученый-естественник. С самого начала он не склонен был доверять авторитетам, однако никогда ни на кого беспочвенно не нападал. Он стремился к научному компромиссу.

Докритический период (до 1770) «Всеобщая естественная история и теория неба» - его первая работа, принесшая славу – обосновывалось возникновение Солнечной Системы из газо-пылевой туманности, однако Кант полагал, что газ и пыль были сотворены Богом. Он считал, что все планеты Солнечной Системы были населены разумными существами, причем гениальность зависит от отдаленности от Солнца.

Однако были вопросы, на которые Кант не решался находить ответы. Например, он не знал, как из неживого возникло живое.

Критический период (с 1770). в работе «О формах и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира» Кант впервые упоминает принципы своей системы критической философии.

Основные положения критического периода изложены Кантом в произведении «Критика чистого разума» (1781), в котором он собирался разработать принципы теоретического и практического познания. «Критикой» он называл все, что подвергает критическому рассмотрению догматизм, под которым подразумевал одностороннюю рационалистическую метафизику, начинающуюся с Декарта и до Лейбница. Одновременно он ставил перед собой задачу критически исследовать познавательные способности человека. Эта задача решалась Кантом как в первой «Критике», так и в последующих произведениях — «Критике практического разума» и «Критике способности суждения».

В «Критике чистого разума» Кант выявляет условия, при которых возможны главные формы научного знания. Эта проблема конкретизируется у Канта в следующих трех вопросах: «Как возможна чистая математика?», «Как возможно чистое естествознание?», «Как возможна метафизика как наука?».

Хотя Кант и признавал вслед за Локком, что все наше познание начинается с опыта, но тут же утверждал, что это наше познание не исходит из опыта. «Опыт никогда не дает своим суждениям истинной или строгой всеобщности, он сообщает им только условную и сравнительную всеобщность (посредством индукции)».

Таким образом, по Канту, у познания имеются два источника: эмпирический и априорный.

Первая часть «Критики» подразделяется у Канта на два раздела: на «трансцендентальную эстетику», т.е. учение о чувственности, и на «трансцендентальную логику», т.е. учение об интеллекте. Таким образом, Кант разграничивает чувственное и рациональное, чувственность и интеллект как два основных ствола человеческого познания.

Основной вывод, к которому приходит Кант, состоит в положении, что рассудок диктует законы природе. В этом заключается совершенная Кантом «революция в философии», аналогичная коперниканскому перевороту. Революция, собственно, и заключается в разработке концепта «чистый разум».

Так Кант называет мышление не связанное с органами чувств. В реальности такой разум мог бы быть, если бы мы взяли и отключили у человека с помощью специальной кнопочки «выкл» все ощущения – обаяние, осязание, зрение, слух и вкус. Возникает вопрос: какую информацию содержит (если содержит) чистый разум и возможно ли познание без чувственного опыта? А если возможно, то что мы можем знать вне опыта?

Кант приходит к выводу что мышление не связанное с опытом впадает в противоречия («антиномии»), и производит сущую бессмыслицу.

Происходит это потому, что в области чистого разума каждому утверждению (тезису), касающемуся, например, существования Бога, может быть противопоставлено противоположное утверждение (антитезис). При этом они оба могут быть получены из одних и тех же логических предпосылок и могут быть доказаны с равной степенью «очевидности». Но, согласно логическому закону непротиворечия суждения противоречащее друг другу не могут быть одновременно истинными. Т.е. логически мы можем доказать или опровергнуть любое суждение. Но истинно оно или ложно можно проверить только выйдя за пределы разума т.е практически. Когда такая процедура проверки невозможна разум порождает антиномии.

Кант приводит четыре антиномии, каждая из которых содержит тезис и антитезис.

1) Конечность – Бесконечность:

+ Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве.

- Мир бесконечен и во времени и в пространстве.

2) Простое – Сложное:

+ Каждая сложная субстанция состоит из простых частей.

- Не существует ничего простого.

3) Свобода – Необходимость:

+ Существует свобода

- В мире господствует причинность и необходимость, а свобода невозможна.

4) Бог есть – Бога нет:

+ Существует первопричина Мира (Бог)

- У Мира нет первопричины.

Таким образом, Кант дезавуирует (типа, опровергает) классические доказательства существования Бога, поскольку они относятся к области чистого разума, где параллельно могут существовать с равной степенью очевидности доказательства и того что Бога нет.

Тем не менее, Бога Кант не отрицал.

Кроме чистого разума существует и разум практический, т.е. связанный с опытом. Как же они взаимосвязаны? Практический разум невозможен без чистого: хотя содержание нашего опыта обусловлено нашими чувствами, а его форма привносится мышлением.

Т.е. чистый разум, по сути, есть «операционная система», которая определяет наши возможности восприятия окружающего (объективной реальности). В основе этой «системы» - априорные (предшествующие опыту) категории, которые организуют поток ощущений, преобразовывая их в понятия и суждения. Таких категорий (доопытных условий знания) четыре: количества, качества, модальности, отношения.

Видя, трогая и пробуя на вкус кусочек сахара, мы можем ощутить только такие качества, как белый цвет, твердость и сладость. Но органы чувств не позволяют почувствовать единство кусочка сахара, который объединяет в себе эти качества. Тем не менее, мы воспринимаем кусочек сахара как целостность, а не как набор чувственных качеств. Это целостность не обнаруживается в ощущении, она очевидна лишь для мышления. Каким образом? Благодаря тому, что наше мышление при помощи априорных категорий организует восприятие всей суммы разнообразных ощущений в единое целое.

Следовательно, мы познаем мир так как нам позволяет наше сознание, а не таким, какой он есть на самом деле. Наш разум организует и оформляет восприятие, раскладывая наши представления по определенным полочкам при помощи категорий, таких как пространство, время, причина, качество, количество...

Категории разума субъективны в том смысле, что представляют собой часть нашего аппарата восприятия, но не свойства предметов объективной реальности. В реальности существуют «вещи в себе» (ноумены), которые, хотя и являются причинами наших ощущений, непознаваемы; они не находятся в пространстве и во времени, и поэтому не могут быть описаны категориями разума. Наше знание касается только отдельных, доступных нашему сознанию и восприятию сторон вещей – феноменам.

Таким образом, знание можно разделить на следующие составляющие:

1. Априорное (истины разума) от apriori – абстрактное суждение предшествующее опыту и независящее от него.

2. Апостериорный (истины факта) от aposteriori – конкретное эмпирическое суждение, получаемое в результате опыта (чувственного восприятия).

Апр. знание - условие необходимости, всеобщности и организованности апостериорного знания.

Например, бесконечность не может быть воспринята нами из опыта, ибо любой опыт конечен. Значит, она – априорная форма нашего рассудка, которой мы пользуемся, чтобы упорядочить наши знания.

В таком случае - основанием знания являются положения, носящие всеобщий характер и не возникающие непосредственно из опыта (т.е. основной метод познания - дедукция)…кэп

Априорные условия опыта Кант называет трансцендентальным. То, что находится за границей опыта – трансцендентным. Феномены – трансценденальны. Ноумены – трансцендентны.

Все наше знание начинается с опыта, с работы органов чувств, на которые воздействуют находящиеся вне человека предметы внешнего мира (ноумены, они же «вещи в себе»).

Ощущения, вызываемые действием ноуменов на органы чувств - субъективны и не дают полного знания о сущности объекта, а только о его внешних проявлениях. Поэтому, хотя ощущения и вызываются воздействием «вещей в себе» на восприятие, они всего лишь феномены. Ощущения - не образы (копии), а символы вещей в нашем сознании.

И в заключении о том самом доказательстве существования Бога, за которого пролетарский поэт Иван Бездомный предложил отправить Канта на Соловки.

В его основе лежит понятие «категорический императив». Под этим понимается поведение, которое Кант описывает так: «действуй только по такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь желать, чтобы она стала всеобщим законом, так как будто бы максима твоего действия по твоей воле должна сделаться всеобщим законом природы».

В переводе с кантовского на русский это можно понять следующим образом: поступай так, что бы твое поведение было бы примером для всех. Или, говоря словами Христа: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

Из того факта что люди, в отличие от животных, способны к поступкам которые не приносят им пользу, например, к самопожертвованию ради других, Кант делает вывод о том, что должна существовать мотивация такого поведения. Но, поскольку такое поведение противоречит обыденности, то его мотивы находятся за пределами мира. Таким мотивом является вера в существование бессмертия, высшего суда и Бога, награждающего добродетель и наказывающего зло.

То же самое, но на метаязыке: Понятие Бога и даже убежденность в его наличном бытии могут быть найдены исключительно в разуме, лишь на основе его, и изначально она не может войти в нас "ни благодаря интуиции, ни в качестве послания, исходящего от какого-либо еще более высокого авторитета". Тем самым Кант — в противовес критикам — снова утверждает понимание религии и Бога "в пределах только разума" и на основе его. Попытки критиков противопоставить свою трактовку Бога, обретаемого с помощью чувств, созерцания, откровения, встречают резкое противодействие Канта. Он не отрицает значимости чувств и даже опыта откровения, но утверждает: "Всему должна предшествовать вера разума". Кант делает вывод: "Если, таким образом, оспаривается присущее разуму преимущественное право говорить о вещах, которые касаются таких сверхчувственных предметов, как наличное бытие Бога и будущий мир, то широко открываются двери всякого рода мечтательности, суеверию и даже самому атеизму.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1417 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...