Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Каковы основные компоненты, способы действия (функции) религии, поддерживающие ее факторы?



В развитом виде историческая религия включает в себя, в качестве основных компонентов, соответствующие виды со­знания, деятельности, отношений, учреждений. Религиозному сознанию — мировоззрению, ядром которого является вера в священное, принадлежит определяющее положение в рели­гии. Религиозное сознание ценностно и эмоционально насы­щено, чувственно наглядно, символично, диалогично. В рели­гиозной деятельности различаются культовая и внекультовая (теоретическая, пропагандистская, политико-организационная и т. д.) составляющие. Важнейшее дело религиозной жиз­ни — культ — проходящее в форме ритуала взаимодействие со священной реальностью, в котором актуализируются ее симво­лы и события (миф). Религиозные отношения включают в себя отношения к явлениям сакрального мира, а также профанного, поскольку они соприкасаются с сакральным (например, в по­вседневном обращении к нормам религиозной морали). Рели­гиозные учреждения в своей совокупности образуют церковь (в широком смысле слова), основной организационной единицей которой является религиозная община. Типичным для церкви является строго иерархическое устройство, специализация, раз­деление верующих на клир и мирян.

Основные способы действия (функции) религии, как выте­кает из приведенных выше ее характеристик, следующие. 1. Религия дает ценностные мировоззренческие ориентиры, связывающие частное бытие с абсолютным началом и компен­сирующие недостатки существования. 2. Она освящает опреде­ленные установления, порядки, критерии, утверждая их безу­словную легитимность (законность). 3. Регулирует формы пове­дения и общения, организует социальное время и пространство, соотнося их с явлениями священной реальности. 4. Религия интегрирует достижения различных областей деятельности, способствует сохранению и, в определенной степени, развитию культуры. Религиозный способ утверждения жизненных устоев и культурного строительства имеет свои границы, обусловлен­ные тем, что приверженцы тех или иных вероучений склонны придавать исключительную, сакральную ценность именно их канонам; не отвечающие им установления обесцениваются, делегитимизируются.

Главные факторы человеческого существования, поддерживаю­щие религиозность, распределяются по трем большим разрядам. Первое — личностно-экзистенциальные факторы: конечность ин­дивидуальной жизни, ответственность за самоопределение, за лич­ный ценностный выбор; стремление к самоутверждению, к идеа­лу; одиночество, страдания от потери близких, потребность в об­щении и т. д. Второе — явления природного и социального порядка: разрушительная и созидательная сила природы, ее мощь, упорядоченность и красота; отчуждение в обществе; значимость социальных норм, мнений, настроений, традиций и т. д. Тре­тье — познавательно-психологические причины: ограниченность чувственного и рационального познания; ценностный характер знания; интуиция, воображение, образность и диалогизм мышле­ния, абстрагирование и олицетворение и т. д.

138. Что такое мораль (нравственность) и каковы ее основные понятия?

Исследованию морали в философии посвящен специаль­ный раздел — этика. Мораль (нравственность) — это сущност­ная составная духовной жизни личности и общества. Важней­шее отличительное качество морали состоит в том, что опреде­ляющим в ней является действие обобщенных требований (норм, принципов), выработанных в культуре, исполнение ко­торых выступает как долг (обязанность) личности перед вы­сшим началом в себе, идеалом личного совершенства, перед «Я-должный». Такая обязанность есть нравственный долг; сле­дование ему повышает человеческое достоинство, нарушение долга — понижает. Мораль не образует отдельной области ду­ховной деятельности. Нравственной оценке подлежат любые человеческие намерения, стремления, поступки и отношения. Никакая организация, никакое официальное лицо не имеет преимущественного права в вынесении моральных санкций, поскольку в морали в конечном счете каждый отвечает за себя. Поэтому лучше называть мораль не одной из сфер, а одним из измерений духовной жизни, одним их необходимых путей са­моосуществления, самосовершенствования, самоуправления че­ловека, поддержания и регулирования отношений между людь­ми. В этике иногда проводится различие между моралью и нравственностью. Тогда к морали чаще всего относят соответ­ствующие общественные требования в их нормативно-идеаль­ной форме, а к нравственности — практику исполнения долга перед собой в личной и общественной жизни. В отечественной этике сейчас преобладает взгляд на эти две стороны этическо­го как равноценные и теснейшим образом переплетенные. По­этому слова «мораль» и «нравственность», а также их произ­водные употребляются, в том числе и в данном тексте, в каче­стве взаимозаменимых.

В общественном плане мораль выступает как нормативная система наряду с правом, обычаем, религией и т. д. Специфи­ка морали хорошо выявляется в сопоставлении ее с правом. Во-первых, нормы морали действуют, когда личность предъяв­ляет их себе, контролирует и оценивает их исполнение. Как говорят этики, в личности субъект и объект нравственной нор­мы совпадают. В праве предъявление норм (законов) и конт­роль за их исполнением осуществляются особым институ­том — юридическими органами государства, а действие законов распространяется на все общество. Здесь субъект и объект нормы не совпадают. Правовой авторитет зависит от официального положения человека. Моральное влияние (авторитет) человека определяется тем, насколько он сам нравственен. Как говорится у Роберта Бернса:

Король лакея своего

Назначит генералом,

Но он не может никого

Назначить честным малым.

Во-вторых, моральная норма есть обобщенно-ценностное требование, предполагающее дистанцию между должным (иде­альным) и сущим. Применение нормы к конкретным условиям есть дело личного творчества. Правовая норма предусматривает реальные возможности и конкретные условия ее выполнения. В-третьих, моральные санкции — преимущественно внутрен­ние, духовные, а право опирается на меры внешнего принуж­дения, включая физическое. При всем различии между мора­лью и правом они способны дополнять и поддерживать друг друга. Наиболее значимые для обеспечения человеческого су­ществования требования — не убий, не кради, не лги, не пре­любодействуй, не оскорбляй и др.— нормативно закрепляются, хотя и по-разному, моралью и правом.

Добро как высшая нравственная ценность есть благо, соединенное с особого рода долженствованием. Различаются добро-цель (абсолютное, безусловное добро) и добро-средство, способствующее достижению добра-цели. Безусловное добро есть высшее благо, к которому ты должен направлять себя, руководствуясь определенными требованиями к себе. Можно сказать, что добро есть обязывающее благо, требующее исполнения долга перед собой — учреждения внутреннего закона и соблюдения его. В морали человек совершенствуется, устанавливая расхождение между сущим (реальным, наличным состоянием, непосредственными обстоятельствами) и должным (идеальным), делая свой выбор таким образом, чтобы отдалиться от недолжного и приблизить сущее к должному. Зло есть отдаление от добра, недостаток добра — выбор в пользу недолжного.

Нравственным центром личности является совесть, кото­рую Аристотель называл «внутренним судом». Образно гово­ря, совесть — это «Я-должное, идеальное», воздействующее на «Я-сущее, реальное». В этом воздействии объединяются волевые, интеллектуальные, эмоциональные силы человека. В процессе формирования и совершенствования совести индивид осваивает общественные нормы и идеалы, расширяет личную автономию, свободу, принимая обязательства по от­ношению к себе в перспективе всей своей жизни. Развивают­ся добродетели — нравственно положительные качества чело­века: справедливость, мужество, умеренность, гуманность и т. д., идет борьба с нравственно отрицательными качества­ми — пороками: несправедливостью, малодушием, невоздер­жанностью, бесчеловечностью и т. д. Совесть актуализируется, становится активной в условиях морального конфликта, когда надо делать ценностный выбор между сущим и должным, не­должным и должным, а обстоятельства затрудняют достиже­ние должного. Она склоняет личность к исполнению мораль­ного долга, выносит оценки намерениям и поступкам (нака­зывает или поощряет), соизмеряя сущее с должным.

В отношениях между людьми наиболее общим нравствен­ным требованием издревле считается так называемое золотое правило. Его «отрицательная» формулировка: «Не делай друго­му того, чего не желаешь себе», «положительная»: «Поступай по отношению к другому так, как бы ты хотел, чтобы поступа­ли по отношению к тебе». Золотое правило обязывает практи­чески признавать принципиальную равноценность тебя и дру­гого, соотнесенность твоего достоинства и достоинства другого человека. Тем самым в отношениях между людьми утвержда­ются основания справедливости — применения адекватной ценностной меры. Кроме того, это правило устанавливает не­обходимость соединения сущего («не делай», «поступай») и должного («как (не) желал бы»).





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 291 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...