Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Какую роль сыграла Реформация в духовной жизни европейского Возрождения?



Важнейшим событием в духовной жизни европейского Воз­рождения XVI в. была Реформация. Реформация кладет в основание христианства оппозицию религии церкви. Система отпущения грехов, принятая в католицизме, ярко осветила чу­довищное противоречие между истинной христианской верой и церковью. Религиозная вера требует глубокого и полного раскаяния в качестве непременного условия для прощения грехов, церковь — денег в качестве эквивалента раскаяния. С 31 октября 1517 г., когда молодой немецкий монах М. Лютер прибил к дверям Виттембергской церкви свои тезисы, начина­ется оппозиция религии католической церкви, т. е. Реформа­ция. Крупнейшими реформаторами церкви стали Мартин Лю­тер (1483—1546) и Жан Кальвин (1509—1564). Основное, что отрицается ими в католицизме,— это доктрина «добрых дел», оправдание посредством действий. Любое из человеческих дей­ствий может быть чисто внешним поступком, не только не по­лезным, но даже пагубным для спасения души. Религиозный подвиг состоит в нравственном возрождении каждого христиа­нина, в очищении личной верой в Христа. «Sofa fide» — только искренняя вера, жертва собственным эгоизмом, может дать че­ловеку блаженство и спасти его душу. И Лютер, и Кальвин, и Цвингли солидарны в утверждении этого постулата, в вере в Священное писание, учение апостола Павла, августинизм, в необходимость очищения культа. Различия между ними воз­никают лишь в трактовке божественного предопределения и решении вопроса о действительном присутствии Христа в при­чащении.

Но больше всего дух Реформации отличается от духа като­лицизма в отношении взглядов на человеческое достоинство и свободу, на значение поступков человека в определении его судьбы. С точки зрения католицизма человеческая природа, хотя и испорчена грехом, внутренне стремится к добру и человеческая воля свободна в этом стремлении к добру. Грех — это не бремя, а человеческая слабость, требующая понимания, а церковное причастие может спасти даже грешников. Кон­цепция Лютера лишает церковь ее власти и передает ее индивиду. Индивид на свой страх и риск принимает нечто за истину, делая обретение истины прерогативой веры, а не разума. Одна вера, без всяких дел превращает человека в благочести­вого, блаженного и свободного. Личный выбор утверждается протестантизмом в качестве обязательной, непреложной исти­ны, порождая жажду действия в мире. Поскольку, с точки зре­ния протестантов, Бог заранее предопределяет одних людей к вечной жизни, а других — к вечному проклятию и спастись можно только искренней верой и любовью, то участие в делах мира и государства не может повредить религиозному блажен­ству. Скорее победа над миром должна быть совершена путем решения его задач, самоотверженной и беззаветной работы, направленной на духовное очищение человека,— в этом и за­ключается путь к блаженству. Человек свободен относительно мира и уполномочен сам решать свои задачи. В этом плане учение Лютера — один из источников политической и духов­ной свободы современного западного общества. Негативный аспект этой свободы — изоляция и бессилие человека, так как, по мнению протестантов, человек по природе своей порочен и не может по собственной воле выбрать добро. Лютер утвер­ждает «рабство воли» человека либо у Бога, либо у дьявола. Воля человека свободна лишь по отношению к существам, ко­торые стоят ниже него. Протестантский импульс сыграл также колоссальную роль в философских судьбах Европы. Движение протестантской мысли включало в себя, с одной стороны, борьбу против разума, сращенного с верой, и, с другой стороны, борьбу против веры, сращенной с разумом. Это порождало необ­ходимость еще раз пересмотреть вопрос о природе веры и при­роде разума и их соотношении. Необходимо было найти но­вый способ автономии разума, который был бы в то же время способом присутствия Абсолюта в сознании человека. Эта за­дача была решена Декартом. Поэтому, вероятно, можно ска­зать, что истоки европейского рационализма религиозны.

Утверждающееся новое мировоззрение порождает контрре­формацию — идеологическое и политическое контрнаступление католической церкви. В 1542 г. папа Павел III благословил святую службу — суд Инквизиции, которая стала рассматривать все дела, связанные с вопросами веры. Усилению католической реакции особенно способствовал Тридентский собор (1545—1563), предавший анафеме учения протестантов, введ­ший церковную цензуру, ужесточивший церковные правила. В целях борьбы против распространяющегося протестантизма был создан в 1540 г. И. Лойолой орден иезуитов, полностью порвавший с традициями августинизма в католической церкви. Гонениям подвергаются не только выдающиеся мыслители Возрождения (Д. Бруно, Т. Кампанелла), но и многие простые люди — в Европе разворачивается охота на ведьм, в прямом и переносном смысле этого слова.

Такова эпоха Возрождения. Титаническая по своим куль­турным достижениям и замыслам и полная суеверий, авантю­ризма, апокалиптических пророчеств, хилиастических ожида­ний, глубоких социальных конфликтов и потрясений.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 261 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...