Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В чем состоит рационализм философии XVII в. ?



XVII столетие называют веком разума, поскольку тогда ценность рационального начала становится первостепенной. Главные факторы возвышения разума: 1) кризис Возрождения с его художественно-практической направленностью; 2) рас­пространение и упрочение протестантизма, ориентированного на целерациональную деятельность; 3) успехи естествознания и его технического использования, механика и математика века превзошли достижения прежних эпох; 4) подъем товарно­го производства, особенно мануфактурного, становление инду­стриального общества, ускорившееся в результате религиозных войн и революций XVI—XVII вв. в Нидерландах и Англии.

Философия XVII в., утверждающая рационализм, является основополагающей для классической философии Нового вре­мени от Фр. Бэкона до Гегеля (XVII в.— перв. треть XIX в.). Различаются три основных значения рационализма примените­льно к философии XVII в. Во-первых, рационализм, который можно назвать философско-мировоззренческим, определяю­щий ценностную доминанту философии эпохи, ее рационали­стический оптимизм. В таком понимании рационализм проти­востоит философско-мировоззренческому пессимизму. Во-вто­рых, гносеологический рационализм в широком смысле, развивающий мировоззренческий рационализм в сфере позна­ния и противостоящий гносеологическому иррационализму. В-третьих, рационализм гносеологический в узком смысле, в соответствии с которым ведущая роль в познании принадле­жит доопытным рациональным структурам сознания и дедук­ции. Рационализм в этом смысле противостоит эмпиризму, со­гласно последнему, первенство в познании принадлежит эмпи­рическим данным и индукции. Рационализма в первом и втором значении придерживались почти все крупные фило­софы XVII в. (яркое исключение — Б. Паскаль). Рационализм в третьем значении («континентальный рационализм») отлича­ет главным образом философов континентальной Европы (Р. Декарта, Б. Спинозу, Г. Лейбница). Философы Британских островов (Фр. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) придерживаются эм­пиризма («островного эмпиризма»).

Философско-мировоззренческий рационализм основывается на убеждении в том, что в мире есть установленная Богом благая закономерность, которую человек, опираясь на свой разум, оснащенный научным методом, способен раскрыть и поставить на службу целям совершенствования окружаю­щей его действительности. Рационалистическая онтология рассматривает универсум как упорядоченную совокупность устойчивых, воспроизводимых компонентов и связей между ними. Для большинства философов XVII—XVIII вв. Бог оста­ется Абсолютом, внеприродным Высшим началом. Однако сама идея Бога меняется. В философских кругах распростра­няется деизм (от лат. Оеш — Бог) двух видов: этический и ме­тафизический. Бог рассматривается в рамках «естественной религии», или «религии разума», с серьезными отклонениями от официального церковного канона. По учению этического деизма, Бог — Высшее существо, гарант справедливости, по­читание которого и исполнение нравственного закона совер­шенствует личность и дает надежду на спасение. В метафизи­ческом деизме Бог выступает в качестве разумного устроителя Вселенной. Он, как искусный мастер, сконструировал ее ме­ханизм по определенным принципам и законам и привел его в движение. Философы склоняются к механицизму в понима­нии мира. Проблема универсалий трактуется преимуществен­но с позиций концептуализма, близкого к номинализму. Вме­шательство Бога в земные дела сводится к минимуму. Он да­лек от образа любящего, страдающего, спасающего Христа. Личное молитвенное общение с ним невозможно. Человек оставлен один на один с миром. Но он может познать этот мир и усовершенствовать его. Идеал человека сближается с образом ученого-естествоиспытателя, теоретика и практика, познающего мир и способного технически, рационально его усовершенствовать с помощью методически заостренного ра­зума. Рядом с ним ставится образ предпринимателя-буржуа: индивидуально ответственного, нравственно строгого, само­стоятельного, образованного, трудолюбивого, предприимчиво­го, практичного, действующего целерационально. Рациона­лизм XVII в. прочно соединен с индивидуализмом. Значи­мость гносеологического рационализма XVII в. обусловлена тем, что в это время центр философских интересов перемещается с онтологической проблематики к гносеологической. «Зна­ние — сила!» — повторяет Фр. Бэкон слова своего средневеко­вого предшественника Р. Бэкона. «Над природой властвуют, подчиняясь ей». Рационалисты склонны усматривать в истине выявление Божественного строя мира по принципу: «Порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей». Истина кажется абсолютной, вечной, универсальной, общезначимой; она скорее открывается индивидуальному сознанию, освобо­дившемуся от предрассудков толпы. Познающий индивид, по­добно верующему в протестантизме, видится наедине с миром и Богом. В разуме особую ценность приобретает его созидатель­ная (а не умозрительная, как в античности) сила, способность логически структурировать, конструировать, давать последова­тельное приращение знания. Именно вера в то, что люди мо­гут совершенствоваться, опираясь на самовозрастающий ра­зум, питает рационалистический оптимизм. Овладеть механиз­мом этой способности, разработав правильный метод, считается делом чрезвычайной важности. За образец берутся точно-научные методы. Моделью весьма часто служат «Нача­ла геометрии» Евклида — пример того, как из нескольких простых и очевидных положений, с помощью строго последо­вательных и воспроизводимых операций, производятся все более сложные построения. Р. Декарт, создавая свой метод, утверждает, что философы прежних времен не построили ме­тодологически выверенного фундамента для здания науки, эта работа только начинается. Из таких представлений в XVII в. зреет не характерное для прошлых времен чувство превосход­ства своей эпохи над предыдущими, идея Нового времени. Луч­шее видится не позади, а впереди.

В понимании общества развивается антропологизм: социум объясняется из человеческой природы, носителем которой счи­тается индивид. Распространяются концепции естественных прав, общественного договора, общественного состояния. Уве­ренность в благой силе индивидуального, разума, подкрепляе­мая протестантизмом, способствует формированию идей либе­рализма. В соответствии с ними считается, что деятельность человека, существа свободного и разумного, преследующего свои частные интересы, приводит к увеличению индивидуаль­ного блага и общественной пользы; основное назначение госу­дарства — обеспечить с помощью закона права граждан на жизнь, свободу, частную собственность.

В качестве главной задачи философии выдвигается разработка и обоснование методов правильного, плодотворного мышления, распространение его на различные области знания. В частности, язык понимается рационалистически, по сути, как инструмент внешнего выражения мысли. В целом художественно-практиче­ская парадигма культуры меняется на научно-практическую (ме­ханико-математическую для XVII в.).





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 535 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...