Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В чем состоит специфика гуманизма эпохи Возрождения?



Гуманизм эпохи Возрождения зарождается вне университе­тов — наследников схоластического типа учености — в литера­турной среде. Начало гуманистического периода связано с творчеством великого итальянского поэта Ф. Петрарки (1304—1374). Своим памфлетом «О своем и чужом невежестве» Петрарка задал программу критики всей системы средневеко­вого философского знания. Философские тексты впервые ста­ли объектом критического историко-филологического исследо­вания, а не вневременным источником авторитетных цитат. Внимательно изучается античная культура, вырабатываются методы исторической и филологической критики античных текстов, создается литературный латинский язык. Для гуманиз­ма Возрождения характерен культ языка: высоко ценится пра­вильная тональность и изящество речи, богатство языка и вир­туозность раскрытия возвышенных тем. В культе языка, как показал А. Ф. Лосев, проявляется практически-жизненная на­правленность возрожденческого гуманизма.

Гуманисты создали новую систему ценностей, важное место в которой занимают стремление к славе, гимн красоте человече­ского тела, принятие радостей земного существования, культ наслаждения и пользы. Антропология становится подлинной царицей наук. Человек рассматривается как неразрывное един­ство бессмертной души и смертного тела. Духовное и материа­льное, небесное и земное — равноправные начала в человеке. Осуществление человеком своего высокого назначения требует следования своей природе — абсолютно греховной по меркам аскетического средневекового нравственного идеала. Для осу­ществления заложенной Богом возможности к совершенство­ванию человек должен предпринимать титанические усилия, став художником-творцом своей жизни. Поэтому и совпадают в понятии «humanitas» значение культурной деятельности, на­учно-литературных занятий и значение того, что мы именуем «человечностью», выделяющей человека из мира природы. Творчество как исключительная характеристика Бога перено­сится на человека, что ведет к обожествлению человека.

Трактат Лоренцо Баллы «Об удовольствии или истинном благе» — манифест гуманистической этики Возрождения. Под видом стоицизма Балла критикует средневековый аскетический моральный идеал. Монашеские обеты бедности, безбрачия, по­слушания, по мнению. Баллы,— лишь проявления рабского страха перед наказанием, признаки нравственной неустойчивости личности. Правильное пользование деньгами, брак, разум­ное пользование свободой — не меньшие добродетели, чем бедность, безбрачие, послушание, 'и столь же спасительны для человека. Высшее благо человека — удовольствие или счастье, а источник наслаждений и нашей способности к ним — Бог. Сопоставляя эпикурейскую и христианскую этику, Балла при­ходит к выводу об их сходстве в самой своей основе — стрем­лении к наслаждению — и различии лишь по содержанию нравственных предписаний. «Не к добродетели, а к удовольст­вию ради него самого должны стремиться как те, которые хо­тят наслаждаться в этой жизни, так и те, которые желают этого в будущем»,— пишет Балла. Преимущество эпикурейской этики он видит в логической обоснованности и развитости по сравнению с немотивированностью христианской этики. Осно­вой моральной деятельности человека является, по мнению Лоренцо Баллы, чувство самосохранения и вытекающее отсюда стремление к наслаждению. Поэтому безнравственных наслаж­дений не существует, а высшее благо — наслаждение от поло­жительного удовольствия, а не эпикурейское спокойствие духа. Он жалеет, что у человека всего 5, а не 500 чувств для получе­ния самых разнообразных наслаждений. Радость — приправа к самой жизни, которая, будучи лишена этого, кажется глупой и малоприятной.

Философской основой гуманистического периода является платонизм и очищенный от схоластических искажений аристотелизм. Ярким представителем оппозиционного томизму ла­тинского аверроизма стал Пьетро Помпонацци. Его «Трактат о бессмертии души» (1516) явился выдающимся событием фи­лософской жизни Италии XVI в. Обоснованный в трактате вы­вод о смертности индивидуальной души и отрицание ее творе­ния непосредственно Богом разрушали незыблемые опоры христианского персонализма. По мысли Помпонацци, убежде­ние в бессмертии души лишь понижает уровень нравственно­сти человека, так как в этом случае человек поступает нравст­венно только из страха перед вечными мучениями, а страх противоречит самим основам добродетели. К Аристотелю апел­лирует Помпонацци и в трактате «О причинах естественных явлений или чародействе» (написан в 1520 г., впервые опубли­кован уже после смерти Помпонацци в 1556 г.). Помпонации отрицает существование и демонов, и ангелов, считая, что так называемые «чудеса» не противоречат природе и могут полу­чить естественное объяснение. Чудеса, не поддающиеся рацио­нальному объяснению, есть результат творчества умных поли­тиков, придумавших их для воспитания народа.

Главным центром гуманистической мысли была Северная Италия, но гуманистическое движение в той или иной мере охватило всю Европу, приобретая в каждой стране своеобраз­ные оттенки. Большую роль в развитии Северного Возрожде­ния сыграли яркие и разносторонние личности Эразма Роттер­дамского (1469—1536) и Томаса Мора (1478—1535). Эразм Рот­тердамский или Дезедерий поставил гуманизм на службу реформе церкви. Основной мотив творчества Эразма — макси­мальное выявление морального содержания христианства, воз­рождение подлинного духа и простоты истины первых веков христианства. Используя методы филологической и историче­ской критики, Эразм осуществил новый латинский перевод Нового Завета. Он сближал античные и христианские мораль­но-философские идеалы — так, Сократ был им фактически приравнен к Христу. Ратуя за перевод Священного писания на народные языки, Роттердамец подготавливал идейную почву для приближающейся Реформации. Блистательный антисхола­стический, сатирический памфлет «Похвала глупости» снискал ему в наше время имя «Вольтера XVI века». В этом произведе­нии Эразм бичует схоластический формализм, догматическую религиозность, которые ставят букву христианского учения выше духа. Глупость есть также свидетельство самопротиворе­чивости человеческой природы. Выражая иррациональность жизни, глупость делает приятным человеческое общение; она, сама того не желая, сохраняет исходные ценности христиан­ской веры, хотя и в искаженном виде. Весьма важным аспек­том философской деятельности Эразма стала его полемика с Лютером вокруг фундаментальной для того времени пробле­мы свободы воли.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 309 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...