Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Расцвет культуры Возрождения или Ренессанса приходится на XV—XVI вв. Во всех странах Возрождение было связано с переходом от деревенской к городской культуре и характеризовалось освобождением человеческого разума от незыблемых догм, расширением свободы индивидуальной деятельности и опорой на древние авторитеты, будь то античность среднего и классического типа или раннее христианство.
Западное Возрождение как новый образ жизни и новое мировоззрение, на поверхности выступавшее как антипод средневековой культуры, на деле синтезировало ее достижения с достижениями античной культуры.
Обрисуем кратко приметы времени, исторической ситуации XV—XVI вв. В социально-политическом плане это период складывания национальных государств и абсолютных монархий в Европе (первым таким абсолютистским государством стала Испания), глубоких социальных потрясений и религиозных войн — Крестьянская война в Германии, религиозные конфликты во Франции, Реформация и Контрреформация. В последней четверти XV в. активно распространяются мессианские пророчества о конце света, знамения прихода Антихриста.
Изобретение книгопечатания, компаса, телескопа привело к невиданному прежде расширению исторических, географических и космографических представлений о человечестве и Вселенной. Особую роль здесь сыграло обращение гуманистов к античным текстам, искусству, философии, к открытому в ходе крестовых походов Востоку и открытие X. Колумбом Нового Света (1492 г.). Ломке космографических представлений европейца этого периода способствовало гелиоцентрическое учение Николая Коперника, давшее опровержение того представления о мире, которое дают наши органы чувств.
Три страны в XV в. определяют общеевропейскую ситуацию — Италия, Нидерланды и Испания. По образному выражению X. Ортеги-и-Гассета, «из Нидерландов по всему континенту разлетелись семена новой религии, из Италии — зерна новой науки, из Испании пришла современная идея Государства». Во всем чувствовалось приближение «новых времен», «обновление» идей, жизни, верований.
Философия этой эпохи столь живо связана с понятийными наработками поздней схоластики, с одной стороны, и новыми научными открытиями — с другой, что это дало основание таким крупным историкам философии, как Г. В. Гегель и В. Виндельбанд, отказывать философии Возрождения в оригинальности и самостоятельности. По мнению Гегеля, философия Возрождения лишь заключительный этап в развитии средневековой философии, а Николай Кузанский — средневековый философ. В. Виндельбанд, напротив, считает философию этого периода подготовительным этапом к философии Нового времени, в ходе которого фантастическое созерцание природы сменяется ее математически-механистическим пониманием.
Тем не менее можно выделить три черты, которые задают типологическое единство философии Возрождения и позволяют обосновать ее специфику и самостоятельность,— это утверждение пантеизма в качестве господствующего мировоззрения, открытие человеческой индивидуальности и эстетический характер антропоцентризма эпохи Ренессанса.
Пантеизм философии Возрождения тяготел к отрицанию божественного творения, к обожествлению природы и отождествлению ее с Богом. Причем речь шла именно о пересмотре философского содержания понятий «природа» и «Бог». Бог философии Возрождения лишается свободы, он «со-вечен» миру, а в конце данной эпохи в натуралистических концепциях Джордано Бруно и Бернардино Телезио сливается с законом естественной необходимости. Уже в Кватроченто (XV в.) делает первые шаги то, что получило в дальнейшем название натуральной религии. Сам Николай Кузанский намекал на ее возможность. По мнению Кузанского, принципы всех религий в конечном счете одинаково истинны, так как Бог — непознаваем, а все наши идеи о нем — лишь проекции конечного человеческого разума и имеют под собой единую натуральную религию. Николаю Кузанскому принадлежит изречение: «Я применил разум, дабы обнаружить евангельскую истину даже в Коране». С этой религиозной терпимостью, открытостью различным вариантам теологических учений покончит только протестантизм.
Природа трактуется философами Ренессанса как божественное, одушевленное, наделенное всеми необходимыми силами первоначало вещей. Природа — прекрасна, полна скрытой гармонии, пронизана «током любви», а человек связан с ней «брачными узами» и способен «к познанию тайн природы путем подражания ей в творении». Последнее и составляет предмет «естественной» или «натуральной магии». Природа как прекрасный облик божественного вновь становится между человеком и Богом.
Философия Возрождения существует как бы на водоразделе двух миров, двух форм жизни — христианства и язычества. Люди, которые олицетворяют для нас дух Ренессанса, как бы путешествуют от одной формы жизни к другой. И чародей Пико делла Мирандола, и самый показательный художник Возрождения Боттичелли начинают с crescendo земной суеты и культа светской жизни и приходят к грусти и опустошенности. Сама человеческая индивидуальность, открытая гуманистами Ренессанса, состоит в непрерывном движении — выборе и творческой изобретательности, самореформировании посредством «неподражательного подражания». Чувство исторической дистанции определяет новое отношение мыслителей Возрождения к античности. Человеческая индивидуальность утверждается посредством непрерывного движения от одного культурного образца к другому и развития в себе «человеческих» качеств, преимущественно эстетического характера. Высоко ценятся в гуманистической среде такие качества, как изысканность вкуса, красота слога, утонченное отношение к жизни, способность вызывать расположение и симпатию. Гуманизм данной эпохи отличается прежде всего эстетической, а не нравственно-этической направленностью.
Происхождение термина «гуманизм» связано с понятием humanitas (букв.: человечность). Это слово Колюччо Салютати и Леонардо Бруни нашли у Цицерона и видели в нем наилучшее определение отличия своего времени от Средних веков. Они понимали его как такое «свойство человека, которое определяет человеческое достоинство и влечет к знанию». Слово и его автор должны отвечать за себя, мерилом знания является конкретная личность. Studia humanitatis (букв.: гуманитарные студии) — так назывался комплекс гуманитарных дисциплин, способствующих воспитанию человеческого в человеке. К их числу относились риторика, грамматика, история, поэзия, этика и философия как сердцевина этих наук. «Нет образованного человека без осведомленности в изящной словесности; но без посвященности в философию нет человека»,— писал Пико в письме Эрмолао Барбаро. Изучение этих дисциплин предполагало обязательное знакомство с греческими и латинскими авторами. В гуманистической среде ценили умение делать всем известное как бы новым и незнакомым. В этом плане Возрождение — это не ветхозаветная идея «подражания» и не новоевропейская идея «изобретения», а их сопряжение через «variete» (разнообразие), позволяющее рифмовать себя с античностью как культурным образцом.
Философия Возрождения -» антропоцентрична, в отличие от космоцентризма античной и теоцентризма средневековой философии. Гуманисты Возрождения ставят человеческую индивидуальность, личность как творца собственной жизни и судьбы в центр своего мировоззрения. Наиболее ярко привилегированное положение человека перед лицом не только материального, но и духовного мира обрисовано у Пико в речи «О достоинстве человека». В отличие от всех других творений человек сам распоряжается своим моральным обликом. Идея человека как «славнейшего мастера и скульптора» самого себя прибавляет новый элемент к базовой идее христианской антропологии — идее богоподобия. Образ Божий — это не дар, а подвиг, который человеку еще предстоит совершить: он должен быть осуществлен самим человеком. Свет человеческой свободы стоит выше всякой природной необходимости и превосходит ее. Этот факт — недетерминированность человеческого бытия — поднимает человека даже выше ангелов. Так как ангелами и небесными силами их природа и совершенство были восприняты раз и навсегда от Бога. Человек же достигает совершенства самостоятельно на основании своей свободы.
Этая идея требует новой формы «индивидуализма», так как предполагает, что не только человеческому роду в целом, но и каждому отдельному индивиду не может быть предписана никакая детерминированная позиция в царстве духа: эту позицию мы должны искать самостоятельно. Человеку отказано в безопасности однообразного существования, он вечно должен искать и находить свой собственный путь. Этот выбор несет с собой постоянную опасность падения, ошибки, но без него, без непрекращающегося творения самого себя, человек не выполнит своего высокого предназначения быть человеком. Соответственно меняется и отношение гуманистов к греховности человека. Человеческая греховность — обратная сторона его величия. Человек ни в добре, ни в зле не является существом завершенным; перед ним всегда открыт выбор и к добру, и ко злу, и он — в его власти. Прекращение этого процесса невообразимо, потому что оно равно отрицанию человеческой природы. Поэтому человек не является ни постоянным совершенством добра, ни безнадежной добычей греха. После падения всегда возможен подъем, и наоборот.
Раскрыть гармоническое единство божественного и природного, небесного и земного в человеке — вот та задача, которую призвана была решить философия Возрождения. Высшая цель ее состоит даже не в синтезе различных философских концепций, а в их сосуществовании в многообразии, постоянном вопрошании, в котором любая философская концепция начинает звучать по-новому и в котором не может быть конечного ответа. Такая цель не могла быть достигнута средствами логического дискурса, она требовала синтетичности и цельности художественных образов. Поэтому философские сочинения данной эпохи — это скорее произведения искусства, чем логические компендиумы поздней схоластики или естественно-научные трактаты Нового времени. Отметим, что живопись многими представителями Ренессанса относилась к науке и даже к философии (Леонардо да Винчи).
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 247 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!