Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Является ли неоплатонизм основой всей философии Возрождения?



Основателем ренессансного неоплатонизма является самый крупный и самый оригинальный философ Возрождения Нико­лай Кузанский. Существует как минимум два взгляда на ренес-сансный неоплатонизм. Сторонники «расширительной» трактов­ки (например, А. Ф. Лосев) считают неоплатонизм основой всей философии Возрождения и сводят к нему большинство других явлений философской жизни Ренессанса. Напротив, сто­ронники «узкого» взгляда на неоплатонизм (А. X. Горфункель) считают его одним из этапов становления ренессансной мысли, с предшествующим ему этапом гуманизма. Философы этого пе­риода решали онтологические проблемы, и особенно центральную проблему соотношения Бога и мира, с неоплатоническихпозиций. Неоплатонизм оказался подходящей основой для воз­рожденческой философии, так как давал живое ощущение бо­жественности природы и человеческого восхождения к высше­му, идеальному миру как вполне достижимой красоте. Исходя из неоплатонического учения об эманации (букв.: «истечении») и иерархического строения мира, Кузанский развил три глав­ные, диалектические идеи своей философии: концепцию «уче­ного незнания», учение о совпадении противоположностей в бесконечности и структурно-математический метод.

Концепция «ученого незнания» подчеркивала сложность и противоречивость процесса познания мира и Бога, невозмож­ность выразить полноту истины в терминах схоластической формальной логики. Кузанский окончательно утверждает апофатическое или отрицательное богословие как единственно воз­можный способ постижения Бога, в противовес господствовав­шей в Средние века «положительной теологии». Бог- — сверхсубстанциален, бесконечен, в нем совпадает бытие и творение, абсолютный минимум и абсолютный максимум, он стоит выше всякого утверждения и всякого отрицания. Бог мыслится как нечто более совершенное по сравнению с природой, но состав­ляющее ее разумное основание. Сам Бог лишен у Кузанца ка­ких-либо антропоморфных черт и именуется «неиное», «бы­тие-возможность», «сама-возможность». Это отнюдь не Бог-лич­ность христианства и не аристотелевский Ум, дающий первотолчок Вселенной, а бесконечное единое начало, заключа­ющее в себе все противоположности. Познается оно посредст­вом особого способа познания — «ученого незнания».

«Соразмеряющее сравнение» от известного к неизвестно­му — основной путь познания конечного — неприложимо к по­знанию полноты божественной истины, так как не бывает со­размерности между бесконечным и конечным. Наука «незна­ния» отказывается от дискурсивного разума, мыслящего в границах противоположного и раздельного, в пользу интел­лектуального созерцания, умеющего видеть совпадение проти­воположностей: «единства и множества, точки и линии, центра и окружности».

В математическом знании Кузанец видит модель для любого типа точности и несомненности. Из него он выводит идею все­общей математической структуры и детерминированности реа­льности. Двойственность математических предметов, с одной стороны, абстрактных, отвлеченных от чувственных вещей, с другой — связанных с материальными опорами и не подвер­женных текучей возможности, позволяет описывать структуру мира. Математика, и в первую очередь геометрия, оказывает ра­зуму великую помощь в понимании принципа совпадения мак­симума и минимума. Свойства геометрических фигур удиви­тельно изменяются применительно к бесконечности. Если уве­личивать до бесконечности радиус круга, то окружность и касательная к ней совпадают. Таким образом, бесконечная минимальная кривизна совпадает с бесконечной максимальной прямизной.

Познанный таким способом абсолютный максимум связы­вает в абсолютное единство все вещи. Эта идея универсальной связи явлений — краеугольная идея ренессансной философич Николай Кузанский одним из первых в истории западноевро­пейской мысли дал ей глубокое онтологическое обоснование. Если Бог как абсолютный максимум прост, един и бесконечен, то Вселенная — это конкретный максимум. Через посредство Вселенной Бог присутствует во всех вещах, а вещи — в Боге. Природа, по мысли Кузанского, есть «свернутое единство все­го, что возникает через движение». Для характеристики про­цесса перехода от Бога к миру Кузанец использует понятия «развертывание» и «свертывание». В Боге свернуто все: и про­тивоположности, и то, что происходит, и то, что не происхо­дит, но может произойти. Подобно тому как линия есть раз­вертывание точки, время — развертывание мгновения, а движе­ние — развертывание покоя, весь мир есть развертывание заключенной в Боге возможности бытия. Природа, материя, ум, являясь развитием божественной сущности, не тождествен­ны ей и не исчерпывают ее, по мнению Кузанского.

Онтологическую позицию Николая Кузанского можно оха­рактеризовать как мистический пантеизм или панэнтеизм. (вещи и явления — лишь символы Бога и сами по себе не представляют интереса). Развитое в его онтологии понимание мира как единства способствовало преодолению господствую­щих в Средние века иерархических представлений о мире. Главными проявлениями пантеистической позиции Кузанского явились идеи бесконечности Вселенной, связи всего сущего и всеобъемлющего богатства индивидуальности. Совпадение противоположностей проявляется и в природе человека. Чело­век — величайшее из божественных творений, способное по­знать Бога и созданный им прекрасный мир. Он сочетает ум­ственную и чувственную природу, стягивая в себе всю Вселен­ную. Чрезвычайно выразительна новая гуманистическая концепция человека как микрокосма, отражающего Вселен­ную, подобно зеркалу. Человек понимается как «второй Бог», «человеческий Бог», обладающий подобием божественных ат рибутов: мудростью, совершенством, творческой активностью. Кузанский проводит различие между рассудком и разумом че­ловека. Разум человека — сверхрационален, это способность ин­туитивно схватывать совпадение противоположностей в бесконечном единстве. На этой ступени познания душа соединяется с Богом, противоположность субъекта и объекта познания от­падает. Человек — это зеркало всего: он не только включает в себя все существующее, но и сознает свое богатство. Совер­шенство как целого, так и его частей состоит в том, что вы­сшее находится в низшем, причина в действии, вид — в инди­виде, душа — в теле, разум в чувствах, и наоборот. Совершен­ствование человека, по мысли Кузанского, состоит в развитии способностей и возвышении бессознательного до уровня со­знания. В этом зародыш философии Дж. Бруно и Г. Лейбница. Освоение античного неоплатонизма связано с деятельно­стью Марсилио Фичино и возглавляемой им Флорентийской Платоновской Академии, самым выдающимся участником ко­торой был Пико делла Мирандола. Христианство переосмыс­ляется у флорентийцев как высшее, но тем не менее частное проявление «всеобщей религии». Идея Пико делла Мирандолы о всеобщем согласии философии и теологии, античной мысли и христианства, каббалы и магии как различных сторон еди­ной истины развивается в русле этой традиции открытости и свободы философского мышления.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 287 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...