Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основы постмодернистской философской культуры



Термин "культуры" первоначально означал возделывание почвы. изменения в природном объекте под воздействием человека. Уже в этом выразилась особенность культуры – заложенное в ней человеческое начало, единство культуры, человека и его деятельности. В дальнейшем слово "культура" получило более обобщенное значение, и им стали называть все созданное человеком. Культура – это особенный, деятельный способ освоения человеком мира, включая, как внешний мир, природу и общество, так и внутренний мир самого человека в значении его формирования и развития. Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых является продуктом материального, а другая духовного производства, является очевидным. Мир культуры – это мир материальных и идеальных, духовных ценностей, мир объектов материальных и идеальных, взятых в его отношении к человеку. Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Идея культуры выражала степень развития разумного начала, поступательного исторического развития, воплощенного в религии, науке, искусстве, праве, морали. Гегель анализировал такие проявления культуры, как искусство, религия, философия в качестве различных форм самопознания разума. Немецкая классическая философия рассматривала культуру как процесс морального (Кант), эстетического (Шиллер), философского (Гегель) сознания. B XIX в. завершается формирование "классической" модели культуры. В этой модели человек – субъект культуры – выступает как разумное динамическое существо, развивающее свои духовные потенции, как творец культуры.В марксистской философии такая модель культуры получила материалистическую интерпретацию. Культура осознается не как чисто духовная проблема воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых условий (прежде всего материальных) для всестороннего и целостного развития человека. В XX в. обнаружилось, что в рамках классической модели культуры не удается преодолеть трудности рационалистического познания культуры, что привело к росту иррационалистических тенденций. Все это (контакты с неевропейскими культурами, кризис колониализма, углубление исследований сущности культуры) привело к появлению других моделей культуры. Неклассическая (модернистская) модель ориентирована на повседневную жизнь человека. Для неё характерны пессимизм, идея абсурдности, "темности" мира, приоритет личного перед общественным в жизни человека. Постмодернистская модель – скептическое отстранение от установки преобразования мира, мир не только не поддается человеческим усилиям, но и не умещается ни в какие теоретические схемы. Постмодернизм, как и маскульт – продукт постиндустриального, информационного общества. Он отчетливо проявил себя в 1970-е – как движение к компромиссу между высокой и массовой культурой. В социальной сфере постмодернизм – это определенный образ жизни, это общество конформизма и компромисса. На первое место выходят средства, а цели перестают быть ценностью.Важную черту постсовременной культуры составляет театрализация, охватывающая все области жизни (политику, религию и др.). Постмодернизм проявляет себя в философии и в науке. В философии он опирается на позиции релятивизма и плюрализма. Постмодернизм критикует науку за абсолютизацию рациональных методов и недооценку интуиции и воображения. Наблюдается тенденция уравнять науку с религией и искусством. Многие существенные черты постмодернистской культуры зримо представлены в искусстве постмодернизма. Можно выделить две основные тенденции в этом искусстве. Первая – это компромисс с массовым искусством, противостояние модернизму и авангарду с его экспериментированием. Провозглашается культ эклектизма, смешение всех форм, стилей, манер с приемами коллажа, цитирования, повторения. Постмодернизм часто сочетается с китчем. Как правило, произведения постмодернистского искусства имеют красивый вид, они приятны для зрения и слуха. Вторая тенденция постмодернистского искусства связана со стремлением преодолеть модернизм и авангард с помощью иронии, пародии и гротеска. Под каждое изображение подкладывается другое изображение, другой «текст». Здесь также широко используются цитирование, коллажи, заимствования и др. Эстетика гармонии сменяется эстетикой шока. Философско-эстетической основой постмодернизма являются идеи фр. постструктуралистов и постфрейдистов о деконструкции (Ж. Деррида), языке бессознательного (Ж. Лакан), шизоанализе (Ж. Делёз, Ф. Гваттари), а также концепция иронизма ит. семиотика У. Эко, амер. неопрагматика Р. Рорти. В США произошел расцвет художественной практики постмодернизма, оказавшей затем воздействие на европейское искусство. В «силовое поле» постмодернистской культуры попали постнеклассическая наука и окружающая среда. Термин «постмодернизм» возник в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1947 А. Тойнби в кн. «Постижение истории» придает ему культурологический смысл: П. символизирует конец зап. господства в религии и культуре. Популярность термин «постмодернизм» обрел благодаря Ч. Дженксу. В кн. «Язык архитектуры постмодернизма» (1977) он отмечает, что постмодернизм означает отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Специфика постмодернистской эстетики берет на вооружение неклассическую трактовку классических традиций. Дистанцируясь от классической эстетики, постмодернизм не вступает с ней в конфликт, но стремится вовлечь ее в свою орбиту на новой теоретической основе. Выходящая за рамки классического логоса постмодернистская эстетика принципиально антисистематична, адогматична, чужда жесткости и замкнутости концептуальных построений. Пристальный интерес к безобразному выливается в его постепенное «приручение» посредством эстетизации, ведущей к размыванию его отличительных признаков. Возвышенное замещается удивительным, трагическое — парадоксальным. Центральное место в эстетике постмодернизма занимает комическое в его иронической ипостаси: иронизм становится смыслообразующим принципом мозаичного постмодернистского искусства. Постмодернистские эксперименты стимулировали также стирание граней между традиционными видами и жанрами искусства. Усовершенствование и доступность технических средств воспроизводства, развитие компьютерной техники и информатики подвергли сомнению оригинальность творчества, «чистоту» искусства как индивидуального акта созидания, привели к его «дизайнизации». Пересмотр классических представлений о созидании и разрушении, порядке и хаосе, серьезном и игровом в искусстве свидетельствовал о сознательной переориентации с классического понимания художественного творчества на конструирование артефактов методом аппликации. На первый план выдвинулись проблемы симулякра, метаязыка, интертекстуальности, контекста — художественного, культурного, исторического, научного, религиозного. Наиболее существенным филос. отличием постмодернизма является переход с позиций классического антропоцентрического гуманизма на платформу современного универсального гуманизма, чье экологическое измерение обнимает все живое — человечество, природу, космос, Вселенную. Наиболее известными исследователями П. являются Бодрийар (Франция), Дж. Ваттимо (Италия), В. Велш, X. Кюнг, Д. Кампер, Б. Гройс (Германия), Д. Барт, У. Джеймс, Ч. Дженкс, Рорти, А. Хайсен, И. Хассан (США), А. Крокер, Д. Кук (Канада), В.В. Бычков, И.П. Ильин, В. Курицын, В.А. Подорога, М.К. Рыклин, М. Эпштейн, А. Якимович, Б. Ямпольский (Россия), М. Роз (Австралия), М. Шульц (Чили). К принципиальным критикам П. принадлежат Ф. Джеймисон, А.И. Солженицын, Хабермас.




Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 256 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...