Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Исторический процесс как проблема философии



Философы и историки по-разному смотрят на исторический процесс. Историки подходят к изучению истории общества с позиций науки, их цель — получение достоверного, истинного знания в отношении любых конкретных, зафиксированных фактов и событий.

В философии истории последняя предстает в виде целостного процесса, связывающего воедино прошлое, настоящее и будущее. Но таким исторический процесс можно увидеть только в том случае, когда ему придана концептуальная оформленность, когда он устремлен, хотя бы в теории, к такому будущему состоянию, которое философ признает за ко- нечную цель, неважно, в абсолютном смысле или в относительном. Философия истории, таким образом, вопреки ее названию, обращена равным образом от настоящего как в прошлое, так и в будущее.

Философия истории как теоретическое знание начинается с идеи истории. Откуда она берется? Отдельные намеки на нее, различные аспекты постоянно обсуждаются в различных сферах культуры общества. Философия призвана уловить эти умонастроения, составляющие самосознание определенной эпохи, и выразить в теоретической форме, в виде философского текста.

В противоположность умозрительным рассуждениям философов прошлого об обществе вообще Маркс выдвинул категорию общественно-экономической формации, т.е. общества, находящегося на «определенной ступени исторического развития».

Первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общества – вот классическая формационная «лестница» человеческой истории в ее прогрессирующем развитии. Исторически конкретный тип социальной системы, взятый в единстве всех ее сторон – способа производства, состояний науки, искусства, всего многообразия и богатства духовной сферы, семейно-бытовых отношений и всего образа жизни людей, и есть общественно-экономическая формация.

Каждая О.-э. ф. имеет свои особые законы возникновения и развития. Вместе с тем в каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории. Смена одной формации др. происходит в результате социальной революции.

Исследование Общ.-э. формаций дает возможность подметить повторяемость в общественных порядках различных стран, находящихся на одной и той же ступени развития.

Характерны попытки подменить понятие общ.-э. ф. другими понятиями. Так, Тойнби выдвинул понятие цивилизации, которых он насчитывал в истории до 21. Цивилизацией часто называют совокупность материальных и духовных достижений общества. Для Тойнби характерно определение цивилизации как отрезка истории, искусственно изолируемого для исследования. Целостность каждого отрезка и определяет отграничение одной цивилизации от другой. Это так же дает возможность изучения общества в строго определенный исторический период, которому свойственен определенный уровень развития материальных и духовных достижений общества.

В рамках культурологического подходаВебер, а за ним и Тойнби рассматривали цивилизацию как особый социокультурный феномен ограниченный пространственно-временными рамками, основу которой составляет религия. Тайлор считал, что цивилизация или культура слагается из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых др. особ-ей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Культура явление историческое, развивающееся в зависимости от смены общественно-экономических формаций. Культура общества есть совокупное коллективное достояние. Культура на определенных этапах развития общества претерпевает изменения, эти измененения так же как общ.эк формации позволяют нам отличить один период истории от другого. Эпоха сменяет эпоху, рождаются новые знания, сменяется строй в обществе и в соответствии с этим изменяется и культура, все это находит отражение в ней.

Э́тнос (от греч. — народ) — исторически образовавшаяся группа людей, объединённая общими языковыми и культурными признаками. Синонимы — народ, племя. Ещё древние греки пользовались словом «этнос», когда хотели обозначить другие народы, греками не являющиеся. В русском языке аналогом термина долгое время было понятие «народ». Однако в научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 г. русским учёным эмигрантом С.М. Широкогоровым: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп».[1] При таком понимании этноса учитывается общность культуры: этногенез, быт, традиции, язык.

ДЕТЕРМИНИЗМ - научный принцип, согласно которому «одни и те же причины производят одни и те же действия». Идея детерминизма – это идея незыблемого и постоянного порядка в отношениях между феноменами.

В истории философии проблема детерминмзма приобрела особую остроту в днскуссиях о свободе воли человека Большинство философов придерживались позиций умеренного детерминизма, позволявшего соединять свободу самоопределения личности с признанием различных форм обусловленности наших волевых импульсов. Крайние позиции занимали, с одной стороны, представители радикального детерминизма, утверждавшие абсолютную предопределенность человеческих поступков (фатализм), а с другой – индетерминизма, допускающие, что поступки могут быть ничем не обусловлены, абсолютно произвольны (волюнтаризм). Фатализм лишает человека всякой самостоятельности, обрекая его на пассивное следование предопределенности судьбы и снимая с него личную ответственкость за результаты его деяний. Волюнтаризм, в свою очередь, утверждает абсолютное своеволие человека, одновременно внушая ему ложные надежды на легкость и моментальность нравственного очищения без какой бы то ни было постоянной и упорной работы над собой.

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ИСТОРИИ - лежат в творческой способности личности, субъекта, способности преодолевать ограниченность исторически сложившихся форм жизни, своих представлений о комфортном мире, социальных отношений, культуры, отношений личность - общество, преодолевать противоречия между полюсами дуальной оппозиции в процессе осмысления, практического разрешения любой проблемы, преодолевать социокультурное противоречие, постоянно воспроизводить вектор конструктивной напряженности, нацеленный на сохранение и рост творчества, соответствующего нравственного идеала. Д.с.и. не остаются неизменными и представляют собой кумулятивный процесс, носящий творческий характер, включающий медиацию и оттесняющий на задний план инверсию.

Объективные и субъективные факторы истории - двоякого рода условия общественного развития. Под О. ф. понимаются такие условия, к-рые независимы от людей и определяют направление, рамки их деятельности. Таковы, напр., природные условия, достигнутый уровень производства, исторически назревшие задачи и потребности материального, политического, духовного развития. К О.ф. относятся целенаправленная деятельность масс, классов, партий, государства, отдельных личностей, их сознание, воля, умение действовать и т. п О. ф всегда выступают как определяющие, но их действие проявляется только через действие С. ф. Последние могут играть решающую роль лишь тогда, когда для них пода готовлены объективные условия. Воз-действие С. ф. на общественное развитие возрастает с переходом от одной общественно-экономической формация к др., более прогрессивной. Особенна сильно роль С. ф. повышается в социалистическом об-ве, когда впервые в человеческой истории создается возможность планомерного развития всех областей общественной жизни, когда к сознательному участию в строительстве социализма и коммунизма привлекаются широкие массы народа.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 422 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...