Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
2) научность обуч-я –соотв-е изложеия знаний в той интерпретации котор. Дается в совр.науке и пост-ое приобщение уч-ся к методам науки.
3 ) связь теории с практикой (решение задач, прак-ие задания, личн. опыт).
4 ) сознательность усвоения знаний и актив-ть уч-ся в обуч-и(зубрежка бес полезна).
5) систем-ть усвоения знаний-усваив-ся путем наложен. нов. знаний на знания хор.усвоен.раннее(в обучении необходимо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам);.
6) нагляд-сть «золотое правило» дидактики – все что возможно нужно представить восприятию. (требов-л чтоб учение нач-сь не только со словесн.толкований вещей, но и с конкретных наблюдений над ними);
7) доступ-ть обуч-я – (только то что доступно возрасту)соот-я содерж-я хар-ра, объема изуч. материяла уровню подгот. уч-ся. (но не легкость, а треб. прилож. усилий. Это и привод. к разв. личности.)
Не спешить!); 6)стремится развивать способности уч-ся. -
Я.А.Ком. созд. нового типа учеб. заведения. Шк. должна иметь 7кл. со своими кабинетами. В каждом кл. планир-сь 1200 часов учеб-х занятий в год. Предусматривалось вр. для игр, выходные дни, каникулы. Удалось откр. 3кл., но модель нов. шк. была создана и опробована (нынешний тип учеб-х завед.) Осн. периодизация развития чел.:
1-детство материнская шк .- от рожд-я до 6 лет;
2-отрочество Шк. род.яз. -от 6 до 12 лет (изуч. арифмет., геогр., историю, религиоз.аспекты);
3-юность( Гимназия или лат.шк. для юношей -от 12до 18 лет (мат., физика, естест-е, истор., этика, языки, риторика и диалектика);
4 Для молодых людей -от 18 до 24 лет прояв.
Особое умственное дарование -Академия, выс.уч.завед-я.
Ком. подробно разра-л содержание обучения. Его учебники «Открытая дверь яз. и всех наук» (знаком.ребенка с доступ.ему знаниями из род-х областей), «Мир чувственных вещей в картинках»- 150 кратких статей, кажд.снабжен. рис. Все учебные книги пронизаны пансофией (всеобщая мудрость, под которой понимается знание всех вещей) Больш.внимание удел. нрав-му восп-ю (развив. у детей скромность, послушание, благожелательность к урокам, аккуратность, вежливость, трудолюбие).Средствами нравственного воспит-я:
1)пример родит-й, учителей
2)наставления, беседы с детьми
3)борьбу с распущенностью. Протестовал против телесных наказаний. Я.А.Ком. был введен принцип природосообразности (в обучении дейст-т законы общие для природы). В своих трудах КОМ. обращается к причинам пороков человеческого общества главный их устранения правильная организация воспитания. Образование рассматривает, как фундамент нравственности. В воспитании важная роль отводится примеру самого учителя. Большое значение придавал дисциплине. Считая обучение (воспитание), без дисциплины, «что мельница без воды». Эти проблемы рассматривал в труде котор. остался не завершенным «Всеобщий совет об исправлении дел человечеством».
Наряду с государственными академиями продолжали существовать и частные школы, где учащиеся получали достаточно прочную профессиональную подготовку. Самой крупной и богато оснащенной учебными пособиями была мастерская величайшего фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640). В XVI1 веке среди частных мастерских это была самая лучшая школа рисунка. Учениками Рубенса были такие прославленные художники и прекрасные рисовальщики, как Ван Дейк, Иорданс, Тенирс и другие.
О педагогической деятельности Рубенса имеются чрезвычайно скупые сведения, причем это относится не только к нему, но и к большинству прославленных художников-педагогов.
Как педагог и руководитель молодых художников Рубенс не имел себе равных. Это был человек необычайного дарования — блестящий живописец и виртуозный рисовальщик, крупнейший знаток художественных ценностей, ученый-гуманист, исследователь античности, изворотливый дипломат и мудрый государственный деятель. Рубенс получил прекрасное образование, свободно писал по-латыни, по-итальянски, по-фламандски, по-французски, владел немецким, испанским и английским языками.
Особенно виртуозно Рубенс владел кистью и карандашом. Вполне естественно, к такому педагогу стремились попасть многие молодые художники. Мастерская Рубенса была переполнена учениками, к нему обращались с ходатайством высокопоставленные особы, но он вынужден был отказывать им. В одном из писем Рубенса читаем: «Я действительно не могу принять к себе молодого человека, которого Вы мне рекомендуете. Я до такой степени осажден просьбами со всех сторон, что многие ученики уже ждут у других мастеров, чтобы я мог принять их к себе. И только с величайшими трудностями мне удалось обещать господину Роккоксу (который, как Вы знаете, мой друг и в то же время мой покровитель) место, о котором он хлопотал для одного молодого человека; пока же он содержит его и платит за его уроки другому живописцу. Я могу сказать с полной правдивостью и без малейшего преувеличения, что я был принужден отклонить более ста кандидатов, хотя многие из них мои родственники или родственники моей жены, и некоторые из этих отказов, как мне известно, обидели лучших моих друзей».
Педагогические положения и установки Рубенса основывались на изучении античного искусства. Он пишет: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытался следовать, но сравняться с которым я даже не смел и помыслить».
Античность для Рубенса была не мертвой схемой, а источником живых образов. Он требовал от учеников, чтобы они не копировали мрамор, а передавали живое тело, в жилах которого струится горячая кровь.
В процессе обучения молодых художников Рубенс старался наглядно показать тот пли иной прием работы, технические возможности материала, конструктивную закономерность строения формы. Поправляя ученику рисунок, Рубенс сопровождал работу ясными и подробными пояснениями. Занимавшийся у Рубенса Давид Тенирс в своих
Стр
чтобы-тот, кто, подражая им, выразил их достаточно верно, мог считаться совершенным в своем искусстве. Ибо как никто не может провести прямые линии, пользуясь кривой линейкой, так никто не может дать хорошей копии по ошибочному оригиналу»'1.
Руководящая роль в обучении должна принадлежать учителю, который обязан следить за работой ученика, направлять ее. Ошибки, допущенные учениками в рисунках, должны быть исправлены учителем с объяснением их причин'2. «Допущенные учениками отклонения от образцов должны тут же исправляться присутствующим преподавателем, который должен обосновать свои замечания соответствующими, как мы их называем, правилами и исключениями из правил»13. Указывая на пользу обучения искусству, Коменский правильно считает, что ученика, хорошо овладевшего элементарными основами искусства, нужно приобщать и к мастерству: «И уже напоследок должно познакомить его с лучшими работами (но только прославленных художников), сопоставляя их с указанными ранее образцами и правилами, для того чтобы, с одной стороны, употребление их (правил и образцов) стало яснее, а с другой стороны, чтобы ученики научились скрывать самую технику своей работы».
20. Общая характеристика педагогической мысли в Западной Европе в 17 в. Дж.Локк (1616-1704) англ.философ. – основоположник эмпирико-сенсуалистической (чувствен-е ощущения) теории познания. Эти идеи он изложил в труде «Опыт о чел-м разумении». Он выделил 2 источника знаний: объекты ощущения и мышления. Разр-л прогр-у восп-я джельт.
Особую ценность для нас представляют мысли Коменского о необходимости изучать рисование в общеобразовательной школе. Но каждый художник-педагог должен знать не только свои предметы, но и основные дидактические принципы. Он должен иметь полное представление о том, какие методы обучения дают наилучшие результаты, с чего следует начинать, где следует сделать остановку, чтобы заострить внимание ученика на главном. «Для учителей, большинство которых совершенно не знало дидактики и вследствие этого, желая выполнить свой долг, мучили себя и истощали свои силы трудолюбием и старательностью; стремясь достигнуть успеха то тем, то другим способом, они меняли метод не без тягостной потери времени и трудов»15.
Почти одновременно с Коменским общеобразовательную ценность рисования стал отстаивать английский педагог и философ Джон Локк (1632—1704). В своей книге «Мысли о воспитании» он пишет: «Если мальчик приобрел красивый и быстрый почерк, то должен не только поддерживать его тщательным упражнением в письме, но еще усовершенствовать свое искусство посредством рисования. В путешествиях... рисование послужит в пользу молодому человеку; часто немногими чертами он в состоянии будет изобразить здания, машины, одежды и пр.— чего не объяснить никакими многословными описаниями. Но я не хочу, чтобы он сделался живописцем; на это потребовалось бы более времени, чем сколько остается у него от других важнейших занятий».
Однако методических указаний о преподавании рисования Дж. Локк не дает, он ограничивается лишь общими рассуждениями о пользе обучения рисованию.
СТАНОВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В конце XVI века появляются новые направления в области художественного образования и эстетического воспитания, новые педагогические принципы и установки. Иначе стала строиться и методика преподавания рисования.
XVII век в истории методов обучения рисованию следует рассматривать как период становления рисования как учебного предмета и развития новой педагогической системы преподавания — академической. Самой характерной особенностью этого периода является создание специальных учебных заведений — академий художеств и художественных школ, где было серьезно поставлено преподавание рисунка.
Основные положения академической системы и методика преподавания рисунка сложились в процессе длительной педагогической практики в частных школах Просперо Фонтаны, Кальварта, а также в Академии рисунка во Флоренции (открыта в 1563 году), Академии св. Луки в Риме (открыта в 1577 году) и «Академии, вступившей на верный путь» братьев Карраччи (основана между 1585 и 1588 годами).
В отличие от художественных мастерских эпохи Возрождения — боттег, где вся организационная и финансовая сторона дела в основном зависела исключительно от одного частного лица, академические школы для подготовки рисовальщиков уже рассчитывали на содействие общин и правительств, либо организовывались группой художников на паритетных началах.
Самой прославленной была Болонская академия художеств, основанная Людовико Карраччи' и его двоюродными братьями — Агостино и Аннибале.
Карраччи считали, что достижение высот в искусстве живописи прежде всего зависит от правильного научного обоснования отдельных положений рисунка и живописи. Это убедительно доказали великие мастера эпохи Возрождения. Поэтому братья Карраччи поставили перед собой цель —слить к единое целое все то лучшее, что было создано в эту эпоху.
Художественная установка братьев Карраччи выразилась в сонете Агостино Карраччи: «Кто пожелает учиться живописать, тот пусть старается писать по римской манере,,: настоящим размахом, усвоит себе венецианские тени и ломбардский колорит, плодовитость гения Буонарроти, естественно свободный склад Тициана, золотисто-яркие краски Корреджо и симметрию, как ее предписывает Рафаэль».
Заслуга братьев Карраччи заключалась в том, что они почувствовали необходимость создания специальных учебных заведений, где молодежь могла бы приобретать нужные знания в области изобразительного искусства,
Карраччи впервые стали рассматривать рисование как серьезный и самостоятельный учебный предмет. В Академии было хорошо поставлено дело художественного образования. Карраччи тщательно разработали методику преподавания рисунка, живописи, композиции, снабдили Академию необходимыми учебными методическими пособиями. Представление о том, как велось обучение в Болонской академии, дает рисунок подобной академии в Риме. Здесь мы видим копии с античных скульптур, которые служили пособиями для рисования и изучения искусства ваяния; человеческий скелет для изучения остеологии и антропометрии; перспективный станок для изучения законов и явлений перспективы; образцы живописного мастерства.
Ученики Академии основательно изучают анатомию—не по книгам, а рассекая трупы. Справа, у стены изображен подиум, на котором лежит труп. Около него склонилась группа учеников. Они внимательно наблюдают и запоминают места крепления мышц и сухожилий, характер их формы. В центре зала ученики знакомятся с пропорциями, проверяя с помощью циркуля пропорциональные отношения.
В «Академии, вступившей на верный путь» братьев Карраччи была детально разработана система художественного образования и воспитания, а также методика учебно-воспитательной работы.,
Система обучения рисунку у Карраччи была следующая: вначале учащиеся знакомились с элементарными приемами рисования, затем рисовали с образцов, после чего приступали к изображению гипсов и, наконец, живой натуры, причем досконально изучалась пластическая анатомия человека. Прежде всего молодые люди должны были развить руку и глаз, а этого, как считали Карраччи. можно было добиться только путем «частого упражнения и единственно через подражания». Для этого были составлены специальные пособия: вначале ученик копировал изображения частей лица, затем детали человеческой фигуры наконец, торс. После этого он знакомился с черепом и
начинал рисовать голову человека. Затем предлагалось рисовать-фигуру человека, зверей и перспективу, лиц. Подобные упражнения развивали глазомер, твердость руки и художественный вкус.
Следует отметить, что копирование образцов не ограничивалось механическим повторением оригинала. Карраччи старались уже и в этих упражнениях раскрывать закономерность строения формы.
Исследование пособия Карраччи показывает, что здесь уже закладываются методические принципы контурного рисования с последующей тушевкой и система последовательного усложнения учебных заданий (от рисунка частей человеческого лица, фигуры, торса к изображению обнаженной и одетой фигуры), которые в дальнейшем получают свое развитие в академической системе обучения в XVIII веке.
Вначале ученик давал четкий контур, то есть линейное изображение глаза, уха, губ, а затем уже переходил к светотеневой проработке формы. Этот принцип построения изображения получит свое дальнейшее развитие в методических руководствах Прейслера, Кенигера, Жюльена.
Академическая школа Карраччи давала хорошие результаты. Каждый окончивший ее прекрасно владел любым рисовальным материалом, понимал значение тона, знал законы перспективы и пластическую анатомию. Это убедительно доказывают работы учеников Карраччи — Гвидо Рени, Франческо Альбани. Доминикино, Гверчино и других.
Необходимо отметить, что Карраччи впервые в истории обучения рисунку ввели в своей Академии награды за лучшее исполнение учебной работы. Выделение лучшего, поощрение сто успехов плодотворный метод работы с учениками. Распределяя награды среди лучших воспитанников, Карраччи добивались того, что менее успевающие старались приложить все силы к тму, чтобы выйти на первое место и получить награду Это своеобразное соревнование вселяло в каждого ученика стремление стать первым.
В дальнейшем государственные академии художеств, переняв опыт работы братьев Карраччи, утвердили большие и малые золотые и серебряные медали.
Таким образом, в художественной школе Карраччи сложилась, в основном, академическая система художественного образования, которая в последующие столетия лишь совершенствовалась.
Карраччи детально разработали методику преподавания, считая рисунок основой изобразительного искусства. В своих методических установках они указывали, что художник должен опираться на данные науки, на разум, ибо ум обогащает чувство. Однако вскоре эта точка зрения привела Карраччи к идеализации реальной действительности и заставила их придерживаться канонизированных форм. Педагоги стали «переводить» образы великих мастеров живописи на условный язык, с помощью которого они теперь рассказывали о современной жизни. В академии стало преобладать копирование. И все же, несмотря на недостатки, школа Карраччи в деле постановки художественного образования сделала очень много. В академии — наиболее удачном специальном учебном заведении была разработана настолько стройная и эффективная система обучения и воспитания молодых художников, что по их примеру стали открываться государственные академии: Королевская академия живописи и скульптуры в Париж е (1648 г.), Академия художеств в Риме (1660 г.). в Вене (1692 г.), в Берлине (1696 г.), Академия Сан-фернандо в Мадриде (1753 г.), Академия трех знатнейших художеств в Петербурге (1757 г.) и Академия художеств в Лондоне (1768 г.).
Эти академии ставили своей целью дать серьезную подготовку в области изобразительного искусства. Они воспитывали молодежь на примерах высокого искусства античности и Возрождения.
Характерной чертой всех последующих академий стала традиционность. Изучая наследие и воспринимая художественную культуру своих предшественников, академии несли все это следующему поколению художников, строго оберегая ту великую и незыблемую основу, на которой создалась эта традиция.
В период увлечения новыми течениями в изобразительном искусстве, которое началось в конце XIX и получило широкий размах в первой четверти XX века, академическая система обучения подвергалась порой незаслуженной критике. Многие художники и искусствоведы стали скептически относиться к академическому направлению в искусстве. В частности, установку Академии братьев Карраччи характеризовали как эклектизм, «мертвый академизм», «сухой академизм», без учета всего того прогрессивного, что было сделано этой школой в области методики преподавания рисунка.
Конечно, в произведениях художников болонской школы и некоторых академий существуют элементы эклектизма. Однако в истории развития учебного рисунка и методов преподавания рисования академическая школа братьев Карраччи и другие государственные академии сыграли положительную роль. С момента открытия государственных академий художеств рисование становится самостоятельной дисциплиной, имеющей свою методику обучения.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 297 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!