Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Футуризм. Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944)



Родина - Италия.

Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944)

Для Маринетти слово «футуризм» - анаграмма имени (ф, т, м).

1909г - первый манифест Футуризма

Это поэзия экстремистской эстетики, разрушение традиционной культуры. Этот момент ощущается как перенасыщенности культуры: слишком много сказано и написано. Авангардисты как бы «начинают с нуля», просто перечеркивая все. Для итальянского футуризма это актуально. Тут нет исключительной нацеленности на эпатаж. Есть некое новое зрение, семантическая составляющая. Мир футуризма связан с особой обезличенно-массовой т.з. на реальность.

Поэзия футуризма - поэзия толпы, площади, карнавала. В наибольшей степени тут революционное новаторство оказывается архаизацией, нулевой моделью реальности. «Мы будем воспевать рабочий шум, разноголосицу толпы». Футуристы чувствуют себя причастными к этой огромной толпе. Гротесковая система образов (картина моста, на наших глазах перекидывающегося через реку гимнастическим броском), карнавальная модель. Это мир неоформленный, становящийся, движущийся. Именно гротесковый язык может описать то, что еще не достигло оформленности: нет границ между предметами, человеком, миром, фазами и состояниями. Мир становления.

Футуристы не чувствуют себя жертвами мира: они вступают в него с оптимизмом того, что побеждает и торжествует. Пафос хищной молодости, которая занимает место прошлого. Искусство грубого агрессивного образа, плакатность, схематичность, доходчивость. Это же - поведенческая модель для футуристов.

Дай хоть последней нежностью выстелить

Твой уходящий шаг.

Распад привычного связан с интересом к динамике, к будущему, которое создается сейчас в переплавке прошлого. Мир разлагается на первоэлементы: разорвать все на кусочки, а потом из протоплазмы создать некое будущее. Установка на разрушение программна: карнавальное выворачивание на изнанку доказывает, что внутри ничего нет: это пустая форма.

Нужно обратиться к первоначальному хаосу: именно здесь назревает будущее.

Авангардистская эстетика восходит к романтизму:

1.Авангард - предел разрушения истины-добра-красоты. Критерий состоявшегося пр-ия - новизна. Остальное неважно.

2.В центре эстетики авангарда залегает категория хаоса: он обладает творческой силой. То, что их пр-ия хаотичны, не связано только с разрушением. Что-то новое выстраивает сам хаос, поэты - только посредники. Создание нового невозможно внутренним волевым решением - нужна внешняя первотворящая сила (это как раз соотносится с романтиками и их женщинами-детьми-поэтами). У авангардистов есть хаос первоматерии, хаос толпы (обладает социально-обновительной силой). У сюрреалистов - хаос бессознательного, которое заведует творчеством.

3.В духе романтиков авангардисты говорят об освобождении от соц. устоев, предрассудков и т.д. Обычно речь идет об одержимости хаосом (т.е. о несвободе).

Футуризм антилиричен и антипсихологичен. Футуристическая поэзия - это лирика состояний неживой материи (синтез и распад, ускорение и сжатие, жизнь мотора, а не улыбка женщины). Дарвинистская борьба за выживание, философия Ницше - все это отразилось в футуризме.

Сложное соединение новаторства и архаизации. Хотя сами они себя позиционируют как новаторы: миф 20-го века, мифология машин. Но тематика современна, а форма мышления и осмысления мира архаическая. Формы мышления толпы всегда архаичны: она не развивается. А содержание всегда современное: у толпы нет памяти.

Мифы времени футуристов: миф машины (перспектива развития самого человека: машина приспособлена к победе в вечной войне), миф скорости, утопия переделки языка и человека. Футуристы резко политизированы. Почти все авангардисты тяготеют к тоталитарным практикам (фашизм, сталинизм).

Дадаизм (дад а)

Тристан Тцара (псевдоним соотнесен с русским словом «царь»), румын по происхождению, творит в Швейцарии.

1916 - “манифест господина Антиперина».

Манифесты обычно коллективные, это такая установка: сначала придумать программу, потом писать под нее пр-ия. Вывод реальности из мира домохозяек. Манифест - последовательная серия оскорблений читателя. «Дада изо всех сил трудится над повсеместным установлением идиотизма». Абсурдизация. Нет позитивной программы как таковой. Разрушается абсолютно все. Разрушение последней твердыни словесности - самого слова. Пишут слогами и звуками. Само название этой школы - антислово: фраза из детского лепета. Это почти слово стало в европейских языках словарным: его дада = его конек (любимое занятие, любимая игрушка).

Тяготение к позиции ребенка. интерес к дочеловеческому в человеке.

У дадаистов - игровая позиция. Дадаисты предсказывают то, что окажется в центре постмодернизма: абсурдность реальности - не ужас, а повод для игры.

Рецепты сочинения стихов профанационного типа. Это та самая тотальная абсурдизация: можно перемешать газетный текст и получить стихи, потому что газетный текст изначально бессмыслен и только притворяется осмысленным. И дадаисты только обнажают бессмысленность сущего. Скульпторы-дадаисты выставляли как «пр-ие искусства» унитаз. И ржали, глядя на серьезно осматривающих его дядечек и тетечек.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 332 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...