Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Уильям Фолкнер



Пафос хозяйственника и деревенщины, изолированного от мира.

Основной вклад в истории литературы связан с почвенничеством, воссозданием народного мифа. Но форма для народа непривычная: он писатель подчеркнуто усложненный, экспериментальный.

Находит себя не сразу: эпигонский период ученичества у символизма, потом - роман «Солдатская награда» о потерянном поколении. Но Фолкнер идет следующим за потерянным поколением. Тут - обретение почвы, корней, родины. Поиск ценностей в заостренном контексте.

Зрелое творчество связано с почвеннической тематикой нравственных корней. Принцип видения единства собственного творчества: все творчество - грандиозный эпос, посвященный югу США. Действие почти всех произведений Фолкнера протекает в одном месте (сага). Это вымышленный округ американского юга Йокнапатофа («Тихо течет река по равнине» - на одном из индийских языков). Это собирательный образ американского юга с его взглядами и представлениями.

Единство саги сложно: нет буквального продолжения.

Хронотоп мира строится сложно: патриархальные ценности - ценности прошлого. Тут - до сих пор существующее прошлое. И всегда этот маленький уголок ценностей находится под угрозой исчезновения. Малой родине нет места, она обречена.

Ценности этого мира патриархальны: человеческое сообщество организуется по принципу семьи (другой человек - брат, сестра, отец и т.д. - тут возможно понимание, прощение, отношения человеческие, а не регулируемые деньгами, безликим законом), глава патриархального мира - отец, который обладает правом и силой (в т.ч. моральной), а не заурядность, как все остальные, получившая случайно или путем насилия власть.

Патриархальный юг же для Фолкнера - не утопия. Фолкнер не вступил в «Южный ренессанс» и написал два романа о рабстве. Юг был аристократической культурой и традицией в противовес торгашескому Северу. Но идеализация неуместна.

У Фолкнера есть модель утверждения места. Традиционно у почвенников это идиллия (единственная форма сохранения эпических ценностей в неэпическом современном мире: есть гармония, единство ценностей, знание правильного и неправильного - но все это сохраняется в маленьком уголке). У Фолкнера в жанровой основе лежит трагедия. Это предполагает, что человек живет существенными и значимыми вещами. Трагедия м.б. выработана на материале нации только тогда, когда она величественна.

Мир Юга связан не только с хорошим. но и плохим, но люди жили важными вещами. А Север не способен ни на великое добро, ни на великое зло. В этом смысле Юг противопоставляется совр. миру.

«Шум и ярость» - самый знаменитый роман Фолкнера. 1930-ые годы.

В нем есть все основные приметы мира: стык ценностной архаики и худ. эксперимента; тематика - природа трагического человека, противопоставленного прозаическому. Ему дали Нобелевскую.

Природа героического оптимизма: свет приходится нести в страшном и трагичном мире. Роман с ощущением катастрофы гибели родного мира. Основной сюжет - деградация и вымирание рода Компсонов. Когда-то они были аристократией Юга, а сейчас - только жалкие остатки богатства и культуры. В сюжете - падение дочери, самоубийство старшего сына, идиотизм Бенджамина, осеверение и превращение в ничтожество среднего сына.

Одно из рабочих названий романа - «Сумерки».

Роман начат в апреле 28г и три из 4-х частей - дни апреля этого года. Изложены от лица разных героев. Контрапункт разных взглядов на реальность. «Никто не м. смотреть на истину» - она ослепляет. И истина - то, что видят все они вместе. Поэтому 4 рассказчика.

Он говорил, что ориентировался на Бергсона. Он и ввел категорию потока сознания. И тут характерен плюрализм т.з.

Это роман потока сознания. Ближе к Джойсу: обнажение мифологического дна человека, преодоление слова и сознания. Но Улисс был прочитан Фолкнером позже.

1 часть. 7 апреля 1928г

Поток сознания Бенди - младшего Компсона. День рождения Бенджи.

2 часть. 2 июня 1910г

Поток сознания Квентина. День его самоубийства.

3 часть. 6 апреля 1928г

Поток сознания Джейсона.

4 часть. 8 апреля 1928г

Дилси - старуха-негритянка в доме Компсонов, нянька большинства поколений. Это Пасха.

Первая часть романа наиболее причудлива. Герой-идиом, т.к. это отсылает к Шекспиру (Шум и ярость). Рассказ кретина, полный шума и ярости, но ничего не значащий. Простая чувственная фиксация без осмысления. Тут нет драматических зарисовок. Но тут хорошо проступает образ матери, которая постоянно жалуется на свои страдания. Квентин во 2-й части скажет, что они были лишены матери. Общий контекст непонятен, связная картина событий не складывается.

Именно проблема понимания ставится как главная через такой прием. «Что со мной происходит? Почему я страдаю?». Единственная достоверная информация из потока сознания Бенди - происходит какая-то беда: он все время плачет.

Еще больше все усложняет временная структура. основа - 7 апреля 28 года. Ему исполняется 33 года. «Ему уже тридцать лет как три года». Но тут идут постоянные скачки времени - всплывает прошлое. Кругозорное время, которое существует не линейно. Прошлое не проходит, оно не изжито, а присутствует в нашем сознании. И всплывает особенно тогда, когда тебе стыдно или плохо.

Так история семейства восстанавливается в дробном порядке. Это присутствует у приземленного Джейсона, хотя тут повествование внятное, линейное, но есть прошлое в особой форме длинного списка обид, который он ведет по отношению ко всем окружающим людям. И когда кто-то пытается обратиться к нему с вопросом, претензией, просьбой - ответ «а ты помнишь, как ты тогда-то тогда-то…». Претензии матери - они виноваты, что последнее достояние семьи пропало ради Квентина, Квентина виновата в том, что ее мать сломала ему жизнь своим падением. Это время с неизжитым прошлым.

Особенно сложно с Бенджи: он сам как будто не чувствует, что это прошлое. У него это ассоциации.

Связь между событиями не причинная, а лейтмотивная. Это связь перекличек и созвучий. В кругозоре Бенджи это физические, предметные соответствия. Символика - от автора: Бенджи нынче 33 года.

Есть и авторская символика в том, что важна тематика грязи как греха. Важен день раннего детства - день рождества и смерти их бабушки. Но детям не сказали об этом. И Кедди лезет на дерево, чтобы заглянуть в окно. Братья видят ее испачканные штанишки - это пророчество ее падения.

2 часть.

История Квентина.

На мосту у Гарварда повесили памятную доску Квентину. «Утонул в аромате жимолости».

Тут символическая связанность времен осознана самим героем: он дорастает до понимания.

Разбивает часы отца в порядке несогласия с его философией «все само пройдет».

Вспоминает, как измазал сестру грязью, когда она его дразнила, что он целовался с девочкой. Квентин считает, что он тоже виноват в ее падении.

Кедди способна на большую любовь (к Бенджи), но она скатывается по наклонной. Квентин чувствует, что не уберег ее. Переложить эту ответственность ни на кого нельзя. «Мы с отцом - защитники женщин от них самих». Он постигает долг сохранения высокого от расплывания. Но ему это не по силам: мир громаден. сложен, абсурден. Вместо рыцарского и высокого получается жалкое и абсурдное (при попытке отогнать от сестры ухажера, падает в обморок; в день перед самоубийства гуляет за городом, к нему привязывается маленькая девочка - кончается все судом). Мир не оставляет места герою, но это не разрушает внутренних ценностей героя.

М.б., он не справляется с этой миссией, т.к. он не отец, у него нет полномочий и сил. А отец - провинциальный Екклизиаст, он смиряется и спивается.

Психологический человек: человек больше своей судьбы: его не определяет происхождение, семья. Внутреннее в нем сложнее. Ради этого стоит жить.

А тут его рождение и т.д. - это обреченность. «Я - сын этой семьи». Экзистенциальная миссия: принимать все как судьбу, быть братом своей сестры, сыном своей Родины.

И эту судьбу надо изживать, даже если здесь есть вина и проклятие. Кедди полностью определяется своим грехом. Квентин - брат грешницы.

Без этого нет семьи и родины.

Тут героическая модель мира. Ценности существуют только за счет человека. Разделять добро и зло, нести порядок в мир, сохранять Родину - все это возложено на человека. Иначе оно исчезает.

А Джейсон вот как раз человек прозаический. Для него справедливость - не нравственная категория, а закон. Он будет требовать ее от полицейского.

Трагический вариант героического мира имеет отрицательный характер: герой не просто несет ценности, но они осуществляются через наказание за преступление, за грех. Чистота несется не позитивно, а путем принятия наказания за уже случившийся грех.

И начинать надо с себя. Самоубийство Квентина - попутка искупления греха семьи, греха сестры. Это мало соотносится со здравым смыслом. Но это был последний брат, который был способен отдать жизнь за свою сестру - просто за ее чистоту.

3 часть.

Джейсон. Прозаический фон для трагедии Квентина. Показано, чем становится человек, живущий по законам американского севера, насколько это страшнее. Нет никакого величия.

4 часть.

Повествование в 3-м лице, следует за Дилси. Она связана с народной почвой, несет материнское начало - и это единственный источник надежды и противовес апокалипсису. И этот день - Пасха.

Ее внук тоже никуда не годен.

Но она несет женский вариант спасения мира (в противовес Квентину) - и это уже не наказание за грех, а всепрощение и понимание.

Есть ритмика чередования частей: разные возрастные фазы Бенджи (ребенок) - Квентин (подросток-максималист) - Джейсон (взрослый прагматик).

20.10.2009г.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 413 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...