Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Экспрессионизм



ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА

Духовная эпоха началась с десятых годов. Мировая война - внешний симптом слома эпох.

Пафос обновления и радикальной смены, как бы он ни оценивался, оказывается пафосом искусства: искусство оказывается революционным, контрклассичным, с пафосом обновления. Новые обстоятельства = новое искусство.

Отсюда самоопределения: модерн («современное»), футуризм, авангард.

Начало 20-го века переживается как глубочайший духовный кризис, оказывается исчерпанным весь предыдущий уклад жизни (который в 19 веке оценивался как последний, сложившийся навсегда: Новое время). Наступила какая-то другая эпоха, не получившая специального названия. С уходом Нового времени уходят и его ценности, т.е. гуманистические ценности:

1)вера в человека (мир устроен по-человечески и для человека) - мир устроен иначе, человек фигура случайная, миру не нужен;

2)вера в разум (рациональная эпоха развития науки как основного инструмента человечества) - разум бессилен, мир устроен неразумно, наука бесчеловечна;

3)вера в прогресс и светлое будущее (человечество развивается к лучшему) - нет развития, история или циклична (расцвет-упадок), или абсурдна и иррациональна, никакого светлого будущего.

Распадение триады истина-добро-красота. Становится возможным искусство, основанное на красоте без добра и истины (импрессионизм); на этическом без красоты и истины (экспрессионизм); разрушение всей триады (авангард: антиэтичен, антиэстетичен, абсурден).

Это показано через распад человека как целостной личности: нет внутреннего единства. И вплоть до неоформленности телесного облика человека. Распадается текст. Доминирует монтаж в архитектонике: субъективное произвольное соединение фрагментов. И вплоть до распада слова: поэзия без слов.

Литературный процесс лишен единства: он многовекторен, пестр. Для одних такой слом - глубокая трагедия, которая лично затрагивает писателя (Элиот, Гессе), подрывает его существование. Кто-то принимает кризис: авангардисты - их программа предполагает разрушение прошлого и история им в этом «помогает». Кто-то воспринимает кризис как проблемы конкретного поколения, прошедшего через мировую войну (потерянное поколение). Для кого-то видится нац. катастрофа (Г. Лорка). Или речь идет о кризисе всей цивилизации, закате Европы, окончании целой исторической эпохи.

Наряду с кризисностью послевоенные годы были еще и золотыми годами: болезненное цветение и празднование: джаз (в России - НЭП).

Эпоха безвременья после гибели старых врагов и до рождения новых. Новое «средневековье» (самоназвание), приход новых варваров. Разум снова дезориентирован, возникает реабилитация иррационального, мифа. Интерес к разным теориям бессознательного (Ницше, Берксон, Фрейд, Юм), пристальное внимание к восточной мистике, к мифологической архаике и т.д.

Европейская культура учится постигать Иное.

Для Нового времени была характерна наивность: все остальные эпохи, в зависимости от их близости к Новому времени, считались недоразвитыми (нет перспектив в иконописи - значит, недоразвитые художники; так воспринимались восточные, средневековые, готические, барочные искусства). Теперь - переосмысление: искусство других худ. парадигм просто ставит другие цели и им соответствует. Оно полноценное, просто другое.

Ключевое понятие эпохи в плане худ. процесса - модерн. Это не просто лит. школа, но новый взгляд на реальность: новое видение мира. «Мир совсем не такой, каким его привык видеть добропорядочный буржуа 19-го века». Мир существует не по человеческим законам, это не дом человека, сам человек существует не по-человечески. Мир - это загадка, проблема, нечто таинственное и непонятное. Мир иррационален и абсурден. Ницше: «Бог умер». У человека нет трансцендентального основания: основания в неких высших сферах, нет корней на небе. Мы в мире существуем незачем, мы здесь не нужны, мы здесь случайны.

Модернисты воспринимают эту абсурдность мира всерьез, трагически, с ужасом: мир - чудовище, угрожающее человеку. Постмодернисты эту абсурдность мира воспринимают иначе: это повод для игры и несерьезности: нет ничего святого, игра тотальна. Потеря смысла существования.

Перестает существовать народ как духовное единство. Народа и народной культуры больше нет. Никаких традиционных ценностей. Это толпа, масса. Нет оснований для осмысленности существования.

Для модерна характерен пафос постичь эту реальность, пусть не средствами разума, но средствами интуиции, мистическими средствами. Претензия на открывание нового знания о мире. Претензия на постижение реальности заново. Соответственно - новое зрение, новые методы постижения, в противовес реалистическим. Интуиция, миф.

Модерн подчеркнуто мифологичен. Крупнейшие писатели этого времени пишут в форме романа-мифа. Переосмысление мифа: не фабулы, а форма мышления и описания реальности. Если для Нового времени было свойственно верить, что корни мифа в неграмотности древних, то модерн признает в мифе новую реальность, способную что-то постигать. Это средство понимания - иррациональное. Миф более компетентен в бессознательном и т.д. Тут возникает научное изучение мифа как такового

Экспрессионизм

Одно из ярчайших проявлений эпохи. Само слово «модерн» принадлежит экс-там.

Тут в свои права вступает миф как новая методология постижения реальности. Тут воспринимается действительность как мистическая загадка. «Искусство - мост в мир духов, некромантия человечества».

Мир предстает в своем громадном величии как нечто непонятное. Не обжитый мир 19-го века, а что-то жуткое и говорящее с человеком на своем непонятном языке.

Концепция мифологического в работах Алексея Лосева: миф нельзя воспринимать как фантазию, вымышленную реальность. У мифологического человека более обостренное чувство реальности, чем у реалистического человека. На мифологического человека предметы притязают: они ему что-то говорят. Такая одушевленность реальности есть у экс-зма.

Расцвет экс-ма - 1910-1920 годы. Война - одна из моделей такого восприятия действительности. Война - это нечто иррациональное, абсурдное и кричащее, остро ощущаемое как присутствующее. Факт существования субъекта под вопросом, а реальность вокруг несомненна, чересчур несомненна.

Формирование экс-ма связано с изобразительными искусствами. Первые экспрессионистические школы: группа Мост (Дрезден, 1905г). Пиковое явление - группа «Синий всадник» (Мюнхен, 1911г), выпускающая одноименный альманах, хотя мировых писателей здесь нет, а композиторы есть. Масса кружков и групп: «Акциум» (действие), «Новые листы», «Штурм», «Прага» (имела особое значение).

Экс-зм тяготел к Германии, хотя был распространен везде.

К «Праге» же был близок Франц Кафка.

В связи с многослойностью экс-ма бытовали разные наименования: активисты, поэты Бури, Неопатетики, абстракционисты. В итоге приживается именно экспрессионизм (экспрессио - выражение, выразительная сила и энергетика). Искусство неистовых образов, драматургия крика.

Все манифесты этого времени можно найти в «Называть вещи своими именами». Это программные выступления мастеров западной л-ры 20-го века.

Полемика с импрессионизмом, установка на гигантизм (всеохватность), интерес к сущности, к закономерностям.

1)Импрессионизм работает с атомарным и точечным. Впечатление - это что-то уникальное. Экс-зм направлен на масштаб вселенной.

2)Им-зм - это нечто мимолетное, связанное с категорией мгновения. Экс-ты работают с ч-л вечным: соотнесенным со всеми временами. Характерен эсхатологический мотив (конца света).

3)Им-зм тащит в себя некоторые моменты гуманистической модели 19-го века: это человеческая точка зрения. Экс-м отказывается от человеческой т.з. на предмет: она неадекватна, мир устроен не по-человечески, а по к-т собственным, инаковым законам. Принципиальное изгнание человеческой т.з. «Мы напишем лес или лошадь такими, каковыми они ощущают себя сами».

Здесь одно из сущностных оснований для категории выражения: дать самой реальности выразиться на ее нечел. языке.

1.Отсюда неизбежным образным последствием оказывается искривление образов и пропорций, размытие привычного облика. Образный язык имп-зма - язык гротеска: эстетика дисгармонии, искривленных пропорций, нарушение телесности и ее целостности. Гипербола - частный случай гротеска. Пафос искривления облика во имя выражения скрытой глубины. Установка на то, чтобы вещи выражались, реализовывалась по-разному: вносить предметы в список действующих лиц драмы.

2.Выражение вечной сущности предмета. Выражать не частное и индивидуальное, а существенное, закономерное, мифологическое. В этом отношении язык экс-ма абстрактен. Иррациональная абстракция: первобытный рисунок. Контекст первобытного мышления задействован напрямую. 1909 - трактат «Абстракция и чувствования» - речь о двух парадигмах искусства, которые друг друга циклично сменяют: первобытное, средневековое, готика, барокко, модерн - абстрактное искусство; античность, возрождение, Новое время - чувствование.

Установка на сущность: отсутствует все второстепенное: не мыслящий человек, но мышление; не больной человек, но болезнь; не двое, слитых в объятии, но само объятие.

3.Антипсихологизм. Только всеобщее, сущностное. Реализуется в характерологии (нет имен, есть функции). Статья «Одухотворенный и психологический человек»: отвергается установка на изображение психологического человека: их интересует нечто большее, связанное с категорией духа.

08.09.2009г.

Тональность экс-тов не совпадает с интонациями карнавала: тот оптимистичен, основан на смеховом мироощущении, на принятии реальности, на торжестве молодого, весеннего и живого. В экс-ме мы видим трагедийную тональность: они входят в реальность с иной позиции, чем карнавальный человек. они входят в реальность с позиции жертвы круговорота жизни. Пафос экс-ма - это пафос жертвы мира, пафос истязаемого человека. пафос страдания. Одна из характерных тематических сторон эск-ма - судьба беззащитного человека в ужасном мире. Иногда - судьба маленького человека в бесчеловечном мире.

Мир - чудовище, перед которым человек всегда маленьким. Громадному миру противостоять нельзя.

Этический пафос восприятия действительности: этическое и эстетическое восприятие страдания. Эстетическое предполагает снятие страдания, с ним примирение. Этическое - неприятие страдания. Здесь боль остается неснятой, нестерпимой и требует деятельного этического же реагирования: мы с ней примириться не можем.

Прямое последствие - деятельное продолжение худ. программы: две ветви - левый экс-м тяготел к социально-политическому продолжению худ. поисков (участие в революциях), а другая ветвь - религиозно-мистический пафос.

Тематика маленького человека. Он преобразован в мифологии 20-го века: тут нет ничего общего с гуманистическим открытием маленького человека. Это люди-функции, люди без души. Маленький человек экс-ма - это массовый человек. Тематика массы имела особый язык для описания иррациональных явлений толпы.

Территории исследования: сны, бред, экстатические состояния; психология толпы (иррациональность, таящая в себе закономерности).

Для экс-ма характерна риторичность и утопичность. Это и установка на выражение (голос автора). Даже по названиям сборников экс-тов это прослеживается: «Человек добр!», «Человек в центре мира!». Они не так видят положение человека и его качества. Это именно призывы, заклинания с наивной верой, что это может помочь человеку стать добрым, выйти в центр мира и т.д.

Экс-м как течение остался утопической попыткой, проникнутой наивностью. Его влияние на дальнейшую литературу громадно. Расцвет экс-ма приходится на 10-20 годы, с конца 20-х годов можно говорить об угасании направления, о затишье.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 266 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...