Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Опровержение возражений. 1) не Плоть Христову нужно вкушать, которая не пользует нимало, а учение Иисуса Христа, так как слова Его есть дух и жизнь (Ин 6:63[1432])



Сектанты говорят:

1) не Плоть Христову нужно вкушать, которая не пользует нимало, а учение Иисуса Христа, так как слова Его есть дух и жизнь (Ин 6:63[1432]).

В Евангелии от Иоан (6:53-58[1433]) Господь Иисус Христос излагает учение о необходимости вкушать Плоть Его и пить Кровь Его и уясняет, что слова Его нужно понимать буквально. Многие правильно поняли обетование Спасителя о необходимости для жизни вечной действительно вкушать именно Плоть и Кровь Его. Если бы слушатели поняли слова Господни не так, как нужно было, то Он указал бы им эту неправильность (ср. Мт. 16:6-12.[1434] Ошибались они только в том, что грубо, чувственно представляли самый образ вкушения Плоти Его (ст. 52 и 62). Они думали, что Христос будет отделять части от Своего Тела и в виде мяса давать в пищу, почему соблазнились и говорили: “какие странные слова! Кто может это слушать?” На тайной вечере Господь явил, что Тело и Кровь преподает верующим для вкушения под видом хлеба и вина. “Но откуда скажешь, они могли понять, что такое значит есть Плоть? Потому-то им,” — замечает святой Иоанн Златоуст, — “и следовало выждать удобного времени и расспросить, а не оставлять Его.”[1435]

В стихе 63 (Ин 6[1436]) Господь указывает, как нужно принимать Его учение о таинстве причащения. “Дух животворит; плоть не пользует нимало. ” Господь не сказал: “Плоть Моя не пользует,” а просто “плоть,” т.е. все плотское не приносит пользы.

“Дух” и “плоть,” когда в Священном Писании противополагаются (ср. Рим 8:5-8;[1437] Гал. 5:16-23[1438] и др.), означают два направления жизни: человека духовного и человека плотского (1 Кор. 2:14-15[1439]); человека, возрожденного благодатью крещения, который все свои действия устремляет к богоугождению, и человека естественного, не возрожденного, помышления коего — вражда против Бога. Слова Христовы о причащении может принимать, веровать им и не соблазняться ими только человек духовный, сердце которого направлено к небесному. Плотской человек, т.е. нравственно развращенный, занятый земным, греховным, соблазняется и не принимает (как сектанты) учения Христова о причащении, так как предметы духовные понимает чувственно. “ Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь,” — потому, что они божественны, духовны и оживотворяют душу, принимающую их, не подвергают соблазну и ведут к жизни вечной.

Выражения: “ Плоть Моя ” (стих 51[1440]), “ Плоть Свою ” (52[1441]), “ Плоти Сына Человеческого ” (53[1442]), “ ядущий Мою Плоть ” (54[1443]) — означают не учение,[1444] а пречистое Тело Господа Иисуса Христа: “ хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам (будет распята) за жизнь мира ” (51), — а Свое учение Господь уже возвещал 2½ года..

Заповедь Иисуса Христа о вкушении Плоти Его (53) не следует понимать в переносном смысле, как умствуют сектанты, потому что в Священном Писании выражение “ есть плоть,” (в смысле вкушать, потреблять), понимаемое в переносном смысле, всегда означает причинять обиду, утеснение, зло (ср. Иов. 19:22;[1445] Пс 26:2;[1446] Мих. 3:3;[1447] Гал. 5:15[1448]). Если бы Плоть Иисуса Христа не пользовала нимало, (как понимать то Бог Сын не явился бы “ во плоти ” (1 Тимоф. 3:16;[1449] ср. Ин 1:14;[1450] Еф. 2:13-15;[1451] Кол. 1:20-22;[1452] Евр. 10:5-6;[1453] 10-19[1454] и др.); говорить так, значит отрицать воплощение Христа, Его страдания, смерть, воскресение, т.е. отвергать всю искупительную жертву Христову за грехи мира

“Он сказал так (плоть не пользует нимало),” — объясняет святой Иоанн Златоуст, — “не о Своей Плоти, отнюдь, но о тех, кто Его слова понимает чувственно. Что же значит понимать чувственно? Смотреть на предметы просто и не представлять ничего больше — вот что значит понимать чувственно. Но не так должно судит о видимом, а надобно внутренними очами прозирать во все его тайны. Это значит понимать духовно. Ведь кто не ест Его Плоти и не пьет Его Крови, не имеет жизни в себе: как же Плоть ничего не пользует, когда без нее невозможно жить? Не видишь ли, что слова “плоть не пользует нимало” сказаны не о Плоти Его, но о “плотском слушании?”[1455] “Иудеи, услышав о вкушении Плоти Господней, не верят; поэтому,” — замечает блаженный Феофилакт, — “и произносят слово неверия: “как?” Ибо когда входят в душу помыслы неверия, тогда возникает и вопрос “как?” Посему и Он, желая показать, что сие не невозможно, но и весьма необходимо, и что нельзя иначе иметь жизни, говорит: если не будете есть Плоти и проч. Так и Никодим от неверия говорил: как может человек войти во утробу матери? (Ин 3:4[1456]). Поэтому, когда мы слышим, что не вкушая Плоти Сына, не можем иметь жизни, мы должны иметь несомненную веру при принятии божественных Таин, а не спрашивать: как? Ибо душевный человек, т.е. следующий помыслам человеческим и душевным или естественным, не принимает сверхъестественного и духовного (1 Кор. 2:14[1457]). Так и духовной пищи, Плоти Господней он не разумеет... Слыша о Плоти, они и думали, что Он принуждает их сделаться плотоядцами и кровопийцами... Нужно бы спросить и узнать, чего не знают, а они отступают, и ничего не понимают в духовном смысле, но все по внешности... Они понимали слова Христовы по плотскому... и соблазнялись, Посему Он говорит (стих 63[1458]), что духовное только понимание слов Моих полезно, а плоть, т.е. плотское понимание их, нисколько не полезно, а бывает поводом к соблазну. Так они соблазнялись, понимая слова Христовы плотски. Присовокупляет, что слова, которые говорю Я, “суть дух,” т.е. духовны, и “жизнь,” не имеют ничего плотского, а доставляют жизнь вечную.”[1459]

2) Слово “есть” в выражениях “ сие есть Тело Мое ” и “ сие есть Кровь Моя ” (Мт. 26:26-28) нужно переводить словом “означает-знаменует;” поэтому хлеб и вино евхаристические — не Тело и Кровь Христовы, а только знаки, образы, напоминающие Тело и Кровь Его (ср. Ин 10:9;[1460] 14:6;[1461] 15:1[1462]).

Выражения, на которые ссылаются сектанты, как объяснил Сам Господь, употреблены Им в иносказательном смысле: “ Я есть дверь: кто войдет Мною, тот спасется...” (Ин 10:9). “ Я есть путь, ” потому что “ никто не приходит к Отцу, как только через Меня ” (Ин 14:6). “ Я есть истинная виноградная Лоза... Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне ” (15:1-4). Во время установления Cвятого Причащения Господь не в переносном смысле сказал: “ сие есть Тело Мое,” — а в прямом, буквальном смысле, т.е. действительно, на самом деле, без сомнения (ср. Мт. 3:17;[1463] Ин 4:24;[1464] 1 Ин 4:15-16;[1465] 5:6[1466] и др.). Если бы нужно было понимать Его слова иносказательно, Он бы указал. Сектантское объяснение данного места допускает ужасную мысль, будто Господь неточностью Своего выражения ввел в заблуждение апостолов и через — них Церковь православную, понимающих в буквальном смысле слова установления таинства (ср. 1 Кор. 10:16;[1467] 11:23-27[1468]). Очевидец установления таинства Святого Причащения свидетельствует, что Иисус Христос говорил с ними прямо, а не притчами (Ин 16:29[1469]).

3) Причащаться нужно словом Божиим, а не хлебом (Мт. 4:4[1470]).

В приведенном тексте Господь ничего не говорит о Святом Причащении, о котором Он ясно заповедал в других местах Евангелия (Лук. 22:19;[1471] Ин 6:53-54[1472]). Здесь под хлебом разумеется обыкновенный хлеб, которым питается человек (ср. “ напоследок взалкал ” — Лук. 4:2). Слова “ не хлебом одним будет жить человек,” — по объяснению святого Иоанна Златоуста, — “значат, что Бог может и словом напитать алчущего. Этим Христос научает нас, несмотря ни на голод, ни на какие другие страдания, никогда не отступать от Господа.”[1473]

4) Причащаться повелел Господь учением Его, а не пищею тленною (Ин 6:27[1474]).

Под пищею тленною нужно разуметь обыкновенную пищу (хлеб и рыбу —Лук. 9:13[1475]), а под “ пищею, пребывающею в жизнь вечную ” — Плоть и Кровь Иисуса Христа (Ин 6:48-56[1476]). Учение Свое Он уже возвещал 2½ года, поэтому не о нем сказал, что “ даст вам Сын Человеческий ” (стих 27), а о Своем Теле и Крови, которые Он имел дать верующим для причащения.

5) Слово Божие очищает от грехов, а не причащение: “ вы уже очищены через слово...” (Ин 15:3).

Приведенные слова Иисуса Христа ничего не говорят против Святого Причащения. Хотя апостолы и очищены были через слово, но приобщились Тела и Крови “ во оставление грехов ” (Мт. 26:26-28). Необходимость Святого Причащения Господь ясно указал (Лук. 22:19;[1477] Ин 6:53-54[1478]).

6) Благодатью укреплять нужно душу, а не яствами (Евр. 13:9[1479]).

Под яствами апостол разумеет иудейские жертвы, которые не могли очищать от грехов приносящих их (ср. Евр. 10:3-4[1480]), а не таинство причащения, дарующее величайшие блага достойно приступающим к нему (ср. 1 Кор. 10:16-17;[1481] 11:23-25[1482]). Указание на таинство причащения имеется в следующем стихе (Евр. 13:10[1483]), из коего видно, что у христиан есть свой жертвенник, а, следовательно, и своя жертва (Святое Причащение — ср. Евр. 9:23[1484]). Апостол не мог противоречить себе, как допускают сектанты. “Учениями чуждыми назвал,” — замечает блаженный Феодорит, — “учения, противные евангельским. Поэтому повелевает им пребывать в учении благодати и оставить наблюдения подзаконные. Ибо никто, говорил он, не получит от того пользы.”[1485]

7) Причастником Божиим становится боящийся и хранящий повеления Его (Пс 118:68[1486]), а не вкушающий хлеб и вино.

В указанном месте нет речи о Святом Причащении, не существовавшем в ветхозаветное время. Пророк Давид говорит о себе, что он — общник (по-славян. “причастник”) не Богу, а всем боящимся Его, т.е. он — из общества боящихся Господа. Хранит повеления Господни тот, кто исполняет заповедь Его о Святом Причащении (Ин 6:53-54[1487]).

8) Хлеб и вино и у нас преломляются в воспоминание страданий и смерти Спасителя (1 Кор. 11:26[1488]).

Так как в таинстве причащения верующие православные вкушают Тело Иисуса Христа, страдавшее на Голгофе, умершее и затем воскресшее, то Церковь православная и воспоминает во время совершения сего священнодействия страдание и смерть Господни (ср. молитву на Литургии: “поминающе убо сию спасительную заповедь, и вся яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение...”). Вкушение сектантами простых хлеба и вина никак не может напоминать смерти и страданий Спасителя.

9) По словам апостола: “все причащаемся от одного хлеба” (1 Кор. 10:17[1489]), а не Тела Христова.

Апостол называет евхаристический хлеб “хлебом,” потому что Господь, дающий Свое Тело и Кровь, о Себе сказал: “Я есть хлеб жизни…” — “ Я хлеб живой ” (Ин 6:48,[1490] 51[1491]). Если бы христиане вкушали простые хлеб и вино, то апостол не сказал бы, что все они причащаются “от одного хлеба,” так как таких хлебов для причащения в многочисленных храмах употребляется множество; очевидно, что, по слову апостола, в причащении все верующие вкушают один и тот же “Хлеб Жизни,” т.е. под видом хлеба и вина — Тело и Кровь Иисуса Христа. В стихе предшествующем (1 Кор. 10:16) апостол утверждает, что “ чаша благословения... есть приобщение Крови Христовой,” а “ хлеб... приобщение Тела Христова. ” Как верующие могли приобщаться “ Тела,” если бы оно не подавалось в евхаристии под видом хлеба? И как могли приобщаться “ Крови,” если бы ее не было в “ чаше благословения ”? Тот же апостол говорит (1 Кор. 11:27,[1492] 29[1493]), что недостойно вкушающий “ хлеб сей ” и “ чашу Господню ” становится виновным “ против Тела и Крови Господней... Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает ” (стих 30). Простой хлеб питает человека и поддерживает его силы, а евхаристический хлеб для недостойно вкушающих является “огнем поедающим” (ср. Евр. 12:29[1494]).

10) Голгофская жертва принесена, и евхаристическая жертва не нужна (ср. Евр. 10:10,[1495] 14[1496]).

По существу евхаристическая жертва не нечто иное, как одна и та же Голгофская жертва, так как и ныне на жертвеннике приносится тот же Агнец. Но по образу и обстоятельствам жертвоприношения евхаристическая жертва отличается от жертвы крестной: на кресте Господь видимо принес в жертву Тело и Кровь, в евхаристии же — под видом хлеба и вина; там — жертва кровавая, здесь — бескровная, без страданий, без смерти; там — за грехи всего мира, а здесь — за грехи тех людей, за которых приносится и которым усвояются плоды жертвы Голгофской. “Тело и Кровь Христа принесены в жертву единожды, но жертвенное, или ходатайственное, значение соединилось с ними навеки, оно неизменно пребывает с человечеством Христа во всех положениях его: сидит ли оно одесную Отца на престоле славы, находится ли под видом хлеба и вина в храме, преломляется ли, дается ли верующим.”[1497]

11) Евхаристические вещества подвергаются порче.

В евхаристии силою Святого Духа хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Спасителя, которые не могут подвергаться никаким изменениям (ср. Рим 6:9[1498]); изменяются, портятся вещественные виды Тела и Крови — хлеб и вино. Так и Христос, будучи Богом, по человечеству взалкал (Мт. 4:2[1499]), жаждал (Ин 19:28[1500]) и испытывал страдания (Лук. 22:44[1501]).

12) Невозможно, чтобы священники-грешники претворяли хлеб и вино в Тело и Кровь Христа.

“Действия этого таинства,” — учит святой Иоанн Златоуст, — “совершаются не человеческою силою. Тот, Кто совершил их тогда, на той вечере, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары Сам Христос.[1502] Предстоит Христос и теперь; Кто учредил ту трапезу, Тот же теперь устрояет и эту. Не человек претворяет предложенное в Тело и Кровь Христову, но Сам распятый за нас Христос. Представляя Его образ, стоит священник, произносящий те слова; а действует сила и благодать Божия.[1503] Дары Божии не таковы, чтобы они зависели от священнической добродетели; все происходит от благодати; дело священника — только отверзать уста, а все совершает Бог; священник же исполняет только видимые действия... Приношение в евхаристии одно и то же, кто бы ни совершал его — Павел или Петр; оно то же самое, которое Христос преподал ученикам; то же самое и ныне совершают священники; последнее нисколько не ниже первого, так как и это не люди освящают, а Сам Тот, Кто освятил его и тогда. Как слова, произносимые ныне священником, те же самые, которые изрек Господь, так и приношение то же самое.”[1504]

13) Надежда на причащение напрасна (ср. Осии 9:2[1505]).

В ветхозаветное время таинства причащения не существовало, почему не о нем здесь речь. Пророк грозит от лица Божия бедствиями израильскому народу, “удалившемуся от Бога” (стих 1[1506]), Который через пророка Амоса так говорил: “ возвращу из плена народ Мой, Израиля... насадят виноградники и будут пить вино из них ” (Ам. 9:14; ср. Иоил. 2:19[1507]).

14) Только неразумные и скудоумные, каковы православные, могут вкушать хлеб и растворенное вино (Прит Солом. 9:1,[1508] 4-5[1509]).

Под премудростью разумеется Господь Иисус Христос (ср. 1 Кор. 1:24;[1510] Кол 2:2-3[1511]), Который построил дом (Церковь — 1 Тим. 3:15;[1512] Евр. 3:6;[1513] Мт. 16:18[1514]), учредил семь столпов (семь таинств), принес Голгофскую жертву, установил таинство причащения и послал апостолов и их преемников звать в Свою Церковь “неразумных и скудоумных,” т.е. не наученных истинам веры, смиренных, не превозносящихся своим умом (ср. Мт. 11:25[1515]). Православные, как вступившие в Церковь Христову и принявшие ее учение, оставили свое “неразумие” (Прит Солом. 9:6[1516]). Сектанты — “кощунники и нечестивые” (Прит Солом. 9:7[1517]), потому что превозносятся своим разумом, глумятся над Церковью и ее таинствами и глухи к призыву Премудрости.

15) Православные, употребляя копье, вновь закалывают Христа.

Копьем из просфоры вынимается часть, называемая Агнцем, крестообразно надрезывается, прободается, и этими действиями Церковь воспоминает голгофские события. Но эти воспоминания в действиях, подобно словесным воспоминаниям (напр. чтение о страданиях Спасителя из Евангелий), не есть выражения злобы на Господа Иисуса Христа, как говорят сектанты, и не имеют цели причинения Ему страданий, а служат для благоговейного “возвещения смерти Господней” (ср. 1. Кор 11:26[1518]).

16) Зачем лжица при приобщении? Нужно приобщаться отдельно хлеба и вина (ср. Μф 26:26-27[1519]).

Лжица употребляется для предосторожности во избежание пролития Святых Таин, по образу клещей, коими ангел взял уголь с жертвенника и коснулся уст пророка Исайи (Исайи 6:7[1520]).

В таинствах нужно различать стороны существенные и несущественные, вечные и временные; способ приобщения является стороной несущественной в таинстве причащения. Неужели существо таинства может измениться при приобщении лжицею? По примеру апостолов, приобщившихся отдельно Тела и Крови, приобщаются преемники их (священнослужители Церкви); о порядке приобщения мирян в слове Божием ничего не сказано, и Церковь преподает ныне им Святые Дары лжицею.[1521]

17) Есть ли в Священном Писании заповедь о причащении младенцев?

Есть. Господь сказал: “ пейте от нее все ” (Мт. 26:27). Церковь поступает по примеру Иисуса Христа, сказавшего: “ пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне ” (Мт. 19:14). Тогда приносили к Нему, чтобы Он возложил на них руки и помолился, а теперь приносят к “ чаше Господней ” для соединения с Ним (Иоан.6:56[1522]).

18) О Церкви православной и таинстве причащения читай в Откровении (17:1-5[1523]).

Под женою разумеется не Церковь православная, как безумствуют сектанты, а “ великий город, царствующий над земными царями ” (стих 18[1524]). Города, как носители и распространители развращающего влияния на окружающие народы, называются в Священном Писании блудницами (ср. Исайи 23:15-18;[1525] Наум. 3:4[1526]); “золотая чаша, наполненная мерзостями и нечистотою блудодействия ее” (жены — стих 4[1527]), обозначает, что мировой город является распространителем безбожной и безнравственной культуры.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 367 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...