Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие и структура морального сознания



Как уже отмечалось в лекции №1, в структуру морали в качестве основных элементов входят моральное сознание и нравственное поведение. Моральное сознание составляют представления человека о должном поведении, образе жизни, взаимоотношении с другими людьми. Моральное сознание включает: нравственные ценности, нравственные принципы, нравственные нормы (образцы поведения), нравственные чувства. Основными категориями морального сознания являются такие понятия, как добро и зло, справедливость, долг, совесть, счастье, любовь, милосердие, гуманизм, толерантность.

2. Добро и зло – ключевые категории этики, выражающие нравственно-положительную и нравственно-отрицательную стороны в действиях и поступках человека". Особенности этих категорий: трудность определения, взаимоопределяемость (не зная зла, невозможно понять, что есть добро).

3.Справедливость – мера соответствия между содержанием того или иного действия и его оценкой в общественном мнении, а также мера распределения обязанностей и различных благ. Первым в истории этических учений теоретический анализ данной категории дал Аристотель. Он выделил два вида справедливости: справедливость от природы и справедливость по закону, и отмечал, что справ ед ливость от природы (внутреннее чувство справедливости) выше справедливости по закону. А также Аристотель обозначил два принципа, определяющих сущность данной категории: принцип равенства (равное распределение обязанностей и различных благ) и принцип пропорциональности («больше поработавший получает больше, имеющий большее имущество делает больший взнос и платит больший налог»). Современное понимание справедливости изложено в работе американского мыслителя Дж. Ролза. Первый принцип (по Ролзу) говорит о том, что «каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными свободами для других людей». Второй принцип: социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы: а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и б) доступ к положениям и должностям был бы открыт всем). В соответствии с идеями Ролза, в настоящее время справедливость понимается как уважение прав человека, обеспечение равных прав и свобод, а также равных возможностей для достижения целей всем членам общества.

4. Долг и совесть. Долг – чувство ответственности перед другими, перед обществом, перед самим собой. По И. Канту: «долг есть необходимость совершения поступка из уважения к закону», то есть в основе нравственного мотива, по Канту, лежит чувство внутреннего долга. Совесть – способность человека критически оценивать свои поступки, мысли и желания сквозь призму высших нравственных ценностей. Совесть также можно определить как чувство неисполненности долга.

5. Достоинство и ответственность. Достоинство – нравственная категория, обозначающая уважение и самоуважение человеческой личности. По К. Марксу, «Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство». Ответственность – субъективная обязанность человека отвечать за свои поступки и их возможные последствия перед другим, перед обществом, перед самим собой. Это значит, что совершая что-либо, мы должны думать не только о своих личных интересах, но обязаны учитывать интересы ближнего, семьи, народа.

6. Нравственное поведение – это второй важный компонент в структуре морали. Если моральное сознание формирует представление человека о добре, справедливости, и др., то моральное (нравственное) поведение – это утверждение идеалов добра, справедливости, гуманизма в конкретных жизненных ситуациях. Категория «нравственное поведение» тесно связана с понятием нравственный (моральный) выбор. Его суть состоит в выявлении оптимальных способов реализации добра в конкретных жизненных ситуациях. Необходимость выбора между взаимоисключающими в данных условиях нравственными ценностями приводит человека к состоянию морального конфликта. Моральный конфликт – есть несогласованность должного и неизбежного. Общих путей разрешения моральных конфликтов не существует.

1. Золотое правило нравственности – это нравственное правило, разработанное известными учителями и мыслителями древности, но не потерявшее своей актуальности и по настоящее время. Правило фиксирует универсальный нравственный принцип отношения к другому в любых практических ситуациях.

Одним из первых «Золотое правило» высказал Конфуций: «… Не делай другим того, чего не желаешь себе». Эта же мысль звучит в Нагорной проповеди Христа: «Во всем, как вы бы хотели, чтобы люди поступали с вами, и Вы с ними так поступайте» (Нагорная проповедь, Матф. 7:12). Глубокую разработку и теоретическое обоснование этого принципа дает И. Кант в работе «Критика практического разума»3. Золотое правило, по Канту, обязывает каждого человека поступать по отношению к другим так, как он бы хотел, чтобы они поступали по отношению к нему. Кант понимает этот принцип как нравственный закон, обязательный для каждого человека, который носит императивный характер (то есть выступает как принуждение, мотивом которого является внутреннее чувство долга).

Золотое правило распространяется на все сферы человеческих отношений, в том числе и на профессиональную жизнь. Золотое правило определяет такие профессиональные нравственные качества, как тактичность, снисходительность, взаимная помощь в коллективе, коллегиальность в работе.

2..Нравственные принципы отношения к другому. В основе нравственного отношения к другому лежит идея признания самоценности личности, уважения чести и достоинства человека. Эту идею выражает универсальный принцип гуманизма, лежащий в основе нравственных отношений. Принцип гуманизма и «золотое правило нравственности» формируют главные ценности межличностных отношений во всех сферах деятельности, в том числе и в профессиональной среде. Эти ценности определяются следующими категориями: вежливость, тактичность, корректность, деликатность, снисходительность, толерантность.

3. Вина, раскаяние, прощение как явления нравственной жизни. Действия людей в конкретных жизненных ситуациях не всегда соответствуют моральным принципам, что может быть связано с непростыми ситуациями морального выбора как в повседневной жизнедеятельности, так и в сфере профессиональных отношений. Переживание несоответствия своего поведения моральным нормам, невыполнение морального долга вызывает чувство вины. Вина возникает в ситуации, когда человек чувствует личную ответственность за происходящее и считает, что именно он является причиной чужих страданий и нарушения долга. Источником вины является либо совершение безнравственного поступка, либо неисполнение должного. Избавлением от чувства вины является прощение. В нравственной жизни прощение имеет важное значение и понимается как: освобождение от обиды и ненависти; уважение другого; признание права другого на ошибку.

4. Толерантность как основа межличностных отношений. Слово «толерантность имеет различные значения. Первоначально этот термин употреблялся в медицине и обозначал способность организма без осложнений реагировать на действие определенного препарата. В этике толерантность (терпимость) есть стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от большинства людей или не придерживаются общепринятых мнений. Эти отличия могут быть связаны с расовой принадлежностью, физическим обликом, индивидуальными особенностями, культурой, стилем мышления, поведением и др. факторами. Толерантность проявляется в принятии другого таким, каков он есть, в уважении его точки зрения, традиций, обычаев, веры, и др. Быть толерантным – это значит признавать права других на отличие и принимать их такими, как они есть, не испытывая раздражения, обиды, неприязни, или унижения собственного достоинства.

В профессиональной этике толерантность также является основой межличностных отношений в профессиональных сообществах. Прежде всего это связано с уважением достоинства каждого человека (коллеги, сотрудника) как члена коллектива и признанием его права на собственное мнение, собственную позицию. Это способность поставить себя на место другого и понять, что каждый имеет право на ошибку.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 1638 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...