Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

И мрамор и металл сметет поток годов



Счастливых ждет беда… Все так обыкновенно!

Человек гость на земле. Грифиус сравнивает свою жизнь с быстро тающим снегом, догорающей свечой, сном.

У нас в стране творчество Грифиуса изучено недостаточно. На русский язык переведено несколько сонетов, переводов драм нет. Им написаны следующие трагедии: «Лев Армянин, или Цареубийство» 1646-1647, «Екатерина Грузинская, или Несокрушимая стойкость» 1648, «Убиенное величество, или Карл Стюарт» 1649. Его считают одним из создателей «высокой» немецкой трагедии, с его именем связывают возникновение в Германии национальной драмы. Грифиус опирается на античные трагедии, пьеса состоит из 5 актов, вводит хор, аллегорические фигуры (Месть, Вечность), они объясняют происходящие события. Продолжая традиция Аристотеля, предметом трагедии делает важные, роковые события, героями – ярких, сильных индивидуальностей.

Роман Гриммельсгаузена «Похождения Симплиция Симплициссимуса»

Отражением настроения эпохи становится появление философско-аллегорического романа барокко. Особую роль в прозе Германии играет тема Тридцатилетней войны. Осмысление трагических событий становится основой барочной концепции как пути бед и обличения ужасов военного времени. Одним из ярчайших примеров европейского барокко стал роман Гриммельсгаузена «Похождения Симплиция Симплициссимуса» (1669).

Ганс Якоб Кристоффель Гриммельсгаузен (1621 или 1622-1676). Долгое время вопрос об авторстве романа «Похождения Симплиция Симплициссимуса» был не решен. О жизни Гриммельсгаузена известно крайне мало. Могила его не сохранилась, нет ни одного достоверного портрета писателя. Он был участником Тридцатилетней войны, был конюхом, мушкетером, писарем у коменданта крепости (у него был очень красивый почерк). С 1663 по 1665 год Гриммельсгаузен - «экономус» в Уленбурге. В 1666 г. он открыл трактир «У серебряной звезды». Трактир приносил маленький доход, на жизнь не хватало, у него было семеро детей. С лета 1667 г. он стал претором (старостой) в Ренхеле, прожил там до конца жизни и написал почти все свои произведения.

К литературному труду Гриммельсгаузен обратился рано, но только с 1667 г. начинается его активная творческая деятельность. С 1667 по 1675 год он издал 19 книг, в том числе 9 романов, несколько трактатов и занимательных брошюр. Наиболее знаменитые романы: «Симплицию наперекор, или Пространное и диковинное жизнеописание прожженной обманщицы и побродяжки Кураже» (1670) (сюжет этого романа лег в основу знаменитой пьесы XX века «Матушка Кураж и ее дети» Б. Брехта), «Шпрингинсфельд» (1670), «Чудесное птичье гнездо» (1672). Но ни одно из этих творений не могло сравниться с «Симплициссимусом» по значению и грандиозности.

Сюжет романа «Похождения Симплиция Симплициссимуса» основан на приключениях главного героя Симплиция, деревенского простака. Это вымышленное имя, буквально означает «простой из простейших». Хронологию романа составляют не исторические события, а непосредственно жизнь героя в этих исторических событиях. Автор предлагает взглянуть на мир глазами Симплиция. Гриммельсгаузен проводит своего героя по дорогам Тридцатилетней войны, отправляет на шабаш ведьм, в цент Земли. Все приключения Симплиция даны с одной целью – показать, что мир полон безумия, главное из которых война. Автор знакомит читателя со всеми ужасами войны, с натуралистической точностью описывает казни, пытки, мародерство, насилие. Антивоенные мотивы пронизывают весь роман.

Композиция книги проста, она связана с постоянным движением Симплиция по дорогам войны. В структуре романа переплетаются многие традиции, характерные для немецкой литературы барокко. Огромное место в романе занимает фольклорная традиция – сказки, фаблио, шванки, легенды и сказания о привидениях, кладах и многое др. Автор включает в роман и сборники «апофегм» - сентенций и афоризмов. Они появляются в беседах Симплиция с разными персонажами и демонстрируют разный уровень зрелости героя в разные периоды жизни. Особое место в романе занимает аллегория. Она возникает в романе как сновидение и сопровождает развитие сюжета в самых переломных моментах. Так, во сне Симплиций видит генеалогическое древо, дающее понимание законов общественной жизни, видит развращенность общества и армии.

На протяжении всего романа Симплиций видит изнанку жизни, но он не сдается. Он постоянно борется за свою судьбу, сопротивляется коварству, обману. После всех потерь, обид, унижений Симплиций не перестает верить в жизнь. Он по-прежнему остался добрым, щедрым, доверчивым человеком. В его обрзе нет никакой идиализации. Он также грешит, как и многие обычные люди, он любит прихвастнуть, рассказывая о своей доблести.

Симплиций пытается уйти от ужасов в мир природы, становится отшельником. Но и отшельничество он начинает воспринимать как еще один вид паразитизма. Он признается: «Поначалу, когда я был в тех местах еще внове, бродил от дома к дому в ближних долинах и снискал себе пропитание милостыню, однако ж не брал ничего сверх того, в чем у меня была нужда, особливо же презирал я деньги, что все окрестные соседи почитали превеликим чудом и как бы своего рода апостольской святостью. Но как только узнали, где я живу, то кто бы ни отправлялся в лес за своим делом, всегда приносил мне что-нибудь съестное… Так что у меня не только не было недостатка в хлебе, масле, соли, сыре, сале, яйцах и других подобных припасах, а скорее изобилие, от чего я не становился благочестивее, а, напротив, чем далее, тем нерадивее, леностнее и хуже, так что меня уже почти можно было назвать лицемером или продувным святошей».

Несмотря на глубокий интерес к жизни, в конце романа Симплиций уходит в пустыню. Им движет отвращение к обществу, в котором нет добра. На предложение вернуться к людям он отвечает: «Здесь мир – там война; здесь неведомы мне гордыня, скупость, гнев, зависть, ревность, лицемерие, обман, всякие заботы о пропитании и одежде, а ниже о чести и репутации; здесь тихое уединение без досады, ссоры, свары, убещине от тщеславных помыслов, твердыня противу всяких необузданных желаний, защита от многоразличных козней мира, нерушимый покой..».

Итог истории героя отчетливо барочный, он говорит о себе: «Я – мяч преходящего счастья, образ изменчивости и зерцало непостоянства жизни человеческой».

Познал вещей я тленность и произвол…





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 353 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...