Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Словарь основных терминов. Абстракционизм – художественное направление в изобразительном искусстве XX В. , основанное на предельном абстрагировании изобразительных образов от конкретных



по курсу «культурология»

Абстракционизм – художественное направление в изобразительном искусстве XX в., основанное на предельном абстрагировании изобразительных образов от конкретных объектов и крайней формализации композиции.

Авангардизм – тенденция отрицания традиций и экспериментального поиска новых форм, проявляющаяся в искусстве различных направлений, школ и творчестве отдельных художников, главным образом XX в.

Академизм – художественное направление, основанное на догматическом следовании канонам и классическим образцам, признаваемым как идеальные и непревзойденные. Исторически связан с деятельностью первых художественных учебных заведений конца XVI – начала XVII вв., подготовка в которых была ориентирована на закрепление великих достижений мастеров Античности и Возрождения.

Аккультурация – процессы взаимовлияния культур, в результате которых культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого. А. рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации.

Аксиология – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и структуре ценностного мира. Основной вопрос а. – «Что есть благо?» – впервые был поставлен Сократом. А. изучает исторически обусловленные ценности в их взаимосвязи, а также в отношении к социально-культурной среде и структуре личности.

Амбивалентность – двойственность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект (например, произведение искусства) вызывает у человека противоположные чувства – удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию и т. д. А. определяет и противоречивость процесса развития производительных сил, взаимодействия человека и техники. Одно из конкретных проявлений а. – раздвоение следствий научно-технических достижений человека на положительные и отрицательные в смысле их влияния на условия существования людей и функционирование производства.

Ампир – художественный стиль, созданный во Франции в начале XIX в. и распространившийся в других странах. Ориентирован на римскую античность, и потому прозван «стилем империи». В искусстве ампира копировались как образцы римского декора, так и предметы искусства Древнего Египта. После вступления русской армии в Париж (1814) получил распространение в России.

Анимизм – вера в существование души и духов, неотъемлемая составляющая первобытных верований и обязательный элемент всякой религии.

Античность – греко-римская древность, а также совокупность проявлений культуры древних греков и римлян, которые с эпохи Возрождения считаются классическими, т. е. образцовыми для всей европейской культуры.

Антропоморфизм – уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, а также животных и мифических существ.

Антропоцентризм – принцип культурного творчества, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Архаика – ранний этап в развитии искусства какого-либо стиля; данный термин в основном применяется к раннему периоду развития античного искусства. Для Древней Греции период а. – с конца IX по конец VI в. до н. э. А. характеризуется синкретизмом, т. е. слитностью художественной деятельности и ее видов с прочими формами творческой активности человека.

Архетип – прообраз, или первообраз; а. составляет основу общечеловеческой символики. Архетипы служат питательной почвой творчески продуктивного воображения, играют особую роль в искусстве.

Аскетизм – ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества. Цель аскетизма – достижение свободы от желаний и привязанностей, духовное самосозерцание.

Барокко (от итал. barocco – «странный», «причудливый») – ведущий стиль в искусстве Европы XVI – середины XVII вв. Б. связано с развитием дворянско-церковной культуры зрелого абсолютизма, тяготевшего к торжественному «большому стилю». Оно отразило кризис идеалов культуры Возрождения, драматизм человеческого бытия. Для б. характерны динамизм, сложность, напряженность, контрастность, монументальность, синтез искусств.

Библия – книги, почитаемые как «священные» в иудаизме и христианстве. По своей структуре б. – это сборник разновременных и разножанровых сочинений, созданных с X в. до н. э. по II в. н. э. Отражает разнообразные социальные, политические и этические воззрения. Лежит в основе богослужения и догматики иудаизма и христианства. Состоит из Ветхого и Нового Заветов.

Богословие (тж. теология) – учение о Боге, совокупность религиозных доктрин о сущности Бога, его действии в отношении к миру и человеку.

Бронзовый век – исторический период в развитии человечества, характеризующийся открытием бронзы (сплава меди и олова) и распространением бронзовых изделий. Эпоха бронзы – с III по I тыс. до н. э. Датировка колеблется в зависимости от географического региона.

Буддизм – одна из трех мировых религий, основателем которой считается Сиддхартха Гаутама (Будда). Возникнув в Древней Индии в VI–V вв. до н. э., б. распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии. В центре буддизма – «учение о четырех благородных истинах»: страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В б. нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет понятия Бога как творца и абсолютно высшего существа.

Византийский стиль – архитектурный стиль, характерный для культового зодчества Византийской империи. Типичным его проявлением было строительство крестово-купольных храмов, отличающихся особой парадностью и торжественностью внешних и внутренних архитектурных форм. Главная задача этого стиля – разрушение обыденного представления о пространстве. Особое внимание уделялось организации внутреннего пространства храма, производящего впечатление неземного: парящий купол, двухъярусные аркады, украшения из ажурной каменной резьбы, мозаичные панно. Преобладающие цвета византийского стиля – изумрудный и золотой.

Возрождение (тж. Ренессанс)– период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии – XIV–XVI вв., в других странах – XV–XVI вв.), переходный от Средневековья к Новому времени, основной чертой которого стало стремление актуализировать античные художественные идеалы и духовные ценности. Эстетический идеал эпохи Возрождения заключается в соединении материального и духовного, выдвижении на первый план роли отдельной творческой личности.

Гармония – эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одухотворенную гармонию, наполненную человеческим чувством и смыслом, называют красотой.

Гедонизм – этический принцип, согласно которому высшей целью и основанием поведения человека является наслаждение, удовольствие. В г. источником наслаждения для человека считается добру, а зло рассматривается как источник страдания.

Геометрический стиль – художественный стиль, присущий, как правило, архаическому периоду развития той или иной этнической культуры. Впервые проявился в орнаментации орудий труда и предметов быта в эпоху неолита. В целом для г. с. характерно использование простых геометрических форм для конструирования орнамента.

Готика – художественный стиль в западноевропейском искусстве XII–XV вв. Возник на основе народных традиций германцев, достижений арабской архитектуры («мавританский стиль») и христианского мировоззрения. Проявился в строительстве кафедральных соборов со стрельчатой кровлей. Для г. характерно искусство каменной и деревянной резьбы, скульптуры, витражей. Широкое распространение г. получила и в живописи.

Гуманизм (от лат. humanus – «человеческий», «человечный») – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле – интеллектуальное течение эпохи Возрождения, противостоящее схоластике и духовному господству церкви и нацеленное на изучение произведений литературы и искусства античности.

Декадентство (тж. декаданс) – общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX – начала XX вв., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом. Постоянными темами д. являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям, отказ от гражданских идеалов, вера в разум, любование красотой увядания жизни. Д. получило широкое распространение в России, особенно в революционную эпоху.

Декоративно-прикладное искусство – искусство украшения; охватывает ряд отраслей творчества, нацеленных на создание художественных изделий, используемых, главным образом, в быту. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть утварь, мебель, ткани, одежда, украшения, орудия труда, оружие и пр. изделия, приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника. Своими эстетическими достоинствами, образным строем и характером произведения д.-п. и. активно воздействуют на душевное состояние человека.

Дизайн – художественное конструирование объектов материальной культуры, проектирование эстетического облика изделий и эстетических качеств предметов, предназначенных для непосредственного использования человеком, а также рациональное формирование целостной предметной среды.

Дорический ордер – один из трех основных античных архитектурных ордеров, который сложился в Греции в период перехода к каменному строительству (около 600 г. до н. э.). Колонна д. о. не имеет базы, ствол прорезан вертикальными желобками, капитель состоит из круглой подушки и толстой квадратной плиты. Д. о. – важнейший элемент монументальных композиций и главное средство художественной выразительности зодчества поздней архаики и ранней классики.

Духовность – социально-культурный феномен, свойственный человеку, группе людей или обществу в целом, основанный на единстве высоких нравственных, интеллектуальных и эстетических сущностных качеств человека.

Духовная культура – совокупность духовных ценностей, которые включают в себя нормы морали, права, знания, умения, навыки, достижения интеллектуального, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, а также способы и формы общения людей.

Евразийство – направление в русской социальной и культурологической мысли 20–30-х гг. XX в., возникшее в среде эмигрантской интеллигенции. Пафос теоретической деятельности представителей е. (Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий. Л. П. Карсавин, Г. В. Вернадский и др.) заключался в выявлении своеобразия «культурной личности» России: русская культура есть по своей сути евразийская, объединившая элементы различных культур. Создание культуры является обязательной задачей каждого субъекта (Л. П. Карсавин). Е. признает сферами культуры политику, духовное творчество и материально-техническое производство.

Железный век – период в технологической истории человечества, наступивший с распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Сменил бронзовый век в начале I тыс. до н. э. Применение железа дало мощный импульс развитию производства и ускорило общественное развитие. В ж. в. у большинства народов Евразии происходило разложение первобытнообщинного строя и переход к классовому обществу.

Жанр – исторически сложившееся внутреннее подразделение в искусстве. Принципы разделения на ж. специфичны для каждой из областей художественного творчества. В изобразительном искусстве основные ж. определяются, прежде всего, по предмету изображения: пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр и др., в литературе – поэма, роман, рассказ, повесть, комедия, трагедия. Каждому ж. присущи определенные, характерные только для него, средства художественной выразительности. Это единство специфических свойств формы и содержания.

Западный индивидуализм – тип мировоззрения, в основе которого нередко лежит противопоставление индивида обществу. Моральная ориентация з. и. – интересы и потребности отдельного человека.

Золотое сечение – принцип наиболее гармоничной пропорциональности, при котором отношение частей целого между собой равно отношению каждой отдельной части к целому.

Икона – в православии и католицизме живописное изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, служащие культовым целям и передающие с помощью образно-символических средств основные теологические доктрины.

Иконоборчество – социально-политическое и религиозное движение в Византии VIII–IX вв., направленное против культа икон. В VIII в. использовалось провинциальной византийской знатью в ее борьбе со столичной аристократией за политическое влияние. Иконоборчество возглавлялось первыми императорами Исаврийской династии, которые одновременно с запретом иконопочитания конфисковывали церковное имущество. Народные массы под знаменем иконоборчества вели борьбу против феодалов.

Импрессионизм – направление в искусстве последней трети XIX – начала XX вв., представители которого стремились к наиболее естественному отражению реального мира в его подвижности и изменчивости. Художники-импрессионисты работали на пленэре (т. е. на открытом воздухе).

Индуизм – одна из крупнейших религий мира. Сформировалась в I тыс. н. э. как результат развития ведизма и брахманизма и ассимиляции народных верований. Основа и. – учение о перевоплощении душ в соответствии с законом воздаяния (т. е. кармой) за добродетельное или дурное поведение, определяемое как почитанием верховных божеств или их воплощений, так и соблюдением кастовых предписаний.

Инквизиция – полицейское учреждение для борьбы с ересью в Католической церкви XIII–XIX вв. Судопроизводство велось тайно, с применением пыток. Еретики приговаривались обычно к сожжению на костре. Особенно жестоко свирепствовала инквизиция в Испании.

Интеллигентность – свойство личности, выражающееся в обостренном чувстве несовершенства социального мира, критическом к нему отношении, готовности к общественно-личному историческому подвигу во имя соблюдения интересов общечеловеческого благоденствия.

Ионический ордер – один из трех основных античных архитектурных ордеров. Имеет стройную колонну с базой, стволом, прорезанным вертикальными желобками (каннелюрами), а также капитель, состоящую из 2-х завитков (волют). Антаблемент иногда без фриза, архитрав – их трех горизонтальных полос; фриз часто сплошь покрывался рельефом.

Исихазм (от греч. hesychia – «покой», «безмолвие», «отрешенность») – византийское религиозно-мистическое течение в православии. В широком смысле – учение о пути к единению человека с Богом через «очищение сердца», созерцание и самососредоточение сознания.

Ислам, мусульманство – одна из мировых религий, возникшая в VII в. в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основателем ислама считается Мухаммед (Мухаммад), которого, по преданию, Аллах избрал своим «посланником», или пророком. Основу исламского учения составляет строгий монотеизм, признание Корана вечной, несотворенной священной книгой, вера в воскресение мертвых и конец света, соблюдение молитвы, поста и обрядов. Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо, не признает разделения духовных и светских функций религии, политики и государства.

Иудаизм – монотеистическая религия, основанная на культе бога Яхве. Возникла в I тыс. до н. э. в Палестине; распространена среди евреев. Основные положения иудаизма систематизированы в Талмуде. Является государственной религией Израиля.

Кальвинизм – направление в протестантизме. Основоположник – Жан Кальвин. Главное его сочинение «Наставления в христианской вере». Кальвинизм как религия в наибольшей степени соответствовал интересам буржуазии. Зародился в Швейцарии. Для кальвинизма характерны: доктрина абсолютного предопределения, проповедь «мирского аскетизма», республиканское устройство церкви. Кальвинизм распространился также во Франции (гугеноты), Нидерландах, Англии и Шотландии (пуритане).

Каменный век – древнейший период технологической истории человечества, для которого характерно изготовление орудий из камня, дерева и кости. Хронологические границы каменного века – от 2 млн. до 8 тыс. лет назад. К. в. делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Люди каменного века занимались собирательством, охотой, рыболовством. Общественные отношения прошли путь от «первобытного человеческого стада» к родовой общине.

Канон – в изобразительном искусстве совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы композиции и колорита, систему пропорций в художественном произведении, а также иконографию данного типа изображения. К. называют также произведения, служащие нормативным образцом. В расширительном смысле к. – это все, что твердо установлено, стало общепринятым.

Католицизм – направление в христианстве. Разделение христианской церкви на православие и католицизм произошло в 1054 г. Католическая церковь отличается строгой централизацией, иерархическим характером. Ее управленческим центром является папство. Глава – Римский папа, резиденция которого находится в Ватикане. Источники вероучения – Священное писание и Священное предание. Особенность католицизма, в отличие от православия, состоит в добавлении к Символу веры слова filioque («и от Сына»), согласно чему Святой Дух (Третье Лицо Святой Троицы) исходит не только от Бога Отца (Первого Лица), но и от Сына (Второго Лица). Кроме того, спецификой католицизма является наличие догматов о непорочном зачатии Девы Марии и о ее телесном вознесении, о непогрешимости папы, резкое разграничение между клиром и мирянами, обязательность безбрачия духовенства (целибат).

Классицизм – художественный стиль в европейском искусстве XVII – начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к эстетическому эталону. К. стремится к выражению возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов, выдвигает такие эстетические нормы, как стойкость перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного общему, страстей долгу, разуму и верховным интересам общества.

Конструктивизм – направление в искусстве XX в., преемственно связанное с кубизмом и футуризмом и породившее свой художественный стиль, сказавшийся в советской архитектуре, живописи, прикладном искусстве и поэзии 20-х – начала 30-х гг.; основной установкой конструктивизма было сближение искусства с практикой индустриального быта по линии формы, геометризация контуров и обнажение технической основы строительства в архитектуре, функционально оправданное конструирование в прикладном искусстве, стилизация документов, воспроизведение производственных ритмов поэзии и т. д.

Контрреформация – католическое движение в Европе XVI–XVII вв. во главе с папством, направленное против Реформации. В основу программы к. легли решения Тридентского собора (1543–1563). Главными инструментами к. стали инквизиция и монашеский орден Иезуитов.

Конформизм – социально-психологическая ориентация личности, складывающаяся не в результате самостоятельного выбора культурных ценностей, а как пассивное, приспособительное принятие существующего порядка вещей.

Конфуцианство – этико-философское учение в Китае, основанное в VI в. до н. э. Конфуцием. Основой социального устройства в к. считалось нравственное самосовершенствование и соблюдение норм этикета («ли»). Со II в. до н. э. и до 1913 г. к. – официальная государственная идеология Китая.

Коринфский ордер – один из трех основных античных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным желобками и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора листьев аканта (род травянистых растений) и небольших волют (завитков). Сложился во 2-й половине V в. до н. э. Пышный и торжественный коринфский ордер получил наибольшее распространение в архитектуре эпохи эллинизма и Древнего Рима.

Коран – главная священная книга в исламе, собрание религиозно-догматических, мифологических и правовых текстов, а также проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных пророком Мухаммедом в Мекке и Медине. Выдающийся памятник мировой культуры. В Коране приведены моральные нормы, обязательные для мусульманина.

Крестово-купольный храм – тип христианского храма, сложившийся в Византии. В исходном классическом типе крестово-купольного храма купол опирается на четыре столба в центре здания, откуда образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, еще ниже – угловые помещения. В целом храм представляет собой систему связанных друг с другом пространства ячеек, выстраивающихся уступами в пирамидальную композицию.

Крито-микенская культура – средиземноморская культура эпохи бронзы (XXX–XII вв. до н. э.); более широкое название – Эгейская культура. К.-м. к. развивалась в основном на островах Эгейского моря (о. Крит, Кикладский архипелаг), а также на полуострове Пелопоннес. По сравнению с культурами Древнего Востока она отличается более светским, жизнерадостным характером. Большое внимание в искусстве уделялось человеку и природе, тяготело к устойчивым монументальным симметричным формам и обобщениям.

Кубизм – модернистское течение в изобразительном искусстве. К. знаменовал собой разрыв с традициями реалистического искусства. Предметный мир изображался в виде комбинаций правильных геометрических объемов (куба, шара, цилиндра, конуса). Кубизм тяготел к суровой аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам, к элементарным мотивам (таким, как дом, дерево, утварь и др.). Геометризм подчеркивает устойчивость, предметность мира.

Культ (лат. cultus – «почитание») – 1) один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы; 2) преклонение перед кем-либо (чем-либо), почитание кого-либо (чего-либо), чрезмерное возвеличение (например, культ личности).

Культура (лат. cultura – «возделывание», «воспитание», «обработка» и т. п.). Первоначально данный термин употреблялся применительно к сельскому хозяйству. В настоящее время он передает понятие, отражающее исторически определенный уровень развития общества, сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культурная антропология (тж. культурантропология) – одна из разновидностей философской антропологии (учения о человеке), ориентирующаяся на построение теории человека как творца и носителя культуры. Виднейшие представители: Э. Ротхаккер, М. Ландман и др. В рамках к. а. учитывается изменчивость сущности человека в конкретно-историческом многообразии культур, что предполагает опираться при анализе человека культуры не только на биологию и психологию, но и на историю, социологию, теологию, искусствознание и другие социальные и гуманитарные дисциплины. Как правило, в к. а. человеческая деятельность сводится лишь к духовной составляющей и ставится в зависимость от «судьбы», т. е. некой иррациональной ситуации.

Куртуазность – придворно-рыцарское течение в европейской литературе XII–XIV вв.; представлено лирикой трубадуров и труверов во Франции, миннезингеров в Германии и рыцарскими романами. Куртуазная литература прославляла воинские подвиги, поклонение «прекрасной даме», отражала ритуал рыцарской чести, противостояла клерикальной литературе.

Лад – система взаимосвязей музыкальных звуков, обусловленная тяготением неустойчивых звуков к устойчивым (опорным). Звуки лада в порядке их высоты образуют гамму.

Литургия – христианское богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии (Причащения). Включает чтение библейских текстов, песнопения, молитвы, вкушение хлеба и вина как символов плоти и крови Христа. В просторечии у православных – обедня, у католиков – месса.

Лютеранство – крупнейшее по численности направление протестантизма. Основано Мартином Лютером в германских землях. Начало было положено его выступлением с «95-ю тезисами» против продажи индульгенций (1517). В период Реформации Лютер – идеолог консервативного бюргерства.

Магия – совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов; магия является составной частью всех религиозных культов.

Маньеризм – художественное течение, проявившееся в различных видах искусства Западной Европы XVI в. М. отразил нарастание кризисных явлений в позднем Возрождении, когда главной целью творчества было провозглашено следование «красивой и ученой манере», «идеальным» образцам искусства Ренессанса, но без присущей им глубины содержания и гуманизма. Главным эстетическим критерием м. было выражение субъективной идеи художественного образца, рождающегося в душе художника.

Манкурт (имя собственное) – человек, утративший историческую память, нравственные и духовные ценности и ориентиры, духовную связь со своим народом.

Материальная культура – совокупность материальных ценностей, которыми обладает то или иное общество, находящееся на определенной стадии исторического развития.

Матриархат – одна из форм общественного устройства в период первобытнообщинного строя; у некоторых народов предшествовал патриархату, иногда сохранялся в период перехода от родового строя к классовому обществу. Характеризуется доминирующим положением женщины, матрилинейностью рода и наследования имущества, социального положения, матрилокальностью или дислокальностью брачных поселений.

Массовая культура – разновидность культуры современного общества (синонимы: популярная, или поп-культура, индустрия развлечений, потребительская, коммерческая культура). М. к. сознательно ориентирует распространяемые ею духовные и материальные ценности на «усредненный» уровень развития массовых потребителей. Главным каналом распространения м. к. служат средства многотиражной коммуникационной техники (книгопечатание, репродуцирование, пресса, радио, кино, телевидение, видео- и звукозаписи). Термин «м. к.» объективно носит маскировочный характер, поскольку запросы аудитории не образуются стихийно, а в значительной степени формируются содержанием и художественным качеством тиражируемых произведений, что, в свою очередь, обусловливается интересами социальных групп, владеющих (контролирующих) на правах частной и государственной собственности средствами их производства и распространения. По преимуществу товарная и утилитарно-развлекательная по направленности, м. к. не исключает, однако, возможностей использования ее как мощного средства воздействия на общественное сознание не только для нивелировки взглядов и вкусов под сложившийся обывательский стереотип, но и для охранительных целей – идеализация существующих институтов и порядков, пропаганды определенного образа жизни.

Мезолит – средний каменный век, переход от древнего к новому каменному веку (около X–VII тыс. до н. э.). В м. появились лук и стрелы, была приручена собака. Иногда м. называют также протонеолитом («предшествующий неолиту») или эпипалеолитом («идущий после палеолита»).

Менталитет (от лат. mens – «ум», «мышление», «рассудок» и т. п.) – образ, характер и особенности мировосприятия, отношения, реакции, обусловленные традициями и факторами национального и культурно-исторического свойства.

Мечеть – культовое сооружение в исламе, место поклонения и молитвы Аллаху. С VII–VIII вв. имели прямоугольный двор, окруженный галереями, и многоколонный молитвенный зал. С X в. на главном фасаде появляются монументальные порталы. Большинство мечетей – центрические купольные.

Минарет – башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении) для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью или включается в ее ансамбль.

Мировые религии – наиболее распространенные религии, чьи последователи принадлежат к разным национальностям, являются гражданами многих государств. К их числу принято относить буддизм, христианство и ислам. М. р. свойственна пропагандистская активность; их проповедь носит межэтнический и космополитический характер, хотя в конкретно-исторических условиях различные направления м. р. приобретают местную специфику и особую культурно-этническую окраску.

Мистика (от греч. mystikos – «таинственный») – религиозная практика, преследующая цель переживание в экстазе непосредственного «единения» с Богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысливающих эту практику. Иногда м. становилась формой протеста против церковной и социальной иерархии; в других случаях оказывала влияние на развитие идеалистической диалектики.

Миф – характерное для первобытного сознания синкретическое отражение действительности в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных образов, которые мыслятся вполне реальными; продукт устного народного творчества, коллективной народной фантазии. Различаются м. героические (в том числе сказочные) и этиологические (объясняющие причины событий, обычаев, названий).

Мифология – изображение природы, всего мира как населенных живыми существами с их магической, чудесной и фантастической практикой. Доминирование м. в первобытном мировоззрении объясняется всеобщностью общинно-родовых связей и отношений, перенесенных на природу и на весь мир, который воспринимается и трактуется как универсальная родовая община. Эстетическое значение м. обусловлено тем, что в нем представлен некий синтез (совпадение, слияние) общей идеи и чувственного образа.

Модерн – русское наименование стиля в европейском и американском искусстве конца XIX – начала XX вв. (соответственно, «ар нуво» – во Франции и Бельгии, «югендстиль» – в Германии, «сецессион» – в Австрии, «либерти» – в Италии и т. д.). М. представляет собой совокупность попыток сформировать целостный, противостоящий эклектике художественный стиль в архитектуре и декоративном искусстве. М. отличают поэтика символизма, высокая дисциплина композиции, подчеркнутый эстетизм в трактовке утилитарных деталей, декоративный ритм гибких, текучих линий, увлеченность национально-романтическими мотивами, акцент на индивидуальность изобретательности художника. Характерные для многих мастеров м. рационализм, внимание к функциональной организации пространства, увлеченность новыми материалами (металл, стекло, керамика) несли в себе зародыш эстетических программ функционализма и конструктивизма в искусстве XX в.

Модернизм – художественно-эстетическая система, сложившаяся в 20-х гг. XX в. как своеобразное отражение духовного кризиса западного общества, противоречий буржуазного массового и индивидуального сознания. М. объединяет множество относительно самостоятельных идейно-художественных направлений и течений, различных по социальному масштабу и культурно-историческому значению (экспрессионизм, кубизм, футуризм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт). Становление м. как законченной художественно-эстетической системы и соответствующего типа миросозерцания было подготовлено такими его стадиями, как декадентство и авангардизм. Преобладание мрачного колорита, пессимистических настроений и тревожных томительных предчувствий, сознание непознаваемости и неизменности бесчеловечного мира – таков эмоциональный настрой произведений М. в литературе (Ф. Кафка, Дж. Джойс, А. Камю), театре (Э. Ионеско, С. Беккет, Ж.-П. Сартр), изобразительном искусстве (О. Кокошка, С. Дали, О. Цадкин) и музыке (А. Шенберг, П. Булез, К. Штокхаузен, К. Пендерецкий), ярко характеризующие трагедию отчуждения личности, некоммуникабельности, крушения гуманизма, исторического тупика, застоя или движения по замкнутому кругу.

Монашество – социально-религиозная группа, члены которой берут на себя обязательства «ухода от мира», как правило, отказ от имущества, воздержание, разрыв старых родственных и социальных отношений, безбрачие.

Мозаика – изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток; отрасль живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху.

Нарышкинский стиль (тж. нарышкинское барокко, московское барокко) – условное (по фамилии Нарышкиных) название стилевого направления в русской архитектуре конца XVII – начала XVIII вв.: светски-нарядные многоярусные церкви с резным белокаменным декором, элементами архитектурного ордера.

Натурализм (от лат. natura – «природа») – направление в литературе, искусстве, сложившееся в последней трети XIX в. в Европе, США и стремившееся к объективно-точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Объектом н. был человеческий характер в его обусловленности физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственно бытовое и материальное окружение. Н. – это и поверхностное копирование второстепенных подробностей, достоверно-фотографическое изображение мрачных, теневых явлений, сцен жестокости и насилия, культ агрессивной, варварской силы.

Наука – одна из форм культуры; сфера человеческой деятельности, в которой выражаются объективные знания о действительности и закрепляются в систематизированной форме.

Неоклассицизм – общее название художественных течений 2-й половины XIX – XX вв., основанных на традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. Представители н. противопоставляли противоречиям жизни «вечные» эстетические нормы. Классическая традиция часто противостояла индивидуалистическому произволу. В формах н. течения «новая вещественность» в Германии, «метафизическая живопись» в Италии выразили отчуждение мира от человека, а у Пабло Пикассо – мечты о счастье человечества. Литература н. характеризует ориентацию на античную и классицистическую трагедию и лирику, подчеркнутые благородство, строгость и ясность стиля, противопоставляющиеся как декадансу, так и критическому реализму.

Неолит – новый каменный век (около VIII–III тыс. до н. э.), эпоха перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыбная ловля) к производящему (земледелие, скотоводство, ремесло), хотя присвоение продолжало играть большую роль. В эпоху н. орудия из камня шлифовались, сверлились.

Неореализм – направление в итальянском кино и литературе 40–50-х гг. XX в., возникшее на волне антифашистского Сопротивления, проявление борьбы за демократическое национальное искусство. Большую роль в создании н., ставшего как бы модификацией критического реализма и нацеленного на показ жизни естественной, «разгримированной», сыграли режиссеры и сценаристы, объединившиеся вокруг журнала «Бьянко э неро» (Дж. Де Сантис, Л. Висконти, К. Лидзани, М. Антониони). В литературе главными представителями н. были В. Пратолини, К. Леви, Э. де Филиппо.

Ораторское искусство – искусство красноречия, живая речь. получившая художественную обработку в соответствии с назначением, содержанием и характером речи (торжественные, судебные, политические, религиозные).

Ордер архитектурный – определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. О. а. включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент). Классическая система о. а. сложилась в Древней Греции.

Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений.

Палеолит – древний каменный век, первый (и наиболее продолжительный) период каменного века, время существования ископаемого человека, который пользовался оббитыми каменными. деревянными и костяными орудиями, занимался охотой, рыбной ловлей и собирательством. П. продолжался с возникновения человека (свыше 2 млн. лет назад) до X тыс. до н. э.

Папство – религиозно-монархический центр Католической церкви, возглавляемый папой римским. Папство сложилось как результат исторического развития римского епископата. В V в. римские епископы присвоили себе титул «папа», добились от римского императора эдикта о подчинении им других епископов. В VIII в. создание папской области положило начало светской власти пап. Наибольшего могущества папство достигло в Средние века. Реформация в XVI в. сильно подорвала влияние папства. Возглавив Контрреформацию, оно несколько укрепило свои позиции.

Парсуна (искажение лат. слова persona – «лицо», «маска») – условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи конца XVI–XVII вв., сохранявших стилистические приемы иконописи, но передававших портретный облик реальных людей.

Патриархат – период родового строя, для которого характерна преобладающая роль мужчин в хозяйстве, обществе и семье. Возник вследствие подъема хозяйственной деятельности, связанной с появлением и развитием скотоводства. Эпоха патриархата – время разложения первобытнообщинного строя.

Первобытное искусство – искусство первобытной эпохи. Возникло в верхнем палеолите около XXXV тыс. до н. э., отражая потребности жизни и воззрения первобытных охотников (пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита изображения стали передавать отвлеченные понятия, развивалось искусство орнамента. В эпоху неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали т. н. «звериный стиль».

Поп-арт – одно из течений в искусстве модернизма, возникшее в середине 50-х гг. в США. Повторяя экстравагантные приемы дадаизма, представители п.-а. используют в своих композициях реальные бытовые предметы (консервные банки, старые вещи, части машин), а также их механические копии (фотографии, муляжи, репродукции, комиксы, вырезки из иллюстрированных журналов), эстетизируя, возводя в ранг искусства случайное их сочетание. Предметные композиции и коллажи в стиле п.-а. строятся либо на условном абстрагировании этих формальных качеств, либо на их контрапунктическом сопоставлении со смыслом вещи.

Поп-культура – одно из направлений современной массовой культуры, идеологической подпиткой для которой стала совокупность неоавангардистских взглядов на искусство, отрицание художественно-эстетического опыта старших и предшествующих поколений, поиск новых форм в искусстве, стиле жизни, выражающих мировоззренческий протест молодежи против ханжеской морали современного западного общества.

Постимпрессионизм – общее название течений в живописи конца XIX – начала XX вв., возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, п. противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовых сущностей, обобщающих, синтетических живописных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приемам.

Постмодернизм – общее направление современной европейской культуры, сформировавшееся в 70–80-е гг. XX в. Возникновение постмодернистских тенденций в культуре было связано с «усталостью от прогресса», осознанием ограниченности рационализма и того, что результаты культурного развития поставили под угрозу уничтожения время и пространство самой культуры. П. выражает попытки установления пределов вмешательства человека в естественную динамику природы, общества, культуры. Суть п. – осознание разнообразия и плюрализма форм рациональности, активности жизни, а также признание этого разнообразия как естественного и позитивного состояния. Характерные черты п.: одновременная ориентация на «массу» и «элиту» (принцип «двойного кодирования»); обращение к забытым художественным традициям; стилевой плюрализм; обращение к гротескным типам художественной образности, иронии, иллюзии; художественный экспансионизм, расширяющий и отождествляющий понимание искусства с внехудожественными сферами деятельности (например, политика, экология, информатика). П. выступает в качестве парадигмы интеллектуальной и художественной трансформации духовного мира современного человека. В культурно-эстетическом плане п. – это освоение опыта художественного авангарда. При этом он полностью стирает грань между прежде самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания – между «научным» и «обыденным» сознанием, «высоким искусством» и «китчем». П. окончательно закрепляет переход от «произведения» к «конструкции», выражая изменения места культуры в обществе, ориентирует эстетическую активность с «творчества» на компиляцию и цитирование, с создания «оригинальных произведений» на коллаж.

Примитивизм – течение в искусстве конца XIX–XX вв. следование нормам искусства «примитивов» (первобытное и народное творчество, «традиционное» искусство отсталых народов). Интерес к стилизации народного и традиционного искусства характеризует творчество Поля Гогена. В XX в., наряду с искренним, непосредственным выражением народно-эстетических представлений мастерами из народа, распространен романтический культ «наивного», не испорченного цивилизацией творчества, вызывающий отказ от устоявшихся норм художественной культуры.

Протестантизм – одно из основных направлений в христианстве. Отделилось от католицизма в ходе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканизм, методизм, баптизм, адвентизм и др.). Для п. характерны отсутствие противопоставления духовенства и мирян, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества. У протестантов нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон. Существует только два таинства – крещение и причащение. Основной источник вероучения – Священное Писание, т. е. Библия (Ветхий и Новый Завет).

Проторенессанс – период в истории итальянского искусства (XIII – начало XIV вв.), ознаменовавшийся ростом светских реалистических тенденций, обращением к античной традиции. Творчество поэта Данте, зодчество Арнольфо ди Камбио, скульптура Никколо Пизано, живописцев Пьетро Каваллини и особенно Джотто ди Бондоне во многом подготовили почву для искусства Ренессанса.

Реализм – метод правдивого художественного отображения действительности, следование в творчестве художника «логике», законам жизни.

Религия – форма культуры, представляющая собой синтез трех основных элементов: веры в существование сверхъестественных сил (Бога, божеств, духов, ангелов и пр.), системы поклонения им (культ), а также их идеологического обоснования (богословие и его разновидности).

Реформация – широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе XVI в., носившее в основном антифеодальный характер и принявшее форму борьбы против католицизма. Началось в Германии с выступления Мартина Лютера. Главный идеологический тезис сторонников р. – требование «дешевой церкви» и отрицание духовенства в качестве посредника Бога на Земле. Выделяют три основных направления р.: бюргерское (М. Лютер, Ж. Кальвин), королевско-княжеское и народное (Томас Мюнцер). Первое характеризуется стремлением утвердить власть буржуа, второе – борьбой за сохранение власти крупных феодалов за счет захвата церковных земель, третье – попыткой устранить феодальную эксплуатацию, поддерживаемую Католической церковью, и установить социальное равенство. Р. положила начало протестантизму. Р. в узком значении – проведение религиозных реформ в духе протестантизма.

Ритуал – установленный порядок обрядовых церемониальных действий.

Рококо – стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины XVIII в., возникновение и развитие которого связано с кризисом абсолютизма. Отсюда – уход в мир фантазии, театрализации, игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротизм. В искусстве господствовали грациозный, прихотливый орнаментальный ритм, изощренность форм, декоративность живописи и скульптуры.

Романский стиль – стилевое направление в европейском искусстве X–XII вв., берущее свое начало в древнеримской культуре. Р. с. в архитектуре характеризуется использованием сводчатых и арочных конструкций, простых строгих и массивных форм крепостного характера. В декоре крупных соборов использовались экспрессивные многофигурные скульптурные композиции на темы Нового Завета.

Романтизм – идейно-художественное направление в европейской культуре конца XVIII – начала XIX вв., отразившее разочарование в итогах Великой Французской революции, в идеологии Просвещения. Романтизм тяготел к безграничной свободе, жажде обновления, к гражданской и личной независимости. Мотивы его героики соседствуют с мотивами «мировой скорби». Характеризуется возвышенными устремлениями, культивированием идеалов, отрицанием прозы и серости действительности, трепетностью и мечтательностью, желанием создать совершенный мир.

Сакральный (тж. священный) – относящийся к вере, религиозному культу (например, обряд, запрет, предмет, текст и т. д.).

Секуляризация – процесс освобождения культуры от монополии религиозной идеологии, процесс придания культуре светского характера. В эпоху Нового времени происходила с. науки, искусства, морали, образования и т. д.

Семиология – общая теория знака, изучающая способы коммуникации между людьми посредством знаков или языка, понимаемого достаточно широко. Согласно этой теории, сформулированной Ф. де Соссюром и Р. Бартом, существует столько языков, сколько есть разных форм культуры, наделяемых следующим значением: пища. одежда, кино, мода, литература и пр. Следовательно, с. выступает в качестве науки, изучающей жизнь знаков, которые находятся в самом центре жизни общества.

Сентиментализм – течение в европейском искусстве и литературе 2-й половины XVIII – начала XIX вв., провозглашавшее культ естественного чувства. Сентиментализму свойственна идеализация, близость к эстетике предромантизма.

Символизм – направление в искусстве конца XIX – начала XX вв., проникнутое мистицизмом, таинственностью, стремлением открыть новые высшие ценности с помощью многозначных символов, иносказаний, обобщений, особой ассоциативности. Творцы с. (Г. Ибсен, Ф. Сологуб, А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов и др.) видели в искусстве магическую силу обновления жизни, мировоззрения и жизнедеятельности людей.

Симфонизм – метод создания инструментальной музыки крупных форм, основанных на сквозном развитии контрастных тем.

Синкретизм – нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга). С. – это и смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, например различных культов и религиозных систем в поздней античности.

Социалистический реализм – творческий метод литературы и искусства, изображение жизни в свете социалистических идеалов (народовластия, социальной справедливости, равенства, дружбы народов, патриотизма, интернационализма, честного труда, приоритета общинности, коллективизма, пафоса индивидуальной активности и т. д.). Термин «с. р.» появился в 1932 г. в связи с необходимостью борьбы против догматических воззрений на культуру со стороны Российской Ассоциации пролетарских писателей (РАПП). Само понятие с. р. было определено Максимом Горьким в 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей.

Стиль – совокупность главных художественных особенностей в творчестве писателя, композитора, архитектора и т. д., проявляющихся как в темах, идеях, характерах, так и в изобразительно-выразительных средствах, приемах и технической обработке материала, в исполнении и т. д. Стилевое единство существует в культуре определенной эпохи или страны, в сложившихся жанрах, видах и течениях искусства.

Структурализм – научное направление в гуманитарном знании, возникшее в 20-х гг. XX в. Возникновение с. связано с переходом ряда гуманитарных наук от преимущественно описательно-эмпирического к абстрактно-теоретическому уровню исследования. Основу структурного метода образует выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях. Так формируется методологический примат отношений между элементами системы над свойствами и особенностями этих элементов. В с. культура воспринимается как совокупность знаковых систем, важнейшая из которых – язык, а кроме него – наука, искусство, мода, религия, реклама и т. д. На этих объектах с. обнаруживает скрытые закономерности, которым бессознательно подчиняется человек, и которым соответствуют глубинные пласты культуры («эпистема», «дискурсивные формации», «ментальные структуры» и т. д.). Неограниченность применения структурного анализа аргументируется приверженцами с. тем, что всякий продукт культуры опосредован разумом, а сам структурный анализ – это анализ духа, воплощенного в предметности культуры.

Субкультура – 1) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества; 2) форма организации молодежи как автономного целостного образования внутри господствующей культуры; 3) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, выступающая либо как позитивная (например, профессиональная с.), либо как негативная (например, экстремистские молодежные с.) реакция на социальные и культурные потребности общества.

Супрематизм – разновидность геометрического абстракционизма. С. оперирует комбинацией простейших геометрических элементов (квадратом, крестом, кругом, прямоугольником), среди которых квадрат считается наиболее чистым. т. е. очищенным от содержательных ассоциаций элементом. Основоположником с. считается художник Казимир Малевич.

Сюрреализм (букв. «сверхреализм») – направление в искусстве, сформировавшееся во Франции в 20-е гг. XX в., призывавшее к творчеству вне контроля разума. Художник должен опираться на бессознательное, связанное со сновидениями, галлюцинациями, бредом, воспоминаниями младенческого возраста и т. п. Сюрреалисты строят произведения как нечто алогичное, парадоксальное, неожиданное, как особую ирреальность.

Табу – в первобытном обществе система нравственных и религиозных запретов, нарушение которых по суеверным представлениям людей карается сверхъестественными силами. В родовой общине табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека и прежде всего были направлены на соблюдение брачных норм.

Творчество – деятельность, сущность и отличительная черта которой состоят в создании нового, не имеющего аналогов в природе и в культурной деятельности человека или социума.

Типология культур – систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам, свойствам.

Техника – совокупность материальных средств, создаваемых для осуществления процесса производства.

Тотемизм – архаическая форма религии, основанная на вере в тесную родственную связь между определенным видом животного (реже растения) – тотемом – и родовой группой. Тотем мыслится как общий предок рода. Т. связан с системой табу, в частности, с запретом убивать и поедать тотемное животное.

Фетишизм – религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства, и с помощью которых человек якобы может осуществлять косвенную власть над природой, принуждать божество выполнять его желания. В мировых религиях ф. сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «черного камня» (ислам).

Философия культуры (тж. культурфилософия) – раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Ф. к. понимает культуру как фундаментальную характеристику человека, одно из его сущностных свойств. Термин «ф. к.» впервые был введен в начале XIX в. А. Мюллером для обозначения культурного творчества человечества, хотя проблематика ф. к. осознавалась еще древнегреческими софистами. В современной ф. к. оформились две тенденции изучения культуры: собственно философская (анализ макроисторических характеристик культуры в контексте мирового исторического процесса) и социально-философская (эмпирические исследования микродинамики культуры). Ф. к. рассматривает культуру как социальную память, организованный транслируемый опыт индивидуальной и совместной деятельности людей. Предметная область ф. к., образующая ядро культурологии, включает следующие проблемы: сущность культуры, ее типология, динамика и преемственность, взаимосвязь культуры материальной, духовной и культуры человеческих отношений, пространство и время культуры, человек культуры, язык культуры.

Формализм – точка зрения, позиция в искусстве, настаивающая на приоритете формы над содержанием, утверждающая, что в художественном произведении главное – как оно создано, каким языком, а не о чем оно и как соотнесено с действительностью.

Фрейдизм – философское направление, в основу которого положена концепция австрийского врача-психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (1856–1939). Фрейд создал теорию психосексуального развития индивида. Главную роль в процессе формирования характера и развития его патологии он отводил переживаниям детства. Фрейд стремился свести формы культуры и социальной жизни к сублимированному проявлению первичных влечений (в частности, полового инстинкта).

Футуризм – авангардистское течение в европейском искусстве 10–20-х гг. XX в., характеризующееся отрицанием традиций в культуре, устремленностью в будущее, в котором якобы будут преобладать «техника», «скорости», «сила». В искусстве футуристы видят предмет для творчества, самовыражения, игры формами и случайными ассоциациями.

Харизма – исключительная духовная одаренность человека, воспринимаемая окружающими как сверхъестественная сила постижения и воздействия, недоступная обычным людям. Обладатели х. – великие герои, созидатели, реформаторы, выступающие либо провозвестниками божественной воли, либо в качестве носителей идеи высшего разума.

Христианство – одна из трех мировых религий, названная по имени ее предполагаемого основателя – Иисуса Христа. Возникло в начале I в. н. э. в Палестине. Х. наследует созревшую в иудаизме идею единого Бога – обладателя абсолютной благости, абсолютного знания, абсолютного могущества, имеющего свою причину в себе самом, по отношению к которому все существа и предметы являются его творениями (все создано Богом ex nihilo – «из ничего»). В основу х. легла вера в спасительную миссию Христа, своей мученической смертью искупившего грехи человечества; кроме того, вера во второе пришествие Христа, которое должно состояться в будущем, а также в «страшный суд», небесное воздаяние и установление Царства Божьего.

Художественный метод – способ создания произведения искусства, включающий в себя образное мышление, творческий процесс, воображение, оценку, идейную установку, отображение и преобразование действительности, субъективный миро творца. Это и специфический способ отбора, обобщения, эстетической оценки и образного воплощения жизненного материала. В различных х. м. может преобладать критический, гедонистический, познавательный, романтический и пр. моменты, что ведет и к соответствующей его характеристике.

Цивилизация (от лат. civilis – «гражданский», «общественный») – 1) ступень общественного развития, следующая за «дикостью» и «варварством» (в терминологии Льюиса Моргана); 2) синоним понятия культуры; 3) определенный (как правило, высокий) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры.

Экзистенциализм – направление в западной философии, возникшее в начале XX в. Идейные истоки э. – «философия жизни» и ее истоки (С. Кьеркегор, Ф. Ницше). Различают э. религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель) и нерелигиозный (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Центральное понятие в философии э. – человеческое существование. Человек постигает экзистенцию как корень своего существования в пограничных ситуациях (борьба, болезнь, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу.

Эклектизм – принцип в искусстве, связанный с отсутствием единства целостности, формальным, механическим соединением разных стилей.

Экспрессионизм – направление в европейском искусстве 10–20-х гг. XX в., провозгласившее не изображение современной действительности, а «выражение» ее сути. Стилистика экспрессионизма связана с отказом от гармонической ясности форм, тяготением к абстрактному обобщению, яростной экспрессией, возвышенностью художественных композиций, деформацией реальности. В экспрессионизме художники могут выражать социальный протест, бунт против сложившихся ценностей, утверждать свое видение жизни.

Элитарное искусство – искусство, ориентированное на относительно небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, как лучшая часть общества, его элита.

Эллинизм – исторический период в развитии античной культуры, связанный с распространением древнегреческой культуры на соседние с ней территории Передней Азии, Причерноморья, Египта. Начало э. было положено завоеваниями Александра Македонского (с 334 г. до н. э.). Концом э. стало подчинение этих территорий Римом (30 г. до н. э.). Эллинистическая культура характеризуется симбиозом древнегреческой классики и восточных культур.

Энеолит – медно-каменный век, переходный период от новокаменного века (неолита) к бронзовому веку. Для э. характерно появление медных орудий, мотыжного земледелия, скотоводства.

Эстетизм – увлечение эффектными внешними формами в искусстве в ущерб идейной стороне произведений.

Этикет – совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявления человеческих отношений (обхождение с окружающими, поведение в общественных местах, манеры и т. п.). Э. – составная часть внешней культуры человека и какого-либо социального коллектива. В традиционном обществе э. существовал в форме канонизированного ритуала, выражавшегося в сложной системе детально разработанных правил учтивости и обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами. В современном обществе э. отражает процессы демократизации и гуманизации социальной жизни. Здесь он становится более упрощенным, свободным и естественным. По сути, э. сводится к почтительному обращению к старшим, учтивому обращению к женщинам, правилам ведения беседы, поведению за столом, обхождению с гостями, требованиям к одежде и внешнему виду и т. п. Пренебрежение э., выражающим культуру поведения, которое не восполняется соответствующим воспитанием, оборачивается, как правило, развязностью и хамством. В целом э. выражает общие требования вежливости, такта и любезности, которые считаются важными нравственными добродетелями.

Этнос – исторически сложившаяся устойчивая группа людей: племя, народность, нация. Обязательные условия возникновения э. – общность территории и языка. Характерные черты э.: 1) самоназвание, или этноним, которое может восходить к наименованию территории (топоним); 2) территориальная целостность как условие формирования э.; 3) расовые (антропологические) признаки; 4) особенности культуры (орудия труда, жилища, одежда, пища, язык, народное искусство). Каждый э. образует определенную культурную целостность, предполагающую включение в этническое самопознание представлений об общности происхождения всех членов э., т. е. совместной исторической практике их предков. Культурная общность членов э. обусловливает единство их психического склада.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 596 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.038 с)...