Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Актуальные проблемы современной культуры



Понятие «современность» весьма неоднозначно. Гуманитарная мысль оказалась не в силах сформулировать ее критерии, которые получили бы всеобщее признание. Поэтому сегодня одни включают в «современность» рационализм Нового времени, другие начинают с иррационализма XIX в., а третьи считают точкой отсчета социально-культурные катастрофы 1-й половины XX в. Отдельно стоят те, кто утверждает, что «современность» уже в прошлом, и говорит о том, что мы живем в эпоху «постмодерна». Но как бы мы ни определяли границы «современности», очевидно, что она теснейшим образом связана с судьбами Запада. Экспансия европейской культуры не имеет прецедентов в истории. Нынешняя степень вестернизации человечества позволяет говорить о том, что культура Запада доминирует в мире.

Западное общество сегодня позиционирует себя как «постиндустриальное» – термин, предложенный американским социологом Дэниэлом Бэллом. Основные признаки постиндустриального общества были сформулированы им в 1965 г.: преобладание сферы услуг, слоя научно-технических специалистов и теоретического знания как источника инноваций и основы для политических решений, а также возможность самоподдерживающегося технологического роста и создания новой «интеллектуальной» техники. Различные концепции постиндустриального общества разрабатывали также З. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, О. Тоффлер, А. Турен, Ю. Хабермас и др. В эпоху компьютерной революции постиндустриальность все больше связывают с информационными технологиями. Появляется концепция информационного общества. Главным фактором общественного развития в ней является производство и использование научно-технической и иной информации. Само это развитие в перспективе должно привести к возникновению «глобальной электронной цивилизации».

Однако подобный технический оптимизм разделяют далеко не все. На кризисные явления в европейской культуре начали обращать внимание уже в XIX в. (Ф. Ницше, К. Леонтьев). А с 1918 г., когда вышел в свет 1-й том знаменитой книги Освальда Шпенглера (1880–1936) «Закат Европы», апокалиптическое предчувствие близкого конца европейской культуры уже не является уделом маргиналов. С легкой руки Шпенглера период старости культуры теперь принято называть периодом цивилизации. Цивилизация – неизбежная судьба культуры, ее завершение и исход. Цивилизация – это окончание интенсивного развития. Культура сжимается до одного или нескольких «мировых городов», существование которых питает «провинция». Население «мирового города» – это «масса» (а не «народ» культуры), объединенная в «общество» (а не в «государство»). «Масса» иррелигиозна и космополитична. Экстенсивный характер цивилизации и иссякание жизненных сил провинции побуждают мировой город к экспансии вовне, такова природа присущего всякой цивилизации империализма.

Во 2-й половине XX в. все больше начинают говорить не о закате западной культуры, а о конце «современности» вообще. Статус понятия, соответствующий термину «постмодерн», был обретен благодаря работам французского философа Жана-Франсуа Лиотара. В ситуации постмодерна теряет свою актуальность традиционная система бинарных оппозиций, на которой более тысячи лет базировалась великая культура Запада. Уже в XIX в. европеец пытается встать «по ту сторону» добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного. Давно стерлись границы между «научным» и «обыденным», «высоким искусством» и «китчем». Последний удар по оппозиции между реальным и воображаемым наносит виртуальная реальность, в которую все больше погружается человек XXI в.

При подготовке к ответу на данный экзаменационный вопрос следует обратить внимание на то, что к странам, вступающим в постиндустриальное общество, как правило, относят лишь США и Японию. Соответствует ли это реалиям сегодняшнего дня? Дайте характеристику постиндустриальному развитию западной цивилизации, назовите признаки постиндустриального общества. Чем оно отличается от общества индустриального на материальном, технологическом, социально-политическом и духовном уровне? Какую роль для постиндустриального развития играют научно-технические достижения? Что происходит в сфере художественной культуры? Постарайтесь дать краткую характеристику определяющим критериям информационного общества. При этом надо иметь в виду, что само информационное общество пока является скорее изящной гипотезой, нежели реальностью.

Как изменилась роль человека в постиндустриальном обществе и что представляет собой культурная среда его обитания? Почему расширяется спектр человеческих потребностей как материальных, так и нематериальных? Какую роль играет Интернет – «всемирная паутина» в жизни отдельного человека и общества? Подумайте над вопросами: что такое «креативная корпорация»; как изменяется мотивация человеческой деятельности; какие сдвиги претерпевают религиозные, нравственные, семейные, сексуальные традиции и нормы? Обратите внимание, что в условиях массового распространения компьютерной техники человек создает новую искусственную среду обитания – коммуникативную среду, где важнейшее место занимает компьютер как вид биотехники, который функционирует не по принципам механизма, а по принципам живого организма. Тесная связь человека с компьютером, его зависимость от «электронного мозга» порождают по определению некоторых авторов новый тип человека – человека-имитатора, который не творит новое, а лишь играет в творчество, создавая мир подделок. Обосновано ли такое мнение? Как вы считаете, способен ли человек информационного общества на личное творчество? Почему выход из глобальных противоречий современной цивилизации следует искать на пути возрождения высокой культуры и гуманизации общества как главного условия выживания человечества?

Анализируя кризисные явления в культуре XX в., обратите внимание, что название книги Шпенглера «Der Untergang des Abendlandes» на русский язык дословно переводится как «Закат Запада», а не «Закат Европы». Постарайтесь разобраться, почему Шпенглер избегал называть западную культуру европейской и в чем автор видел проявления ее кризиса. Не только Шпенглер, но и многие другие мыслители ХХ в. (Н. Бердяев, А. Тойнби, М. Вебер и др.) в своих концепциях культурного развития ставили проблему глобального кризиса современной цивилизации и современного человека. Проанализируйте, какие противоречия в культуре порождает постиндустриальная эпоха? Рассмотрите, какие признаки отличают постмодерн в культуре, имеет ли постмодерн национальное проявление. Обоснуйте свой ответ. Обратите внимание на термин «деконструкция» и «бинарная оппозиция». Приведите примеры преодоления традиционных бинарных оппозиций.

Обратите внимание, что вопрос о будущем индустриально-технологической цивилизации, прежде всего, связывается с угрозой экологической катастрофы и делает необходимым качественные изменения в сфере общественного производства и потребления, в выработке новых жизненных приоритетов. Истоки угрожающей экологической ситуации лежат не в отдельных ошибках и просчетах, а коренятся в способе бытия самого человека. Согласны ли Вы с этим утверждением? Обоснуйте свой ответ. Какие пути сохранения и поступательного развития современной цивилизации вам представляются наиболее реальными?





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 1988 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...