Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Европейская культура эпохи Просвещения



Восемнадцатое столетие вошло в историю как эпоха Просвещения. С социально-экономической точки зрения, это период утверждения капитализма, хотя развитие стран Европы идет неравномерно. При характеристике данной эпохи необходимо вспомнить, что идеология Просвещения, зародившись в Англии (идеи Т. Гоббса и Д. Локка о естественном равенстве и общественном договоре), в дальнейшем получила распространение практически во всех странах Европы. Особую роль она сыграла во Франции, где стала идейной основой назревающей буржуазной революции.

Осмысляя национальные особенности Просвещения, основное внимание обратите на французское, где зародился сам термин, и были сформулированы основные идеи переустройства общества на началах естественного права: от аристократического варианта Вольтера о переустройстве общества «сверху» – концепция просвещенного абсолютизма – до идеи революционного свержения королевской власти и построения общества на началах равенства и права каждого гражданина на жизнь и свободу (Ж-Ж. Руссо, Д. Дидро, Д. Аламбер и др.). Гуманизм из элитарного превратился в универсальный, провозглашая равенство всех людей перед законом.

Свою главную задачу просветители видели в пропаганде этих идей. Никогда еще европейская культура не выдвигала столь блестящей плеяды публицистов – ярких, остроумных, страстных. Общий дух свободомыслия, ненависть к пережиткам феодально-абсолютистского строя, требование оценки человека по личным заслугам, а не по родовитости и богатству, стремление изменить мир к лучшему, воспитать свободного в суждениях гражданина охватило всю Европу. При анализе культуры Просвещения необходимо иметь в виду, что причины общественного неблагополучия просветители видели в невежестве людей, в заблуждениях рассудка, а потому считали необходимым пропагандировать знания, и в том числе естественнонаучные. Именно в связи с этой задачей Д. Дидро и Д. Аламбер задумали и осуществили грандиозный проект издания «Толкового словаря, или Энциклопедии наук, искусств и ремесел».

Динамизм практической жизни заставлял ощущать течение времени как необратимое движение и ценить не обожествляемое прошлое, а настоящее как непосредственно переживаемый опыт собственной жизнедеятельности человека. Это привело к появлению исторического сознания, осмысляющего само существование цивилизации как векторное движение. Формируется линеарная модель развития общества и культуры. При этом важно помнить, что сам принцип линеарности был реализован еще в рамках христианской теологии истории. В Новое время линия, распрямившая исторический круговорот, стала не просто векторной линией, а получила свое дальнейшее развитие в теории общественного прогресса. В рамках линеарной модели развития культуры, теории общественного прогресса формируется европоцентризм – важнейшая составляющая европейского менталитета Нового времени.

Пытаясь дать общую характеристику культуре XVIII в., можно сказать, что это – век Разума и Просвещения, эпоха секуляризации культуры, одним из итогов которой стала Великая Французская революция 1789–1793 гг. – симптом общеевропейского движения за свободу и равенство и людей, и наций, и государств. Под воздействием этих идей добились независимости Северо-Американские колонии Британии, приняв в 1776 г. «Декларацию независимости».

Характеристику художественной культуры Просвещения следует изучить, используя учебные пособия и дополнительную литературу по курсу культурологии.






Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 682 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...