Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мировая культура 1-й половины XX века



Двадцатый век в полной мере продемонстрировал человечеству, что культура как интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но во все большей степени – материального производства. Все качества техногенной цивилизации, зародившейся и утверждавшейся в предыдущие два-три столетия, смогли проявиться именно в этом веке. Между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и новой, так называемой «научной», культурой, ставшей следствием научно-технического прогресса, с каждым годом растет непреодолимый разрыв. Вражда двух культур может привести к гибели человечества. И это – еще одна примета развития цивилизации в XX столетии.

Острее всего этот конфликт сказался на культурном самоопределении отдельно взятого человека. Техногенная цивилизация могла реализовать свои возможности только через полное подчинение сил природы человеческому разуму. Такая форма взаимодействия неизбежно связана с широким использованием научно-технических достижений, которые помогали человеку XX в. ощущать свое господство над природой и при этом лишали его возможности ощутить радость гармонического сосуществования с ней. Не случайно интеллектуальная культура этого столетия демонстрирует крайнюю озабоченность и переживание проблем отчуждения, одиночества человека. Выясните, какие мнения по вопросу о возможности преодолении «жизненного тупика» отдельно взятым человеком и культурным сообществом выработали в XX в. философские, психологические, культурологические и эзотерические школы. Обратите внимание на концепции таких авторов, как А. Швейцер, О. Шпенглер, Н. Бердяев, А. Камю, К. Юнг, Э. Фромм и др.

Разбирая различные аспекты художественной культуры, следует в первую очередь обратить внимание на так называемые «новые» виды искусства, тесно связанные с научно-техническим прогрессом. Среди них – искусство кино. Что вам известно о зарождении и начальных этапах развития мирового кинематографа? Каких режиссеров, актеров можно назвать? Какие знаменитые кинокартины довоенной поры вам известны? В чем их жанровая, сюжетная, идейная специфика? Чем можно объяснить такой стремительный рост интереса к кино? Как оно повлияло на развитие современной культуры? Как оно предопределило дальнейшее развитие мировой культуры?

Хорошо известно, что под воздействием резких перемен в жизни и культуре общества кардинально меняется и архитектура. Объясните, как она связана с научно-техническим ростом? Расскажите об основных архитектурных стилях 1-й половины XX в.: модерн, конструктивизм (он же функционализм), а также о двух противоположных теориях строительства – урбанистической и дезурбанистической. Назовите виднейших архитекторов 1-й половины XX в. и их творения.

Говоря об изобразительном искусстве и литературе, следует иметь в виду две основные тенденции, отчетливо прослеживающиеся в них: поиск новых реалистических форм и отход от принципов той реалистической системы, которая была присуща европейскому искусству еще со времен античности. Так, с начала XX в. начинается период авангардизма, или модернизма, под которым подразумевается совокупность художественных направлений в культуре 1-й трети XX в., единых в желании порвать с реализмом, низвергнуть все существовавшие ранее художественные традиции. Учтите, что все авангардистские течения имеют одно общее: они отказывают искусству в прямой изобразительности, отрицают познавательные, объяснительные функции искусства.

Расскажите об основных принципах авангардного искусства. Назовите его представителей и их творения в живописи и скульптуре. Уделите внимание развитию авангардизма в литературе, и в том числе в драматургии (а значит – и театральном искусстве). В чем можно проследить уязвимость, ограниченность, искусственность авангардизма? Что такое дегуманизация искусства? Как именно авангардные течения искусства обогатили культуру в целом?

Говоря о культуре 1-й половины XX в., нельзя обойти вниманием и общественно-политические феномены и факторы, придававшие культуре то или иное направление, искажавшие ее естественный ход, а может быть даже угрожавшие ей как таковой. Среди этих факторов – деятельность тоталитарных режимов в Советском Союзе, Германии, Италии, Испании, а также «антикоммунистическая волна» в странах «буржуазной демократии». Выработайте свое мнение, может ли политика вершить судьбы культуры, оказалось ли государство способным к культурному созиданию в XX в.? Возможно ли уничтожение культуры усилиями политических режимов?





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 1582 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...