Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Обособленное существование народов в течение долгого исторического прошлого вело к тому, что содержащиеся в их культурах универсалии воспринимались людьми как нормы, действующие лишь в рамках их общества, а за пределами его не обязательные. По мере преодоления национальной замкнутости постепенно обнаруживается наличие в разных культурах одних и тех же универсалий (хотя и
выраженных в различных формах). Развитие связей между народами все больше делает эти универсалии нормами отношений между всеми людьми независимо от их национальности и места проживания. Культурные универсалии осознаются как действительно всеобщие, общечеловеческие идеалы и ценности.
По мнению немецкого философа Карла Ясперса (1883-1969),175 первый великий сдвиг к разрушению замкнутости культур начался с IV тысячелетия до н. э., когда возникли древнейшие цивилизации — сначала в шумеро-вавилонском, египетском и эгейском мире, затем в долине Инда и несколько позже на территории Китая. В дальнейшем отношение к ним потомков было различным. Для древних греков и евреев существовавшие некогда на их земле государства казались далекими и чуждыми. Индусы более позднего времени почти ничего не знали о прошлом. Китайцы же считали себя наследниками своего архаического прошлого и преклонялись перед ним. Однако так или иначе эти цивилизации, взломав узкие рамки племенных культур, способствовали осознанию общности между ними. Второй, еще более великий переворот в сознании людей произошел в VIII-III вв. до н. э. Ясперс называет этот период «осевым временем». Это была эпоха, когда в разных странах почти одновременно жили величайшие мудрецы и пророки древности: Конфуций и Лао цзы в Китае, Будда в Индии, Заратустра в Персии, ветхозаветные пророки Илия, Исайя, Иеремия в Палестине, Гомер и несколько позже Фалес, Гераклит и другие знаменитые философы в Греции. В «осевое время» родились мировые религии, появилась философия, стали формироваться представления о человечестве в целом и общечеловеческих ценностях и идеалах. Согласно Яспер-
175 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
су, с «осевого времени» начинается становление единого, всеохватывающего культурно-исторического процесса. Народы, оставшиеся в стороне от духовных перемен той эпохи, либо раньше или позже присоединяются к ним и становятся активными участниками мировой истории, либо ведут «внеисторическую», статичную жизнь, пока не соприкоснутся с идеями и тенденциями «осевого времени».
В современную эпоху практически все народы и государства втянуты в общую сеть контактов и образуют хотя и полный противоречий, но единый человеческий мир. Локальные культурно-исторические процессы сливаются в целостный мировой культурно-исторический процесс. Антропологическое единство человечества как биологического рода дополняется ныне его культурным единством. Это выражается в том, что различные культуры развиваются во все большем взаимодействии друг с другом: увеличивается степень знакомства людей с культурами других народов, углубляется понимание специфики других культур, складываются общие оценки культурных достижений независимо от того, в какой культуре они появились.
Учет того, что в истории человечества происходит постепенный переход от разобщенных циклов жизни и смерти замкнутых культур к мировому культурно-историческому процессу, охватывающему все культуры, позволяет по-новому осмыслить соотношение между рассмотренными выше «однолинейным» и «полилинейным» подходами. Их альтернативность оказывается относительной. Указанные подходы выступают как альтернативные лишь по отношению к прошлому, когда история мировой культуры складывалась из мозаики процессов циклической эволюции разрозненных локальных культур. Но когда возникает единый, протекающий при совместном участии всех локальных культур процесс развития мировой культуры, альтернативность ука-
занных подходов снимается, и синтез их становится не только возможным, но и необходимым.
Можно предположить, что время, в которое мы живем, является не менее, а быть может, еще более значительным этапом истории человечества, чем «осевое время» Ясперса.
С тех пор,
как шар земной наш кружится,
сквозь вечность
продолжая мчаться,
великое людей содружество
впервые
стало намечаться.
Н. Асеев
Если до современной эпохи история действительно складывалась из независимых друг от друга циклов эволюции замкнутых культур или цивилизаций — в соответствии с принципами, из которых исходят Данилевский, Шпенглер, Тойнби, то их концепции оказываются непригодными для описания настоящего и будущего современных культур. Включение отдельных культур в единый мировой процесс означает, что для них больше нет ни независимости, ни замкнутости, ни цикличности, приводящей их к гибели. Они получают возможность развиваться, осваивая и модифицируя по-своему достижения других культур, и обогащать мировую культуру своими достижениями. И если прав Сорокин, говоря о чередовании трех типов культуры в развитии общества, то весьма возможно, что такое чередование в нашу эпоху прекращается, и нынешняя сенсетивная западная культура не уступит место новой идеационной культуре, а, впитывая в себя многообразие плодов духовного творчества разных народов, сможет стать способной к совершенствованию и продолжить свое существование.
По-видимому, дальнейшая разработка теории культурно-исторического процесса должна строиться на основе синергетического подхода к исследованию развития культуры. При этом необходимо различать два этапа
культурно-исторического процесса. Рубежом, разделяющим их, является наше время — XX-XXI вв.
На первом этапе — до XX в. — отдельные социокультурные миры выступают как относительно самостоятельные самоорганизующиеся системы. Обмен информацией между различными мирами весьма ограничен, интенсивность его слаба. Каждый из таких миров переживает критические периоды своей истории («точки бифуркации»), на которых происходит выбор одного из возможных направлений его дальнейшей эволюции. Некоторые из миров вступают на пути, ведущие к их застою и разрушению. Это может быть обусловлено развитием в них тенденции к замкнутости, изоляции от внешней среды — от других социокультурных миров (как известно, в замкнутых системах идет рост энтропии), а также недостаточным уровнем их самоорганизации, который не дает им возможности сохранить свое существование во взаимодействии со средой. Некоторые же из социокультурных миров, проходя через критические точки, находят дорогу к повышению уровня самоорганизации и устойчивым состояниям (к тому, что в синергетике называют «аттрактором»), расширяя и увеличивая при этом взаимодействие с окружающей средой, в том числе и с другими культурами. Как показано М. Каганом и другими исследователями, именно таковым был путь развития европейской цивилизации.
На втором этапе — а в XXI в. переход к нему, очевидно, окончательно завершится — существованию обособленных, изолированных друг от друга социокультурных миров приходит конец. Они все теснее сближаются, скрепляются множеством разнообразных контактов в единую систему общечеловеческой, мировой культуры. В этих условиях никакой народ и никакая страна уже не может развивать свою культуру «независимым» путем, вне единой мировой культуры человечества. Это,
с одной стороны, облегчает нахождение наиболее перспективных направлений развития отдельных культур. Но, с другой стороны, повышается ответственность всего человечества за выбор оптимального направления развития мировой культуры. Раньше человечество двигалось вперед через «пробы и ошибки», совершавшиеся в рамках отдельных социокультурных миров, и вступление какого-то из них на гибельный путь не означало гибели человеческой культуры — существование множества культур создавало возможность выживания человечества за счет более удачных путей, найденных другими социокультурными мирами. Теперь же в критических точках всемирной истории выбор наилучшего решения определяет судьбу всего человечества в целом. При неудачном выборе дальнейшего пути развития мировой культуры человечество может оказаться перед угрозой деградации и самоуничтожения.
Возникающее ныне — впервые в истории — культурное единство человечества принципиально изменяет механизмы, определявшие до сих пор судьбу отдельных культур и цивилизаций. Представляется справедливой мысль М. Кагана, что наступает новая эра, в которой на авансцену всемирной истории выходит «многомерный диалог» культур. Участие в этом диалоге становится важнейшим условием развития любой культуры.
Степень усвоения той или иной национальной культурой мировых достижений и способность ее обогатить мировую культуру своими достижениями можно рассматривать как критерии ее уровня развития. В этом смысле следует говорить не только о разнообразии культур, но и о разнице между более и менее развитыми культурами. Однако чем больше втягивается отсталая культура в мировой культурный процесс, тем скорее поднимается ее уровень развития. Выравнивание уровней развития культур — одна из характерных черт современной эпохи.
В наше время стало как никогда очевидно, что культура, не находящаяся в контакте с другими культурами и не испытывающая их влияния, неминуемо обречена на отставание от темпов мирового культурного развития, подобно тому как экономика страны, оторванной от мирового экономического рынка, неизбежно впадает в застой. И как духовно богатая личность, постигая мысли и чувства других людей, не утрачивает от этого своей оригинальности и неповторимости, так и достаточно богатая культура, усваивая достижения других культур, не перестает быть своеобразной и уникальной, а лишь еще больше обогащается.
Единство мировой культуры создает почву для согласования и унификации различных форм, в которых проявляются и выражаются в разных культурах универсалии, общечеловеческие нормы, ценности и идеалы. Наверное, какие-то специфические черты национальных культур при этом будут утрачиваться. Так, впрочем, было всегда. Но чем культура своеобразнее, тем больший вклад она способна внести в мировую культуру и, таким образом, сохранить свое уникальное «лицо». Как бы то ни было, вряд ли в обозримом будущем можно ожидать исчезновения различий между культурами (уже хотя бы потому, что не исчезнут различные языки). Перспективы дальнейшего развития мировой культуры во многом зависят от того, как будет складываться взаимодействие двух тенденций — к сохранению уникальности культур и к их унификации.
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 2086 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!