Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура: слово, понятие, проблема



В наши дни о культуре говорят и пишут много. В газетах и журналах, по радио и телевидению, в уличной толпе и общественном транспорте, в ре­чах общественных и государственных деятелей то и дело раздаются сетова­ния на упадок культуры, призывы к ее возрождению и подъему, требова­ния создать условия для развития культуры.

Но что такое культура?

В повседневной речи это слово свя­зано с представлениями о Дворцах и Парках культуры, о культуре обслу­живания и культуре быта, о полити­ческой и физической культуре, о музе­ях, театрах, библиотеках. Несомнен­но, в этих представлениях отражаются определенные элементы культуры. Од­нако из простого перечисления различ­ных вариантов использования слова «культура», сколь бы длинен ни был бы их список, нелегко понять, что име­ется в виду под этим словом, каков его общий смысл.

Более того, разнообразие словоу­потребления здесь таково, что возни­кает даже сомнение: можно ли вооб­ще свести его к какому-либо единому смыслу?

Но культура — не просто слово обыденного языка, а одно из фунда­ментальных научных понятий социаль­но-гуманитарного познания, которое иг­рает в нем такую же важную роль, как

понятие массы — в физике или наслед­ственности — в биологии. Это поня­тие характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, который проявляется и выра­жается во множестве самых разнооб­разных феноменов социальной жизни, называемых явлениями культуры, и со­ставляет их общую основу.

Какова же сущность культуры как одного из важнейших факторов чело­веческого бытия? Многообразие куль­турных явлений, событий, процессов, их сложное взаимодействие и перепле­тение со всеми другими сторонами жиз­ни людей чрезвычайно затрудняют от­вет на этот вопрос. Существуют различ­ные подходы к пониманию той стороны социальной реальности, которая стоит за понятием культуры. На международ­ном философском конгрессе в 1980 г. приводилось более 250 различных оп­ределений этого понятия. В настоящее время их число доходит уже до полу­тысячи.4

♦ В литературе можно встретить раз­личные попытки упорядочить это множе­ство определений. В нем выделяются, на­пример, следующие виды определений культуры.

4О том, как определяют культуру наибо­лее видные зарубежные и отечественные спе­циалисты, можно прочесть в книге М. С. Ка­гана «Философия культуры» (СПб., 1996. С. 13-18), где приводится около 70 различ­ных определений культуры.

Описательные — в них просто пере­числяются (заведомо неполно) отдельные элементы и проявления культуры, напр., обычаи, верования, виды деятельности.

Антропологические — исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе, искусственно со­зданный человеком («вторая природа»).

Ценностные трактуют культуру как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми.

Нормативные — утверждают, что со­держание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей.

Адаптивные культура трактуется как свойственный людям способ удовлет­ворения потребностей, как особый род дея­тельности, посредством которого они при­спосабливаются к природным условиям.

Исторические — подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретае­мого человеком опыта от поколения к по­колению.

Функциональные характеризуют культуру через функции, которые она вы­полняет в обществе, и рассматривают единство и взаимосвязь этих функций в ней.

Семиотические — рассматривают культуру как систему знаков, используе­мых обществом.

Символические — акцентируют внима­ние на употреблении символов в культуре.

Герменевтические — относятся к культуре как к множеству текстов, кото-вые интерпретируются и осмысливаются людьми.

Идеационные — определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного твор­чества, которые накапливаются в социаль­ной памяти.

Психологические указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловлен­ные особенности человеческой психики.

Дидактические — рассматривают культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически).

Социологические культура понима­ется как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей. ♦

Во всех рассмотренных видах оп­ределений есть рациональное содержа­ние, каждый из них указывает на ка­кие-то более или менее существенные

черты культуры. Но как сочетаются между собою эти черты? Какие из них все-таки более, а какие — менее су­щественны? Что объединяет их в одно целое, называемое культурой? Для от­вета на этот вопрос необходимо тео­ретическое осмысление культуры, по­нимание закономерностей, обуслов­ливающих ее функционирование и раз­витие.

Эта задача, однако, имеет значе­ние, выходящее за рамки чисто теоре­тических изысканий. Она выступает как реальная практическая проблема, которая с особой остротой встает се­годня перед мировой цивилизацией вообще и нашей страной, в частности. Культурный нигилизм, пренебрежение к культурному наследию прошлого, с одной стороны, или к новаторству в культуре, с другой, недостаточное вни­мание общества и государства к созда­нию условий для расширения межкуль­турных контактов — все это может самым пагубным образом отразиться на завтрашнем дне человечества. По­тому что уродливое развитие культу­ры в современном обществе порожда­ет и уродливое, «некультурное» реше­ние многих его злободневных проблем, связанных с научно-техническим про­грессом, экологическими опасностями, межнациональными и межгосудар­ственными отношениями, воспитани­ем и образованием, обеспечением прав личности и т. д.

Что касается России, то у нас про­блема культуры стала одной из самых больных точек общества. Кризисное состояние, которое Россия переживает сейчас, — это кризис не только эконо­мики, но и (даже, по-видимому, в боль­шей мере) кризис культуры. От того, как будет преодолеваться этот кризис культуры, зависят в немалой степени и темпы грядущего экономического подъема (к которому, вероятно, вооб­ще не подступиться до тех пор, пока не сложится необходимая для него культурная среда), и судьбы социаль­но-политических преобразований.

§2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СМЫСЛ ТЕРМИНА «КУЛЬТУРА»





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 1167 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...