Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Средневековая культура Ближнего Востока и Северной Африки связана прежде всего с исламской религией, которая стала третьей по времени возникновения мировой религией и, зародившись на территории Аравийского полуострова в VII в., распространилась на огромные территории от Атлантического океана до Индии благодаря активным арабским завоеваниям. Ислам как основная культурная составляющая арабской цивилизации является не только религией, но и философией, кодексом поведения и морали, системой права.
Доисламский период истории сами арабы называют «джахи-лия», или «невежество», подразумевая под этим не безграмотность бедуинов, а незнание откровений Корана — главной священной книги мусульман.
До VII в. арабское общество было крайне раздробленно, что было обусловлено суровым пустынным климатом Аравии. Кочевой образ жизни, постоянная опасность набегов со стороны соседей, регулярные конфликты из-за пастбищ, источников воды и угона скота способствовали сплоченности отдельных племен бедуинов по родовому и клановому признаку, но мешали процессу их интеграции в единый арабский народ.
68
5. Культура во времени
Лрабо-мусулъманская культура
69
Однако не вся территория Аравии была поглощена пустыней. На юге в долинах Йемена и Хадрамаута издавна развивались богатые оседлые царства, которые вели активную торговлю с Индией и всем средиземноморским миром. Одно за другим на протяжении веков на плодородных землях Счастливой Аравии (так арабы называли южную часть Аравийского полуострова) возвышались и угасали Минейское, Сабейское и Химьяритское царства.
Северными соседями арабских бедуинов уже за пределами Аравии были могущественные державы — Византия и Персия, которые воевали между собой, используя при случае арабов-кочевников в качестве наемников для охраны своих границ. КIV в. обе державы стали активно заключать союзы с теми или иными арабскими кланами для создания буферной зоны, которая, с одной стороны, защищала бы их от сильного соседа, а с другой — от набегов кочевников с юга.
Так возникло первое арабское царство Лахмидов (IV в.), которых поддерживали персидские правители, а чуть позже и царство Гассанидов (VI в.), находившихся под протекцией Византии. Подобное соседство позитивным образом сказалось прежде всего на культуре самих кочевников, которые смогли перенять у своих покровителей ряд достижений в сфере военного дела, государственного управления, а также организации быта.
К началу VI в. ситуация в районе Хаджаза (Центральная Аравия) складывается благоприятно для развития собственной торговой активности. Упадок южных царств и разрыв торговых путей от Евфрата к Персидскому заливу из-за борьбы Сасанидов с Византией обусловили перенос основной караванной торговли на запад Аравийского полуострова.
Именно здесь начинают активно развиваться первые города, которые являлись поначалу перевалочными торговыми пунктами, целиком зависимыми от проходящих через них караванов, но из-за постепенной концентрации богатства они стали играть более самостоятельную роль в регионе.
Одним из таких городов Хиджаза стала Мекка. На ее территории располагалась постоянная ярмарка, которая привлекала окрестных кочевников для обмена своей продукции; второй достопримечательностью Мекки был кубический храм Кааба, в святилище которого находились идолы многочисленных племенных богов, что делало Каабу святыней для всех почитающих их племен. Ежегодно в сезон паломничества здесь совершались ритуалы поклонения, магического обхода и жертвоприношения.
Основная часть мекканцев принадлежала к арабскому племени курейш, состоявшему из множества родов, каждый из которых, как правило, занимался определенной профессией и жил в отдельном квартале. Самый богатый род Омейя контролировал доходы от транзита торговых караванов и от пожертвований на содержание святилища. Остальные курейшиты были ремесленниками и скотоводами, кроме того, они обслуживали и сопровождали караваны следующих через город купцов.
Что касается религиозных верований, то до принятия ислама среди арабских племен бытовали культы местных божеств, но были известны и монотеистические учения. Например, христианство в форме монофизитства было распространено среди племен Сирии, Палестины и Двуречья, кроме того, его восприняли в северном царстве Гассанидов. Их противники Лахмиды, наоборот, придерживались несторианских взглядов.
Иудаизм был представлен среди некоторых северо-западных племен Аравии, также он стал официальной религией Химья-ритского царства в 517 г., но вскоре пал под натиском христиан-эфиопов.
Под влиянием этих монотеистических религий в арабской среде возникло и собственное учение — ханифизм, — которое противопоставило многобожию Мекки веру в единого Бога Рах-мана (Милостивого). Социальной составляющей учения была проповедь аскетического образа жизни в противовес богатой, но не благочестивой жизни мекканской верхушки, занимающейся торговлей и ростовщичеством. Ханифизм был поддержан беднейшими слоями населения, среди которых все больше нарастало недовольство существующим неравенством. Кроме того, у ха-нифов впервые появилась идея объединения арабских племен на базе единой религии.
Арабское общество нуждалось в трансформации, оно находилось на перепутье, именно в таких условиях появилась и стала завоевывать позиции яркая пламенная проповедь пророка Мухаммеда, главной задачей которого стало объединение разрозненных арабов в единую нацию.
Родился Мухаммед в 570 г. в Мекке в семье небогатого торговца из рода Хашим. По легенде его рождение было предсказано пророками. В момент его появления на свет рухнули идолы Каабы и потух священный огонь зороастрийцев, горевший тысячу лет.
В реальной жизни мальчик рано стал сиротой, лишившись сначала отца, а затем и матери. В 6 лет его взял на воспитание
5. Культура во времени
Лрабо-мусулъманская культура
71
дед Абд-аль-Мутталиб, а после его скорой смерти — дядя Абу-Талиб, который занимался тем, что снаряжал и сопровождал караваны на север — в Сирию и Палестину. Подросший Мухаммед часто отправлялся с ним в странствия. Открывая для себя мир, он много беседовал в разных общинах о религии, ознакомился с идеей единобожия на примере христианства и иудаизма. Несмотря на свою неграмотность, он обладал блестящей памятью, что позволило ему запомнить многое из услышанного.
В 24 года будущий пророк женился на богатой купеческой вдове Хадидже, что позволило ему обрести материальную независимость. Дальше потекла размеренная семейная жизнь, Ха-диджа родила ему шестерых детей (оба сына погибли в младенчестве, что лишило Мухаммеда наследника).
Долгое время в жизни Мухаммеда не происходило ничего, что говорило бы о его великой миссии, пока в 40 лет он не получил откровение, переданное ему Богом через архангела Джаб-раила. Поначалу Мухаммед сильно испугался своего видения, задавался вопросом, не одержим ли он духами, которые туманят его разум, но жена Хадиджа помогла ему убедиться в том, что речи были не трансом прорицателя, а словом Бога, поэтому Мухаммед решился начать проповедовать услышанное.
Его учение называлось «ислам» (покорность), а его сторонники — «мусульмане». Центральной идеей было противопоставление веры в единого бога Аллаха вере в племенных идолов. Поначалу пророк мечтал даже об объединении монотеистических религий христиан, иудеев и мусульман в единое целое в борьбе с идолопоклонством, но это не встретило никакой поддержки или понимания у представителей христианства и иудаизма.
Свое учение пророк излагал в форме откровений, которые посылал ему Аллах, последователи же заучивали их наизусть с помощью многократного повторения. Проповедь в Мекке увеличила число последователей новой религии, что заставило обратить внимание властей на новое учение. Мекканская верхушка, поначалу с иронией относившаяся к речам Мухаммеда, усматривала в его откровениях все большую опасность. Идея единобожия лишила бы их доходов от поклонения Каабе как основной святыне племенного политеизма, а это сильно подорвало бы авторитет Мекки как центрального города региона. Представители правящей верхушки пытались обвинить пророка в одержимости и даже запрещали благочестивым гражданам общаться с ним.
Давление на немногочисленную общину со стороны влиятельного рода Омейя все возрастало, что привело Мухаммеда к
решению покинуть Мекку и переселиться в северный оазис Яс-риб, который расположился на караванном пути из Мекки в Сирию. Переселение сторонников новой религии состоялось в 622 г. и получило название «хиджра». Именно с этого года мусульманские страны ведут свое летосчисление. Сам Ясриб вскоре был переименован в Мадинатун-Наби (Город Пророка), или просто Медину.
Именно здесь складывались основные положения ислама, здесь была построена первая мечеть, которая была не только местом для молитвы, но и домом для собраний общины. Изначально молящимся было предписано обращаться лицом к Иерусалиму, но постепенно разрыв с иудеями и христианами все увеличивался, поэтому пророк получил новое откровение об изменении направления во время молитвы: теперь нужно было ориентироваться на Каабу.
Мухаммед установил время ежедневной молитвы, а также назначил налог, который каждый верующий должен был вносить на нужды общины. Кроме того, был введен запрет на ростовщичество и азартные игры, запрещалось также употреблять свинину и вино.
В мединский период Мухаммед проявил себя не только как глава религиозной общины, но и как талантливый дипломат и государственный деятель. Он заключал союзы с бедуинами, подкрепляя их браками, готовил нападения на мекканские караваны, лишая враждебный ему город основного источника дохода. Попытка Мекки силой усмирить северного соседа не увенчалась успехом, поэтому они вынуждены были пойти на компромисс. Мекканцы согласились принять ислам, попросив взамен сохранить статус Каабы как места паломничества.
В 630 г. войско мусульман беспрепятственно вошло в Мекку. Пророк обошел семь раз Каабу, велел разбить всех идолов и стереть со стен росписи и изображения. После завоевания Мекки Мухаммед вернулся в Медину, откуда отправил гонцов в разные концы Аравии с призывом принять ислам. Византия и Иран никак не отреагировали на данное предложение, зато многие кочевые племена согласились заключить союз с мусульманской общиной (уммой), а некоторые даже приняли новую религию. Так начался процесс объединения раздробленных арабских кланов в единую нацию на основе общего религиозного учения, которым стал ислам.
После смерти пророка в 632 г. власть в общине перешла к халифам, или заместителям, которым предстояло решить ряд про-
72
5. Культура во времени
Лрабо-мусулъманская культура
73
блем, возникших в молодом государстве. Дело в том, что ряд племен заключали союз непосредственно с Мухаммедом, поэтому после его смерти они объявили, что не желают продолжать подчиняться Медине. Это движение получило название «ар-рида» (отступничество). Удержать от распада только что образовавшееся государство можно было только военным путем. С этой задачей блестяще справился первый халиф — Абу-Бакр (ближайший сподвижник Мухаммеда), — который продолжил распространение ислама среди аравийских племен.
Уже второй халиф, Омар ибн-Хаттаб, предпринял первые попытки военных походов за пределы Аравии, осознав, что решить проблему внутренней раздробленности общины можно с помощью подчинения новых земель. Так началась эпоха арабских завоеваний, однако сами арабы называют ее эпохой открытий, так как основной целью своих походов они провозглашали распространение религии пророка среди как можно большего числа людей.
Халиф Омар ибн-Хаттаб благодаря умелому военному руководству сумел отвоевать у ослабевшего уже к тому времени Ирана Месопотамию, а действуя против Византии, присоединить к своему государству Сирию и Египет. Завоевания продолжились и в Северной Африке, где основную проблему для арабов представляла не столько Византия, владевшая тогда этой территорией, сколько местные берберские племена, весьма неохотно сдававшие свои позиции. Поэтому контроль над африканскими землями, получившими название Магриб (запад, место заката солнца — в противовес Машрику, или востоку, как назывался сам Аравийский полуостров), был весьма условным.
Основным культурным следствием активной внешней политики молодого арабского государства стала активная исламиза-ция и арабизация (прежде всего за счет арабского языка, а также обычая брать до четырех местных жен, причем со временем можно было сменить всю четверку) завоеванных стран. Принятие ислама было связано с рядом привилегий, например, немусульмане облагались гораздо более высоким налогом и не могли рассчитывать на успешную карьеру, поэтому зачастую переход в новую религию происходил на добровольной основе. Надо заметить, что к представителям других конфессий арабы относились весьма терпимо, хотя и ограничивали их представителей в правах.
Помимо успешных военных походов во время правления первых халифов началась письменная фиксация и систематизация речей пророка. Контроль за исполнением этой миссии пору-
чили бывшему писцу Мухаммеда Зейду-ибн-Сабиту. Он собирал и сличал разрозненные записи, а также тщательно фиксировал устные рассказы современников пророка. Эти материалы составили первую редакцию Корана — священной книги мусульман.
Позже текст Корана разделили на главы (суры), которые расположили в порядке убывающего объема (кроме первой суры Аль-Фатиха). Исследователи выделяют две группы сур: первая относится к мекканскому периоду жизни пророка (610—622), когда его основной задачей было рассказать о новой религии и воодушевить ее последователей, эти суры представляют собой эмоциональные проповеди. Вторая группа относится к мединскому периоду (622—632), когда основной задачей пророка было дать молодому обществу нормы жизни, решить его каждодневные проблемы.
Содержание сур весьма разнопланово, это своеобразный свод знаний на все случаи жизни, в котором нашли отражение и основы права мусульман, и исторические сюжеты борьбы Мекки и Медины, и библейские истории о пророках, которые ислам перенял у христианства и иудаизма, и эсхатологические представления о Страшном суде и воздаянии за дурные и добрые дела после смерти.
В основе мусульманской религии лежат пять столпов веры, которые тоже зафиксированы в Коране. Это исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.
Принцип исповедания, или шахада, — это формула, которую обязан произнести человек, решивший принять ислам: «Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». Эта же формула является свидетельством веры. Став мусульманином, необходимо исполнять оставшиеся предписания.
Ежедневная пятикратная молитва (салят) совершается на рассвете (фаджр), после полудня (зухр), в вечернее время (аср), после захода солнца (магриб) и с наступлением ночи (иша).
Пост (саум) в исламе один, но длится в течение всего месяца рамадан (девятый месяц мусульманского календаря), именно в этот месяц пророк впервые получил откровение, переданное Аллахом через Джабраила. В этот месяц в дневные часы верующим предписан отказ от приема воды и пищи, а также курения и всех развлечений.
Четвертым столпом ислама является религиозный налог в пользу бедных (закят). Согласно Корану истинным владельцем любого имущества является не человек, а Аллах, который распределяет его по своему усмотрению. Поэтому те, кому Аллах
74
5. Культура во времени
Лрабо-мусулъманская культура
75
дал больше, обязаны отдавать часть своего богатства нуждающимся.
Хадж, или паломничество к святым местам Мекки, хотя бы один раз в жизни должен совершить каждый мусульманин, имеющий такую возможность. Хадж совершается в первую декаду лунного месяца зуль-хиджа.
В VII в. успешные завоевания и увеличение территории молодого арабского государства дают импульс для роста городов, которые становятся не только торговыми центрами, но и аккумулируют в себе культурные достижения эпохи. Среди таких городов были Мекка и Медина в Аравии, Басра и Куфа в Ираке, а также Дамаск в Сирии.
Поначалу главной наукой считалась теология, которая занималась изучением текстов Корана и их толкованием (тафсир). Кроме того, изучение священных текстов способствовало становлению таких направлений науки, как грамматика арабского языка и лексикография. Именно язык Корана лег в основу классического литературного арабского языка (фусха), который до сих пор является универсальной основой для взаимопонимания всего арабского общества, несмотря на обилие местных диалектов.
Важную роль в становлении средневековой арабской культуры сыграла и активная переводческая деятельность в VIII и IX вв. На арабский язык были переведены многие научные и литературные памятники с греческого, латыни, санскрита, персидского и арамейского языков.
Самым существенным иностранным влиянием было влияние эллинистической культуры. Переводы греческих трактатов по философии (прежде всего «Органона» Аристотеля), медицине, физике, математике, астрономии способствовали становлению соответствующих арабских наук.
Наряду с периодом ученичества происходит становление и собственно арабского творчества, расцвет которого пришелся на правление халифа аль-Мамуна из династии Абассидов (813—833). Он открыл в Багдаде первый исламский университет, получивший название Бейт аль-Хикма (Дом Мудрости), при котором была организована библиотека, переводческий центр и обсерватория.
При аль-Мамуне в качестве официальной доктрины халифата было принято учение мутазилитов (букв, «обособившиеся»), которые, оставаясь в рамках проблематики мусульманской теологии, применяли рациональный метод для обоснования главных положений учения. Мутазилиты впервые объявили разум
высшим критерием, который, однако, должен не противоречить вере, а помогать ее обоснованию с рациональной точки зрения, так как аналитическая неразработанность основных догматов ислама делает его уязвимым в диспутах с представителями других религий и традиций. Они выступили прежде всего против традиции ортодоксальных теологов отвечать на любые вопросы о вере формулой «биля кейфа» (не спрашивай как).
С помощью доводов разума мутазилиты обосновывали свободу воли человека и сотворенность Корана Аллахом, что шло вразрез с ортодоксальной позицией. Подобные близкие к еретическим идеи не могли не вызвать реакции богословов, поэтому с приходом к власти в 847 г. халифа аль-Мутаваккила, который придерживался традиционных взглядов, мутазилиты подверглись жестоким гонениям.
Близок к идеям мутазилитов был основатель арабской философии аль-Кинди (ок. 796 — ок. 837), который занимался также математикой, медициной, физикой и астрономией. Он был фаворитом при дворе аль-Мамуна и пострадал от гонений на рационалистически мыслящих ученых со стороны аль-Мутаваккила. Аль-Кинди уделял особое внимание трактатам Аристотеля, занимался их изучением и редактированием, а также писал комментарии, положив начало традиции перипатетизма на Востоке.
Многие ученые халифата занимались исследованиями в разных областях науки и нередко выказывали поистине энциклопедические знания. Так, Абу Бакр ар-Рази (850—923) был знатоком в области физики, химии, астрономии, медицины и даже алхимии, кроме того, писал трактаты по этике, теологии, логике, в которых оспаривал многие традиционные богословские постулаты, чем часто вызывал нападки в свой адрес со стороны ортодоксов. Религию во всех видах он критиковал как ложный путь к истине, зато философию считал основой науки.
С этими идеями полемизировал другой крупный энциклопедист своего времени, аль-Фараби (873—950), который тоже был сторонником рационального метода в познании, но считал, что этот метод помогает человеку проникнуть в суть творения Аллаха, а вовсе не противоречит религиозным принципам.
Взгляды аль-Фараби вдохновили на творчество великого мыслителя более позднего периода — Абу Али Ибн Сину (980—1037), — который был выдающимся врачом, составившим энциклопедию «Канон медицины», математиком, философом, поэтом и музыкантом. Являясь представителем восточного перипатетизма, он пытался согласовать логику и религию.
76
5. Культура во времени
Культура Византии
77
Большой интерес представляет движение шуубия, возникшее еще в VIII в. после свержения Абассидами династии Омейядов (750). Сторонники этого движения отрицали ведущую культурную роль арабов в многонациональном халифате. Ядро движения составляли персы, которые поначалу писали по-арабски, однако уже к X в. арабский язык в научной сфере сменяется персидским, сохранив при этом свое значение в сферах богословия и философии.
Упадок арабо-исламской рациональной философии начался с XI в. и был во многом связан с учением суфиев, которое возникло еще в VIII в. как реакция простых мусульман на нарушение заповедей Корана со стороны духовенства. Суфии выдвинули в качестве своих идеалов аскетизм и мистическую любовь к познанию Бога, так что идеал рацио сменила интуиция и внезапное озарение, которые должны были вести человека на пути познания Бога вплоть до полного слияния с ним.
Споры о допустимости суфизма в исламе ведутся до сих пор, многие богословы обвиняют их в язычестве. Однако отношение к суфиям изменилось благодаря творчеству арабоязычного философа и теолога аль-Газали (1058—1111), который считал, что рациональный метод, несмотря на его ценность в сфере науки, бесполезен в сфере познания Бога, где к цели может привести только личное переживание.
XII век можно назвать временем заката арабской культуры на Ближнем Востоке, что было связано прежде всего с усилением позиции ортодоксальных богословов, которые, опираясь на поддержку власти, обвиняли ученых и философов в вольнодумии и безбожии, сжигали их труды и зачастую уничтожали их самих. Культурная активность из Аравийского полуострова постепенно перемещается к западу в район Магриба и Аль-Андалуса, через который культурное наследие арабов распространилось в Европе.
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 424 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!