Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности философской мысли России начала XX века



Остро стоял вопрос о дальнейшем историческом пути развития России, в виду которого выделились 2 направления: западники и славянофилы.

Славянофилы: А.Хомяков, И.Кириевский считали, что дальнейшее развитие России должно идти по пути возрождения славянской самобытности и патриархально-общинного строя. Полагали, что культура Запада клонится к упадку и не может позитивно влиять на духовную жизнь России, ее развитие. В философии основу должно составлять православие, которое может сформировать тесные единства человека и Бога.

Западники: Чернышевский, Белинский, Герцен выступали за приобщение к культуре Запада. Большое влияние на становление оказали учения Л.Фейербаха. В философии Чернышевского главная проблема – антропоцентризма, где человек рассматривается как «разумный эгоист», которому присущи в разумных началах идеи добра и справедливости. Антропоцентризм Чернышевского переплетался с экономическими, этическими и социальными проблемами, т.е. на становление человека большое влияние оказывает уровень развития экономики, состояние общества и нравственность.

В середине 19 в. формируется литературная философия (Толстой, Достоевский). Главные идеи – нравственные проблемы человека, связанные с поиском собственного существования в мире, проблема сострадания, которую Достоевский возводил до уровня религии (оно – самое прекрасное и высшее проявление человечества и красоты: «Красота спасет мир»).

Среди философов значительный вклад в развитие мысли принадлежит Соловьеву (см.вопрос 26). Также Н.А.Бердяев развивает в своем философском творчестве идеи свободы, творчества, личности, эсхатологии истории. Главная тема бердяевской философии – конфликт человека (личности, свободы) и объективации (мира, необходимости). Значительное место занимают формирующиеся на тот момент идеи космизма.

28. Проблемы экзистенциальной философии в России: Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов.

Экзистенциализм (от лат. «существование»), или философия существования, - одно из крупнейших направлений философии 20 в., возник накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев). Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е – 70-е гг. ХХ в. способствовали следующие причины: нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед и во время первой и второй мировых войн; бурный рост науки и техники и использование технических достижений (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т.д.); усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря).

В начале XX века в духовной культуре России происходит мировоззрен­ческий поворот, "религиозно-философское возрождение". От материализма к религиозному поиску обращаются такие крупные филосо­фы, как Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк. Возникают религиозно-философс­кие общества. Символом этой эпохи считается выдающийся русский философ Н. А. Бердяев, развивает в своем философском творчестве идеи свободы, творчества, личности, эсхатологии истории. Главная тема бердяевской философии – конфликт человека (личности, свободы) и объективации (мира, необходимости). Общество стремится превратить личность в элемент социальной системы, стандартизировать его. Личность же всегда стремится к свободе, творчеству, индивидуализации. Человеческий дух свободен в своем божественном начале, и свобода духа для философа – подлинный источник всякой творческой активности. Творчество для Бердяева – прорыв к потустороннему миру и красоте, в творчестве побеждается тьма. Вершиной творчества является теургия (богочеловеческое творчество), путь к которой пролегает через символическое искусство. Творчество рассматривается как откровение человека и совместное с богом продолжающееся творение (вводится принцип антроподицеи – оправдание человека в творчестве и через творчество). Философ пишет о кризисе современного общества, о том, что все погрязло в субъективности, и выход Бердяев видит только в стремлении к «вселенскости», обретению индивидуальности и спасению личности. Человечество соборно отпало от бога (изначальное зло – грехопадение, именно тогда была утрачена свобода и начался произвол), соборно должно и вернуться к богу. Достижение мистического смысла истории возможно лишь в конце времен, в результате выхода в «метаисторический эон», евангельское царство, мир абсолютной свободы. Свобода, согласно философии Бердяева, - основа бытия, она является основой творчества, подлинное творчество свободно. Творчество - важнейшая религиозная задача человека, его долг. Важное место в творчестве Н. Бердяева занимают проблемы социальной ф-и истории. Основа истории - это свобода зла.

С традицией экзистенциальной ф-и связано творчество Л.И. Шестова (1866-1938), обратившего особое внимание на трагизм человеческого бытия. Отмечая недостаточность рациональных, научных средств для позна­ния бытия чел-ка, он склоняется к иррационализму. Пожалуй, как никакой другой отечественный философ, Шестов выразил сомнение в возможностях рационального познания в разрешении этических проблем, называя себя "не­навистником разума". Не отрицая значения науки, он подчеркивал ее ограни­ченный характер, резко разделял разум и веру. Познание подлинного бытия возможно лишь сверхъес­тественным способом, через Откровение. Шестов — религиозный философ-мистик, но в силу своего скептицизма и экзистенциализма занимает особое место в отечественной ф-и.

29 вопрос. Философия космизма и ее основные направления: Н.Ф. Федоров, К.Д. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский.

С философией всеединства связана и значимая для отечественной философии и науки традиция русского космизма. Русский космизм – особое мировоззрение, получившее развитие в XIX – XX веках. Русский космизм - есть учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению космоса. Его признаками считаются: 1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека – в неразрывной связи с космосом

2) активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность человека, в связи с чем предполагается преображение человека

3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса

4) признание необходимости соединения усилий людей, единства (“соборности”) человечества.

В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы. В отечественном космизме выделяют религиозно-философский космизм (В. Соловьев и традиция всеединства, Н. Федоров, Н. Бердяев) и естественнонаучный (Н. Умов, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский).

Один из наиболее ярких представителей религиозного течения в космизме- Н.Ф. Федоров ( 1829-1903). В работе “Философия общего дела ” он представил оригинальную религиозную утопию. Мыслитель подчеркивает, что “ человечество призвано быть орудием Божьим в спасении мира ”. В окружающей нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению. Остановить этот процесс можно, преобразуя мир на основе соединения науки и религиозной веры, преодоления “небратского” отношения между людьми, объединения их вокруг проекта “Общего Дела”. Спасение мира – задача самого человечества. Решение этой задачи предполагает научное управление природой, преодоление конечности во времени и пространстве: освоение новых миров в космосе и власть над смертью. Особенно оригинальна идея поэтапного воскрешения всех предков на основе использования научных достижений. Лишь устранив несправедливость по отношению к предкам, можно преодолеть разобщенность и достичь всеобщего блага.

Учение К.Э. Циолковского (1857-1935) относится к естественнонаучному направлению, несмотря на его фантастические элементы. Мыслитель рассматривает космос как живое, одухотворенное целое (“панпсихизм”), населенное высокоразвитыми живыми существами. Мир и человек находятся в процессе восходящего развития, разум человека – орудие развития. Ученый обосновывает идею заселения человеком космоса, разрабатывает технические проекты. В 1903 году он представил теорию полета ракеты.

Наиболее значительный представитель естественнонаучного направления в космизме – В.И Вернадский (1863-1945). Выдающийся ученый, создатель целого комплекса наук о Земле рассматривает феномен жизни в его связи с другими планетными сферами. Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучению жизни, понимаемой им как космическое явление (“всюдность” жизни). Человек рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность. Вернадский сделал вывод о зарождении ноосферы – сферы разума, или управляемой на основе науки природы. Становление ноосферы – объективный процесс, предполагающий развитие отношений между людьми, прекращение войн. Идеи русского космизма особенно актуальны в эпоху экологического кризиса и поиска путей выхода из него. Своего наивысшего развития русская философская мысль достигает во второй половине XIX – нач. XX века, когда появились предпосылки для образования философских систем. Одна из первых и наиболее значительных систем представлена философией В.С. Соловьева.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 970 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...