Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные черты русской философии XIX века



В первые десятилетия XIX в. в России существовал столь же интенсивный интерес к европейской философии. В центре внимания находились учения прежде всего крупнейших представителей немецкой классической философии Канта, Гегеля и Шеллинга. В 1823 г. в Москве возник философский кружок "Общество любомудров". Для любомудров были характерны эстетическое восприятие и переживание философских идей, что в значительной мере определило своеобразие русского романтизма. Характерной чертой российской философии 19 в. является создание обществ или философских кружков. Одним из наиболее известных является общество любомудрия, главный представитель которого – Чаадаев. Главная проблема – проблема человека, которая понимается как единство духовного и природного. Формирование индивидуальности, по мнению Чаадаева, возможно только в коллективе; идеология индивидуализма прочна. В социальной философии Чаадаев обосновал теорию географического детерминизма – географическое положение страны определяет ее историю, экономическое развитие, социальные и политические особенности.

Первым известным русским шеллингианцем был ДМ Велланский. Ему довелось во время обучения в Германии слушать лекции молодого Шеллинга. Возвратившись в Россию и приступив к преподавательской деятельности, Велланский активно пропагандировал натурфилософские идеи Шеллинга. В своих трудах ("Опытная, наблюдательная и умозрительная физика", "Философическое определение природы и человека") он развивал, в частности, идею синтеза опыта и умозрения, понимания природы как целостного, живого единства, учение о мировой душе и Абсолюте как "сущности всеобщей жизни". Последователем Шеллинга считал себя и профессор Московского университета М.Л. Павлов, который следовал принципам шеллингианства в своей натурфилософии и романтической эстетике. Взгляды Велланского и Павлова сыграли немалую роль в становлении мировоззрения участников "Общества любомудров", одним из руководителей которого был князь В. Ф. Одоевский. В его работе «Русские ночи» обнаруживается влияние идей Шеллинга. Так, критика западной цивилизации, содержащаяся в "Русских ночах", в определенной мере восходит именно к тезису Шеллинга о кризисе западной рационалистической традиции. По Одоевскому, только символическое познание может приблизить познающего к постижению "таинственных стихий, образующих и связующих жизнь духовную и жизнь вещественную".

26. Философия «всеединства» Вл. Соловьева

В.Соловьев полагал, что все предметы или явления не существуют отдельно друг от друга, а представляют собой совокупность определенных сторон и связей, некое «всеединство».

Главная проблема в онтологии: всеединство проявляется в том, что природа, человек и бог существуют в неразрывном единстве. В онтологии Соловьев опирался на религию. Высшее духовное начало – бог (причем не Иисус Христос, а просто бог).

Гносеология: принцип всеединства проявляется в том, что знание должно быть целостным или цельным, т.е. органичным единством 3-х необходимых компонентов – теологии, философии и конкретной науки.

Антропология: принцип всеединства проявляется в понимании человека как единства 3-х начал – духовного, физического и божественного. Божественное начало проявляется в человеке благодаря «искре божьей».

Принцип всеединства был связан с пониманием Соловьевым религии, которую он рассматривал как нечто общее, единое. Выступал простив деления христианства на православие и католицизм (за эти взгляды был предан анафеме), утверждал, что все религии имеют одно духовное начало и отличаются наличием неких национальных особенностей.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 583 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...