Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия И. Канта



Кант является основоположником НКФ (немецко-классической философии) (1724-1804 гг.). Творчество Канта делится на 2 периода: докритический и критический. В докритический период Кант изучал проблемы естествознания. Он был известен, как естествоиспытатель. В критический период формируются его философские взгляды. Название периодов связаны с его 3 фундаментальными трудами:

1. Критика чистого разума.

2. Критика практического разума

3. Критика способности суждения

Кроме этих трудов у Канта существует еще ряд работ, посвященных конкретным проблемам:

1) Критика чистого разума. В основе этой работы лежит проблема познания. Здесь Кант отстаивает идею агностицизма, т.е. идею ограниченности познавательных возможностей человека. Кант приходит к выводу, что разум человека не способен познать все тайны бытия (все тайны всего сущего). Как только разум пытается выйти за собственные рамки (за собственные возможности) он наталкивается на неразрешенные противоречия, которые Кант называет антиномией. Таких противоречий Кант называет 5. С помощью разума можно логически доказать оба противоположных положения. Как только разум пытается прийти к единому доказательству, он заходит в тупик. Т.о., наличие антиномий является доказательством границы познавательных возможностей человека.

В критике чистого разума Кант дает классификацию самого знания. Он выделяет 3 вида: апостериорное, априорное и «вещь-в-себе».

Апостериорное – это то знание, которое человек получает в результате опыта. Оно может меняться и дополняться.

Априорное – это доопытное знание, то знание, которое существует в разуме изначально и не требует никаких доказательств.

«Вещь-в-себе» - одно из центральных понятий философии Канта; это внутренняя сущность вещи, которая никогда не может быть познана разумом.

В этой работе Кант дает структуру сознания. Само человеческое сознание включает в себя следующие формы: формы чувственности, формы рассудка и формы разума.

Чувственность – это первый уровень сознания. Формами чувственности являются пространство и время, благодаря которым сознание первоначально систематизирует наши ощущения, образы предметов, помещая их в пространстве и во времени.

Рассудок – это следующий уровень сознания. Формами рассудка являются категории, т.е. предельно-общие понятия. С помощью категорий происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений.

Разум – это высший уровень сознания. Согласно Канту формами разума являются окончательные высшие идеи: идея Бога, идея души, идея бытия, идея сущности и т.д.

Учения о категориях Кант выделяет 12 основных категорий, к которым можно свести все сущее, и делит их на 4 класса: количество, качество, отношение и модальность (возможность).

2) Критика практического разума. В этой работе Кант рассматривает проблему нравственности. Кант приходит к следующим видам:

a) Существует, так называемая, чистая нравственность – это общепризнанные нравственные начала, которые имеют универсальный смысл. Например, понятия добра, справедливости, честности, любви и т.д.

b) Между чистой нравственностью и реальной жизнью (человеческие поступки, различные человеческие проявления, побуждения и т.д.) существует большое противоречие.

c) Не смотря на это, человек должен постоянно помнить о существование высших нравственных категориях. Он должен подчиняться этой мысли, как закону. Связи с этим, Кант формирует, так называемый, нравственный закон, т.е. категорический императив.

d) «Поступай так, чтобы максиматвоей воли стала основа всеобщего законодательства». Этот или «человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех».

3) Критика способности суждения. Здесь рассматривается проблема всеобщей целесообразности. Кант считает, что все в мире устроено целесообразно, т.е. все имеет свою цель и предназначение.

Кант выводит следующие виды целесообразности: целесообразность в эстетике (человек наделен способностями, которые он должен максимально использовать в жизни и в культуре), целесообразность в природе (все в природе имеет смысл) и целесообразность духа (он связывает с Богом, т.е. существование Бога необходимо).

Другие учения Канта:

· Учение о человеке. Кант считал, что человек изначально наделен злой природой. В процессе воспитания и следования нравственного закона человек постепенно приходит к добру.

· Социально-политические учения. Кант был сторонником распространения демократии и правового порядка в каждом обществе и между государствами. Он осуждал войну, как наибольшее заблуждение и преступление человечества – это война. Считал, что в будущем наступит «вечный мир», когда войны будут запрещены правом или станут экономически выгодными.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 607 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...