Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Возрождения, ее характерные черты и представители



(14-17 вв.) Философия Возрождения формируется на новой социально-экономической и политической основе, связанной с зарождением буржуазного общества. В философии Возрождения формируется новое миропонимание, при котором человек и его творческие и научные способности становятся центральными, центром мировоззренческих проблем. В эпоху Возрождения формируется антропоцентризм, как особая форма философского мировоззрения.

Философия Возрождения характеризуется гуманизмом, как особой идеологией, возвеличивающей человека и его способности. В философии Возрождения формируются 2 основных направления: гуманистически-просветительная проблема и натурфилософия. Гуманисты (Л. Валла, М. Монтень, Н. Кузанский и другие) считали, что наряду с Богом необходимо возвеличивать человека, как борца материальных и культурных ценностей. Например, Монтень провозглашал идею равенства между людьми, считал, что счастливая жизнь обусловлена отсутствием имущественного неравенства. Естественно-научная проблема делала акцент на развитие науки, главным образом естествознания и роли человека в данной деятельности. Представителем считается Леонардо да Винчи – художник и ученый изобретатель.

12. Английская философия XVII – XVIII веков (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс, Дж. Беркли, Д. Юм).

Конец XVIв и XVIIв ознаменовались в Зап.Европе кризисом феодализма и ранними буржуазными революциями в Нидерландах и Англии. Восходящий капитализм, нуждавшийся в изобретении и применении машин, обусловил прогресс механико-матем-их наук. Возникает не только под­линное научное естествознание, основой к-огоявл-ся органическое со­единение теории с планомерным экспериментальным исследованием природы, но и опирающаяся на науку и ее ф-ое осмысление качественно новая картина мира.

Опытно-экспериментальное исследование природы и тематическое осмыс­ление его рез-тов оказало решающее влияние на ф-ую мысль. Объектом особого внимания в Новое время становятся гносеология и мето­дология исследования природы.

Ф-ю Нового времени принято называть классической. Это понятие употребляется для обозначения периода развития ф-ии, обладающего непрерывностью и единством ценностей, к-ые сохраняли свойхар-р неза­висимо от смены эпох. Глав­ной установкой этого периода явл-ся признание разума высшей, по край­ней мере внутри ф-ии, инстанцией.

Ф. Бэкон (1561-1626) одним из 1ых поставил задачу создания научного метода, дающего истинное и полезное знание. Он отвергает традиционные формы зна­ния: схоластику, магию, аристотелевскую логику как ложные и бесполезные, предлагая грандиозный проект "Великого восстановления наук"(осн.работа "Новый Органон" (1620)). Им постав­лена цель направленного изучения природы и овладения ею.

Материалистическое учение о природе То­маса Гоббса (1588-1679): мир состоит из многообразных, протяженных тел, имеющих фигуру, величину, положение и подчиненных за­конам механического движения. Ничего бестелесного нет. Мир - единая мате­риальная субстанция. Качественное многообразие природы - продук­т чел-их восприятий, в основе к-ых лежат механические разли­чия вещей.

Предпринятая Гоббсом систематизация эмпиризма получила развитие у англ. мыслителя Джона Локка (1632-1704). Его учение основано на механике Ньютона: природа понимается как механическое взаимодействие телесных частиц. Локк - материалист, в том числе и в теории познания. Окр. мир предметов и вещей определяет содержание ощу­щений чел-ка. В этой связи он отмечает: в разуме нет ничего, чего раньше не было бы в наших чувствах.

Идеи Локка получили своеобразную интерпретацию в ф-ии его со­отечественника Джорджа Беркли (1684-1753). Ощу­щения - основа познания, идеи - это ощущения или рез-ты воздействия разума на ощущения. При этом нет принципиальной разницы между первич­ными и вторичными качествами. Все качества (идеи) - наши ощущения, к-ые не имеют внешней причины и сущ-ют лишь в познающем разуме. Вещи — это сочетания ощущений в уме.

Вслед за Беркли с учением о том, что целью науки является описание ощу­щаемого как единственной реальности, выступил Давид Юм (1711-1776).Он исследует природу чел-ка в связи с анализом природы познания. Юм под­черкивает первичность впечатлений чувственного опыта по отношению к по­рождаемым на их основе идеям. Идеи, т.о., не порождены опытом, но они не основаны и на какой-либо рациональной не­обходимости. Юм отрицает рациональную основу познания.

Основоположником философии нового времени является Бэкон. Он также считается родоначальником эмпиризма.

Эмпиризм – это философское учение, возникшее в 17 в. И, считающее, что опыт или эксперимент могут быть основой научного познания.

Главные учения Бэкона:

1. Бэкон разработал собственное учение о методе познания. Он считал, что индукция должна стать главным методом научного исследования. Бэкон разрабатывает целое учение об индукции, выделял в не й полную и неполную.

2. Бэкон разрабатывает учение о научном знание. Он считает, что его целью является принесение пользы человеку. Общая задача любого исследования продемонстрировать власть над природой. В этом человеку должна помочь наука.

3. Проблема истины познания. Познавательные истины человек достигает лишь в том случае, если он полностью погружен в науку и освобожден от собственных внутренних заблуждений, которые Бэкон называет «призраки» или «идолы». Они, по мнению Бэкона, мешают человеку прийти к истине. Источником являются черты характера человека, эмоциональное состояние, разнообразные традиции, различные отношения, в которых вступает человек и т.д.

4. Классификация наук. Бэкон классифицирует науки с точки зрения познавательных способностей человека: память, рассудок, воображение. С памятью связаны, напр., история; рассудок связан с философией и различия теоретические науки, воображение – литература, поэзия и т.д.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 293 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...